Прощай, онлайн-касса, привет, агент: четыре способа сохранить нервы и один их уничтожить
Юрист компании Pokupo.ru о всех возможностях избежать встречи с онлайн-кассой (отсрочки не в счёт).
Каждый раз с очередным изменением в кассовой сфере (даже таким мелким, как одна буква-цифра в реквизитах чека) предприниматели, схватившись за головы, ищут очередные способы покончить со своим бизнесом либо с кассой. По причинам, описанным, например, здесь (как раз речь о злополучной букве в чеке. Коротко: у компании 20 касс от Атол. Если закон меняет один реквизит в чеке, каждую кассу нужно перепрошивать. Формально Атол заявляет, что такая прошивка бесплатна. Фактически требует за неё деньги. За два года прошло уже два, а для кого и три таких изменения. Соответственно компания, кроме выложенного полумиллиона рублей за сами кассы, два раза потеряла деньги на бессмысленной прошивке).
Покончить с бизнесом обычно не получается, так как он всё-таки приносит доход, часто даже кайф, да и в целом всё, кроме кассы, уже более-менее на рельсах.
А по кассе выходит следующий приоритет намерений:
- Протестовать против неё, закрыть ИП/ООО и продавать вчёрную (капитулировать).
Спихнуть всё с одной головы на другую (делегировать).
Найти такую правильную кассу, которая “намного лучше этой” (тоже можно подобрать какое-нибудь “-ировать”).
Есть ещё вариант — потерпеть, поматериться да продолжить по старой схеме. Но тут всё понятно — если можешь терпеть и материться — терпи и матерись.
На первый шаг решаются только самые отчаянные, которым терять уже особо нечего. Разумеется, для физиков до сих пор из-под прилавка предлагаются решения. И, конечно, эти решения ограничены драконовскими комиссиями и прочими неудобными условиями (тыжфизик, понятно?). И да — это тот способ, который напрочь лишает не только боли за кассу, но и покоя в целом. Так как нежданный стук соседа в дверь воспринимается как визит одного из десяти наших доблестных государственных органов.
Другую кассу (вариант № 3) можно найти и настроить, даже пять минут порадоваться, но обязательно сработает принцип “хорошо там, где нас нет” (вот серьёзно — при всех корыстных монополистических болячках Атола и Штриха, насколько составляют им конкуренцию остальные, и что важнее, насколько они клиенто-ориентированней?).
А по делегированию придётся поподробнее (ведь четыре способа как раз отсюда).
Итак — во Вселенной 54-ФЗ существуют такие супергерои, которые за разумный процент берут на себя всю ответственность по внедрению кассы в ваш бизнес. Хотя многие считают их суперзлодеями (или не супер), ставя в один ряд с законодателем, производителями касс и прочими посредниками, которые только и делают, что наживаются за счёт прогрессивных умов человечества. Имя героям-злодеям — Мстители (зачёркнуто) Агенты.
Несмотря на некоторый неоспоримый негатив, стоит признать, что при работе с агентами сразу же отпадают такие проблемы, как:
- приобретение/аренда кассы;
- заключение договора с ОФД;
- фискальный накопитель;
- приобретение цифровой подписи;
- заключение договора с платёжным агрегатором, либо с каждой платёжной системой/банком (так дольше, но экономнее).
- доведение всего этого до состояния “слаженно работающего механизма”.
Но у каждого есть своё «Но». Рассмотрим:
1. Самый неочевидный агент — NextPay, ещё до вступления в силу ФЗ-54 предложившего своё оригинальное решение — выставлять счета покупателям, тем самым избавляя продавцов от конкретного момента оплаты товара — значит, от чека — значит, и от кассы. Собственно НекстПэй и не агент в классическом понимании. Они предоставляли альтернативное кассе решение. Как платежи физикам, только легальное. Многие критиковали это решение, пророчили фиаско, но NextPay до сих пор здесь. С одним “но”: ранее чек был одинарный — поэтому проблема с выдачей вроде бы решалась. Теперь есть чеки двойные (первый при оплате товара через интернет — “аванс”, который НекстПэй избегал, второй — при вручении товара — “зачёт аванса”). И второй чек продавцу всё же придётся вручать, но необязательно в бумажной форме — сойдёт и электронная.
Плюсы: механизм с выставлением счетов работает, первый чек не требуется но это сомнительный плюс с учётом изменений.
Минусы: проблема со вторым чеком при вручении товара (касса всё равно нужна), неудобство взаимодействия, из-за лишнего звена время между заказом, оплатой и вручением товара увеличивается.
2. Курьеры. Из простых доставщиков товаров они превратились в полноценных посредников между предпринимателями и налоговой. Тем более что последними изменениями их жизнь по ФЗ-54 максимально упростилась. Теперь им не приходится таскать по кассе на каждого, они не обязаны выдавать бумажный чек (достаточно чека на почту, в смс, либо считывания QR-кода), нужно только мобильное приложение на смартфоне, которое связано со стационарной кассой в их штабе. Идеальным будет вариант, если вы торгуете физическими товарами через интернет и оставляете только оплату товара при получении. Примеры решений для курьеров: https: //www.retail.ru/articles/onlayn‑kassa‑dlya‑kurera‑avtomatizatsiya‑dostavki‑i-oplaty‑zakazov/
Плюсы: голова не болит ни по эквайрингу, ни по кассе.
Минусы: решение касается только физических товаров, покупателям не всегда удобно оплачивать при получении, а также оплата при доставке создаёт большой пробел во времени между заказом товара и оплатой, и охлаждает покупателя — значит, процент отказа от покупки повышается.
3. Платёжные агенты — лица, специализирующиеся на приёме платежей в пользу других лиц. При таком варианте агент берёт на себя обязанность принимать платежи в пользу продавцов и выдавать чеки. Самый видный представитель платёжных агентов — Робокасса. Услуга их называется “Робочеки”. Самый видный представитель, отказавшийся работать по такой схеме, — Яндекс.Касса, они мотивировали это тем, что обязанность выдавать чек, даже при приёме денег в пользу продавцов, сохраняется за последними. Оба варианта не лишены логики. Платёжный агент в любом случае обязан выдать чек покупателю от своего имени. Если в этом чеке будет информация о приобретаемом товаре и другие сопутствующие обязательные реквизиты, тогда да — продавец может расслабиться. Если же там фигурируют только реквизиты, присущие платёжным агентам, а других, обязательных для продавца, не хватает, тогда сомнения Я.Кассы обоснованы.
Плюсы: подходит для любых видов товаров и услуг.
Минусы: возможны проблемы с несоответствием реквизитов чека у платёжного агента с реквизитами, обязательными для продавца, и возможно, с выдачей второго чека (зачёт аванса). Т.к. главная задача платёжного агента — принять деньги без привязки к товару и к получению этого товара, значит и чек их будет выглядеть по-другому, и второй чек им совсем не нужен.
4. Товарные агенты. По сути, курьеры - это тоже товарные агенты. Отличие их от полноценных агентов в том, что у них задача только доставить товар, в крайнем случае принять оплату и выдать чек. Настоящие же товарные агенты более погружены в процесс реализации товара от продавца к покупателю. Грубо говоря, они весь день находятся за прилавком и содержат свой магазин, ведут учёт, возможно, консультируют покупателей, занимаются продвижением товаров, рекламой и т.д. То же самое и в интернет-магазине. Примеры: опять же Робокасса (с услугой Робомаркет+Робочеки), платформа Pokupo.ru. На самом деле, товарные агенты - самый стоящий вариант для предпринимателей, если они так уж не хотят обзаводиться кассой.
Но в этом случае торговать можно только агентам. Вам уже нельзя — иначе касса — чеки — штрафы.
Плюсы: подходит для любых видов товаров и услуг, ответственность частично возлагается на агента.
Минусы: рентабельность. Этот плавающий минус относится и к остальным способам. Т.к. всегда есть порог, за которым выгоднее становится подключить собственную или облачную кассу. На Pokupo, например, порог составляет 900‑1100 т.р. в год. Но это не учитывая всю мороку и головную боль, связанную с самостоятельным обслуживанием кассы, а также кучей договоров и контактов с полдесятком организаций.
Какие выводы можно сделать?
- Вывод субъективный и (верим) правильный. Все решения хороши, но выбирайте Pokupo - там комфортно, комиссии низкие, полно платёжных методов и настроенных CMS-ок, и все возникающие проблемы быстро решаемы.
- Вывод объективный и (хотелось бы верить) неправильный. Агенты подходят далеко не всем. И золотой середины здесь нет. Кому-то вполне хватит и Некстпэя, кому-то всё же лучше подключить свою кассу, потому что потраченные деньги, время и нервы обойдутся дешевле.
С одной кассой проблем обычно нет, или они быстро решаются. А если как вы пишите у компании 20 касс, то у них скорее всего есть люди или подрядчик, который это всё обслуживает, и берёт решение таких проблем на себя.
А всякие мутные схемы с агентами/платежными агентами и т.д. бухгалтерия весьма не любит.
Имхо.
Ну компании, где требуются 20 касс, агенты и не нужны.
А в целом агентская схема вполне прозрачна для налоговой.
Как обычно - лучший бизнес у нас - на нивелировании последствий принятия долбанутых законов.
Лучший бизнес обычно ведётся не на нивелировании последствий, а на их создании, а затем уже нивелировании.
Ждем, когда курьеры начнут ходить с терминалами оплаты, подключенными к онлайн-кассе и отсылающими чеки на емейл покупателя (указанный при заказе). Вот тогда наступит киберпанк, который мы заслужили. Особенно если при этом еще и расплачиваться касанием телефона
Ждать осталось месяц, два. Все уже тестируется.
А разве они уже не ходят? Я был уверен, что внедрили уже ))