Что такое комфортный контент?
Лёша Устьянцев раз и навсегда объясняет, как и зачем делать посты, пропитанные ностальгией и положительными эмоциями. И показывает очень много примеров
Помните, был такой 2020 год? Пандемия коронавируса заперла нас по домам, и мы оказались лицом к лицу со всеми плюсами и минусами удалёнки: заказывали доставку, занимались спортом дома, изучали фильтры в Zoom и выходили гулять по пустым улицам согласно расписанию. Мы обсуждали, нужно ли носить маски, ждали вакцину и залипали в Animal Crossing. Тогда нам казалось, что хуже и быть не может.
Я только что устроился в «Пикчер», и новая работа заставила меня смотреть очень много контента. Тогда я начал замечать, что некоторые посты чем-то между собой очень похожи, но чем — сформулировать пока не получалось. А в октябре моя лента в инстаграме взорвалась с трёх постов художницы pravsha.art. Вот они:
Эти посты нравились абсолютно всем, и они укладывались в ту общую рамку контента, которую я заметил ещё весной. Я подумал, что эту рамку должно быть можно как-то масштабировать. Ещё несколько месяцев я донашивал эту мысль, пока весной 2021 года не написал в рабочий чат вот это сообщение:
Спустя полгода мы выпустили в соцсетях «Пикчера» первый пост о комфортном контенте:
После этого словосочетание «комфортный контент» ещё пару раз всплывало с нашей подачи в публичном поле, но завирусилось только в марте 2022, когда что-то случилось. Индустрия спустя несколько дней ступора бросила все силы на поиск такого контента, который дал бы аудитории ощущение поддержки. Термин «комфортный контент стал появляться на самых неожиданных площадках в многочисленных рерайтах нашего весеннего поста. Наконец мы решили, что надо бы капитализировать свою идею. Этот текст — первое полное описание концепции комфортного контента от её автора.
Но сначала давайте определимся с тем, что мы вообще называем контентом в SMM.
Контент — это информационное содержание социальных медиа, существующее в контексте массовой коммуникации и находящееся в публичном обороте.
Во-первых, почему «социальные медиа»? Потому что именно там с вашим контентом взаимодействуют другие люди, он распространяется за счёт социальных связей и на площадках, в основу которых заложена интерактивность, — в соцсетях.
Во-вторых, почему «массовая коммуникация»? Потому что контент в соцсетях по умолчанию адресован максимально широкой аудитории.
В-третьих, почему «публичный оборот»? Потому что с нашим контентом любой человек может сделать всё, что угодно, адаптировать и обработать его так, как захочет. Даже репост — это уже авторская обработка чужого контента.
Что же тогда такое комфортный контент? Это публикации (тексты, визуал — неважно), которые дают читателю приятное чувство узнавания, несут положительные эмоции и пропитаны ностальгией. Он хочет нравиться всем, всем хочется его лайкать, репостить и комментировать. Это бабушкин борщ или жареная картошка с луком — комфортная еда, которую всегда хочется съесть и от которой ещё долго ощущаешь приятное послевкусие тепла и счастья.
Комфортный контент везде. Вы просто не знали, что он комфортный.
В фундаменте комфортного контента лежат три принципа и две стратегии, из которых рождаются десятки форматов. Разбираться будем во всём по порядку и с примерами.
Принципы комфортного контента — доброта, ностальгия и радость узнавания
Стратегии создания комфортного контента — демонстрация сущностей и совмещение сущностей
- Почему комфортный контент — ок? Потому что он прост в производстве, он адаптивен и вечен, а его глубина бесконечна
- Что можно делать с комфортным контентом? Например, прокачивать скучные посты и делать коллабы
- FAQ по комфортному контенту
- Форматы комфортного контента
Принципы комфортного контента
Эти принципы — не универсальная истина: авторы по-разному используют комфортную базу и формируют собственный уникальный и узнаваемый стиль. Если вы раньше не делали ничего похожего, рекомендуем отталкиваться от трёх базовых принципов, постепенно наруливая свой стилёк. Не ошибётесь.
Первый принцип: доброта
Комфортный контент несёт положительные эмоции. Даже пост на острую тему будет скорее постироничным и, вероятно, вызовет смех, а не злость.
Второй принцип: ностальгия
Ностальгировать можно по всему, что произошло не сегодня. Подойдут и задачки для дошколят 20-летней давности, и сериал, который выходил буквально в прошлом году.
Третий принцип: радость узнавания
Комфортный контент распространяется вирусно. Поэтому в нём часто используют образы из массовой культуры или элементы, которые легко примерить на себя. Когда я вижу очередное видео «Какая ты бебезьяна?», я сразу ищу на нём себя и друзей. А когда нахожу — скидываю друзьям с комментом «чисто МЫ». Узнал → Обрадовался → Расшарил.
Стратегии создания комфортного контента
Эти три принципа раскрываются с помощью двух стратегий: одна совсем простая, вторая посложнее. Сложнее — необязательно лучше. Придумывая комфортный креатив, прикиньте, что подойдёт больше: просто показать или показать и докрутить? Выиграет пост от усложнения или проиграет?
Первая стратегия: демонстрация сущностей
Самая простая стратегия — просто показать вещи, которые вызывают яркие эмоции у целевой аудитории: вкусняшки из нулевых, странные железяки из банки с гвоздями или модные приколы.
Вторая стратегия: совмещение сущностей
Стратегия посложнее — комбинировать разные сущности. Например, поместить узнаваемого персонажа в новые обстоятельства или наделить скучный знакомый предмет новым смыслом. А можно и просто скаламбурить.
Почему комфортный контент — ок?
Главные преимущества комфортного контента — его бесконечная глубина и адаптивность к любой теме. Найти вдохновляющую комфортную идею можно вообще в любом месте, а производство такого контента стоит дешевле, чем создание, например, полезного или продуктового. Это делает комфортные посты почти универсальным решением, когда речь идёт о закрытии эмоциональных потребностей аудитории.
Потому что он прост в производстве
Сделать комфортный контент — изи. Использовать классную иллюстрацию, сложный продакшн, оригинальный копирайт можно. А можно сделать круто и без всего этого.
Потому что он адаптивен и вечен
Любой формат можно привязать к любой теме и использовать вечно. Никто не обвинит вас в том, что вы украли идею, потому что вдохновляться чужим комфортным контентом и делать похожий — нормально.
Потому что его глубина бесконечна
Новые комфортные форматы появляются каждый месяц и не думают заканчиваться, потому что докрутить до них можно абсолютно всё. Оглядитесь вокруг прямо сейчас, и вы найдёте десятки идей для комфортного контента.
Что можно делать с комфортным контентом?
Просто сделать комфортный пост — круто. А ещё круче — знать, как использовать его в сочетании с другими SMM-задачами. Например, скучный продуктовый пост можно подать комфортно и эффективнее выполнить брендовые цели. А в экстремистских соцсетях теперь нельзя делать таргетированную рекламу, но никто не отменял коллаборации. Они стоят недорого или вообще бесплатны, но могут оказаться не менее эффективны, чем дорогущие интеграции или сложные схемы с иностранными рекламными кабинетами. На примерах ниже я покажу, почему комфотрный контент — топ для коллабораций.
Прокачивать скучные посты
Это могут быть экспертные посты, продуктовые посты, анонсы — любой скучный пост можно прокачать, сделав его комфортным.
Делать коллабы
Когда вы вписываетесь в коллаборацию, важно, чтобы ваш пост работал сразу на две аудитории. Комфортный контент решает эту проблему, потому что ностальгия, радость узнавания и доброта — это то, что нравится всем.
FAQ по комфортному контенту
- Мемы — это комфортный контент?
Нет. Мемы часто злые и ни фига не комфортные. Злыми мемами не хочется делиться. - Комфортный контент — это любой развлекательный контент?
Нет. Комфконт — один из видов развлекательного контента, как ситуативы или мемы. Если вы просто сфоткаете красивый зимний пейзаж — это будет развлекательный контент, но не комфортный, его виральный потенциал будет не таким высоким. Чтобы докрутить ваш пост до комфортного, добавьте в него доброты, ностальгии или радости узнавания. - Может ли комфортный контент быть про смерть или болезни?
Думаю, да, если ваша аудитория к этому готова. Например, благотворительные фонды вполне могут использовать (и используют) комфортный контент. Но это сложная тема, к ней нужно подходить с осторожностью. - Может ли комфортный контент работать на целевое действие, например клики по ссылке?
Да. Например, с помощью комфортных коллабораций или комфортного подведения к CTA — простенького квеста, узнаваемого образа и так далее. - Комфортный контент подходит для всех соцсетей?
Да, но лучше всего он будет работать там, где есть алгоритмическая лента, — она хорошо раскачивает виральность комфортных постов. Хотя и в том же Telegram он существует вполне успешно. - Когда комфортный контент потеряет актуальность?
Вряд ли в обозримом будущем. Он не сильно изменился за последние три года и при этом не стал хуже работать. Я думаю, комфортный контент ждут трансформации, но, скорее всего, в том или ином виде он с нами надолго. - А существует ли как отдельное явление, наоборот, дискомфортный контент?
Да, например, злые мемы, шок-контент, треш-контент. И новости.
Форматы комфортного контента
Форматов бесконечное множество, они рождаются и погибают каждый день. Чтобы придумать комфортный пост, просто включите этот майндсет:
• Любите людей. Вспоминайте. Радуйтесь знакомому. Делитесь кайфом
• Показывайте или сочетайте
• Не парьтесь над продакшном. Адаптируйте и переосмысляйте. Ройте глубже старое и ищите новое
• Прокачивайте скучное и коллабьтесь комфортно
А чтобы вам было удобнее идти по дороге из комфортного кирпича, для тех, кто дочитал этот лонгрид до конца, мы сделали специальную шпаргалку. В ней собран фреймворк комфортного контента с удобной классификацией по типам форматов и строчками для примеров, которые вы сможете подобрать для себя сами. Скачивайте и наслаждайтесь!
Форматов — больше,
чем звёзд на небе
Автор: Лёша Устьянцев, креатор и идеолог образовательных проектов в «Пикчере»
Редактор: Макс Долинский
А вот сюда нужно подписаться