Медиаотрасль ждет от регулятора дорожную карту по законодательным инициативам

Участники медиаотрасли ждут от государства дорожную карту по принятию новых отраслевых законопроектов в своей и смежных отраслях, а также приглашения к активному участию в нормативных инициативах. Это позволит более детально прорабатывать документы, заранее готовить отрасль к законодательным нововведениям, говорили участники «TeleMultiMedia Forum 2024: лидеры цифровой медиасферы».

Как отметил директор по работе с органами государственной власти компании «Триколор» Владимир Трунов, для компаний становится приоритетом взаимоотношение с регулятором и поиск оптимальных решений, которые устраивают отрасль и позволяют ей динамично развиваться. Тем не менее, бизнес ждет более слаженной совместной работы с регулятором с учетом того, что большая часть законопроектов вышла за пределы медиаиндустрии. «В последние годы многие законопроекты, которые обсуждаются и принимаются, лежат на стыке различных отраслей. Тут и искусственный интеллект (ИИ), и рекомендательные сервисы, и подписки, и нейросети, и реклама. Эти инициативы напрямую может быть не всегда связаны с медиаотраслью, но способны ощутимо повлиять на нее», – дополнила корреспондент РБК Евгения Стогова, которая модерировала одну из сессий форума.

Источник фото: TeleMultiMedia Forum
Источник фото: TeleMultiMedia Forum

Отрегулировать развитие медиаотрасли призвана «Концепция развития телерадиовещания в России на 2024-2035 годы», о разработке которой в декабре прошлого года объявил «Медиа-Коммуникационный Союз» (МКС). «В новой концепции медиаотрасли необходим также некий календарный план в части работы с нормативной базой, потому что сейчас мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, когда ничего не происходило и вдруг внезапно появляется законопроект, который кардинально может перевернуть работу целой индустрии, в том числе и из смежных отраслей», – отметил Владимир Трунов.

По мнению генерального директора компании «Синтерра Медиа» Григория Урьева, данная концепция должна лечь в основу полноценной «Стратегии развития российской медиаотрасли», коррелирующейся с соответствующими документами смежных отраслей. «Последним мейстримом медиаотрасли был переход на цифровое вещание, в котором участвовали все стороны отрасли: законодатели, операторы и производители контента. После этого каждый играет в свою игру. Пока мы не утвердим стратегию развития медиаотрасли, которая пройдет соответствующее утверждение на государственном уровне, далеко никуда не двинемся», – уверен Григорий Урьев.

Информационная безопасность как стратегия

Как отметил Григорий Урьев, в «Концепции развития телерадиовещания в России на 2024-2035 годы» одним из основополагающих факторов должен стать вопрос информационной безопасности (ИБ). «Я более чем уверен, что достичь прорывных результатов в этой области для каждого в отдельности будет достаточно сложно. Медиаотрасль долгое время не обращала внимания на вопросы ИБ, и события первой половины 2022 года очень быстро показали, насколько мы все были не готовы», – дополнил он.

Владимир Трунов также напомнил, как в 2023 году вся индустрия спутникового телевидения столкнулась с мощнейшим атаками и помехами на спутниковый сигнал. «И случилось это впервые. Таких масштабных атак на самом деле даже в международной практике не так-то много. Один из основных вызовов, с которым нам предстоит работать в ближайшие годы – это угроза информационной безопасности и повышение уровня инфобеза именно в части телевидения. Сейчас телесигнал, особенно в сетях платных операторов, защищается, в том числе и зарубежными решениями», – сказал он.

Источник фото: TeleMultiMedia Forum
Источник фото: TeleMultiMedia Forum

Есть вопросы и к продолжительности жизнедеятельности космических аппаратов, на которых сейчас «сидят» спутниковые операторы. «Те космические аппараты, на которых мы и ряд крупных спутниковых операторов сейчас работаем, профункционируют примерно пять-шесть лет. И что мы сейчас наблюдаем – это отсутствие финансирования в принципе начала разработки новых российских спутников. Есть попытки встроиться в ту или иную госпрограмму, нацпроект, но времени осталось мало, а работа еще практически не началась», – рассказывает Владимир Трунов.

Отрасль надеется на законопроект, который позволит частным компаниям участвовать в финансировании космических программ, в том числе в строительстве и запуске спутниковых аппаратов. О том, что Россия заинтересована привлекать частные компании к совместной работе в космической сфере президент Владимир Путин говорил на встрече с молодыми учеными еще в октябре 2023 года. В январе 2023 года Правительство РФ, госкорпорациия «Роскосмос» и коммерческие компании подписали соглашение о намерениях сотрудничества при создании российских спутниковых группировок и наземной инфраструктуры для обслуживания космических аппаратов и обработки данных. По соглашению Правительство РФ, «Роскосмос» и частные компании будут совместно реализовывать дорожную карту по развитию в России высокотехнологичного направления «Перспективные космические системы и сервисы» до 2030 года.

«Основой для наращивания орбитальной группировки станут серийные производства, которые построит «Роскосмос». Но мы должны следовать мировым трендам и открыть рынок для частных инвестиций по примеру США, Европы и Китая», – говорил тогда генеральный директор «Роскосмоса» Юрий Борисов.

В марте 2024 года в Госдуму был внесен законопроект, направленный на развитие частно-государственного взаимодействия в освоении космоса. Данный законопроект уже принят в первом чтении, сказал Владимир Трунов.

В тесном кругу

Об объединении и сотрудничестве говорили и другие игроки медиарынка. «Насколько быстро мы, буквально за год-полтора, отошли от отдельного обсуждения цифровых площадок и пришли к обсуждению мультиформатных проектов с участием разных платформ и площадок. Всем онлайн-площадкам следует приготовиться к более тесному, глубокому и обширному взаимодействию с телекомпаниями и радиокомпаниями во всех смыслах, и в части единых метрик аудиторных показателей, некой единой платформы для монетизации и дистрибьюции», – уверена заместитель генерального директора компании «Газпром-Медиа Холдинг» Юлия Голубева.

Тенденцию к объединению подтверждают и другие участники рынка. Заместитель генерального директора ВГТРК Александр Нечаев уверен, что в ближайшие пять лет на рынке появится еще больше проектов, разработанных совместно с каналами и видеосервисами. «Мы с большим удовольствием делаем коллаборации с телеканалами, потому что видим, что это полезно и телеканалу, и нам. Мы пробовали делать коллаборации с другими онлайн-кинотеатрами, но пока не нашли хороших вариантов», – дополнил директор департамента собственного производства компании Rutube Алексей Федоров.

Как отметил Григорий Урьев, сначала онлайн-кинотеатры соревновались с телевидением. Потом телевидение само стало заинтересовано в онлайн-прощадках, теперь телевидение становится неким драйвером для развития онлайн-кинотеаторов. «Это на самом деле про экосистему, про объединение. Сейчас точно не время каждому тянуть одеяло на себя. Рано или поздно отрасль придет к созданию глобальной медиасистемы. Технически она будет построена на общих ресурсах с возможностью локализации под каждого производителя контента, онлайн-площадку», – глобализировал глава «Синтерры Медиа».

Импортозамещение как сервис

Сотрудничество должно лечь и в основу импортозамещения в части оборудования для медиаотрасли. «По сути, технология телевизионного производства на сегодня выглядит так: все крупнейшие телеканалы, каждый по отдельности, строят свой отдельный производственный комплекс, привлекая понятных им партнеров. В итоге не появляются рыночные продукты, удобные всем, а на рынок выходят лишь решения для конкретных задач, порой очень локальных и специфических. Нет enterprise-подхода. Как только все лидеры медиаотрасли начинают голосовать рублем и разговаривать о едином технологическом медиапространстве страны, тогда у нас получится создать решение мирового уровня. Мы в «Синтерре Медиа» уже идем этим путем», – пояснил Григорий Урьев.

Участники форума также задались вопросом, что считать российским оборудованием. «У нас много производителей отечественного оборудования, которое на самом деле таковым не является. Российским по закону считается только то оборудование, которое внесено в реестр Минпромторга или в Евразийский реестр промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза. Для попадания в соответствующие реестры производитель должен пройти весьма не простую экспертизу и доказать свой вклад в разработку и производство. Это не просто для представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому далеко не все, произведенное в России, является реально российским с точки зрения соответствия закону», – уверен глава «Синтерры Медиа».

Источник фото: TeleMultiMedia Forum
Источник фото: TeleMultiMedia Forum

С российским оборудованием ситуация обстоит плохо, согласился генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Александр Широких. По его словам, нет ни отечественных камер, ни объективов, ни огромного количества сопутствующего оборудования, и в перспективе даже пяти лет они не появятся.

Еще одна проблема именно для радиоэлектронной продукции – это небольшой объем рынка. По оценкам «Синтерры Медиа», объем рынка технологий для телевизионного производства в России составляет всего не более 10 млрд рублей в год. R&D на таком небольшом рынке стоит столько же, сколько для более массовых и крупных рынков. «Поэтому никакой очереди желающих создавать оборудование промышленного назначения не наблюдается. А малый бизнес, который пытается развивать разработки отечественного оборудования, не готов и не способен инвестировать миллиарды в то, что будет окупаться более трех лет, и это абсолютно нормально с точки зрения бизнеса», – сказал Григорий Урьев.

Радио снова в моде

По мнению исполнительного директора Mediascope Ксении Ачкасовой, телевидение продолжает оставаться самым охватным медиа. «98% населения страны старше четырех лет смотрят ТВ хотя бы раз в месяц, а 65% – в среднем в день. Каждый день телевизор смотрят 2/3 населения, а средняя продолжительность просмотра составляет суть более 3,5 часов. «Хочу обратить внимание, что это в среднем на жителя, а не на телезрителя», – отметила она.

Заместитель генерального директора «Газпром-Медиа холдинга» Юля Голубева дополнила, что среди самых охватных медиа отмечается также и радио. «По данным «Медиаскопа», у радио на сегодняшний день охват населения в России составляет 86%. Это сопоставимо с охватом телевидения. В 2023 году в секторе радио произошел значительный рост рекламного рынка (32%), по итогам первого квартала 2024 года фиксируется уже 40% роста рекламного рынка», – рассказала Юлия Голубева.

При этом наблюдается систематический рост потребления линейного радиослушания на альтернативных площадках: не только через FM-приемник, но и через интернет (рост на 11% в 2023 году), умные колонки (рост 26%). Радио становится снова заметным игроком на рынке благодаря новым каналам для прослушивания, уверена Юлия Голубева.

Начать дискуссию