Редакция без авторов. Как мы перестроили группу контента «Лайфхакера» и кто теперь пишет статьи
История о том, что правило «Работает — не трогай» иногда неплохо и нарушить.
Что за группа контента и чем она занимается
Так мы называем редакцию спецпроектов «Лайфхакера». Эта команда производит рекламные материалы, а точнее их текстовую часть — посты в соцсети, статьи, сценарии подкастов и наполнение гайдов, игр и лонгридов.
Другие компоненты хорошей рекламы распределены между отделами: сейлзы приводят клиентов, креаторы придумывают крутые темы и форматы, дизайнеры наводят красоту, разработчики превращают статичные макеты в живые веб-страницы, тестировщики ловят баги, а аккаунт-менеджеры ведут проекты от идеи до отчёта клиенту. Результат зависит от слаженной работы, поэтому одна из важных задач коммерческих редакторов — коммуникация со всей командой и клиентом.
До недавнего времени группа контента состояла из авторов, редакторов и шеф-редактора. Авторы писали тексты, редакторы доводили тексты до совершенства и общались с менеджерами, дизайнерами, разработчиками и клиентами. Шеф-редактор занимался административными задачами, распределял таски по команде, следил за соблюдением редакционных стандартов, а ещё вёл стратегические проекты вроде обучения сотрудников и разработки редполитики.
По такой схеме мы работали четыре года, но череда событий заставила задуматься о том, что иногда привычные процессы нужно менять.
Почему мы решили отказаться от роли автора
Как у всего в истории, у нашей реформы были причина и повод. Начнём с первой.
Авторам группы контента стало тесно в своих ролях. Стало очевидно, что люди, которые пишут статьи и редактируют, во многом сравнялись по навыкам. При этом вторые активно общались с командой, клиентами и принимали решения, а первые работали в тесных рамках Гугл-дока. Доверять настолько опытным специалистам лишь создание текстов — это как забивать гвозди микроскопом. Можно, но грустно.
Поводом же к изменениям стало сокращение команды.
Мы долгое время работали в формате «три на три»: три автора и три редактора. Чуть больше года назад у нас стало на одного автора меньше. Загрузка в тот момент была невысокой, поэтому нанимать нового человека не было смысла. Но оставались проекты, которые приходилось распределять на всех. Когда авторы были заняты, тексты хаотично ложились на редакторов, а редактура — на меня. Другие задачи приходилось бросать, а каждый проект выстраивать спонтанно, теряя время на переписки и обсуждения. Настал момент что-то менять.
Итак, проекты выходят исправно, но авторы выросли до уровня редакторов, шеф погряз в отлове опечаток, редполитика не пишется, а наём не вариант.
Тогда мы решили попробовать отойти от привычной связки «автор — редактор» и создать команду взаимозаменяемых мастеров на все руки, где каждый может и написать текст, и взять на себя редактуру и коммуникации. А что, так можно было? Да, вполне.
Как мы реформировали редакцию
Мы взяли месяц на продумывание процессов, подбивание бюджета, составление «дорожной карты» и защиту проекта реформы перед руководством. Вот как стала выглядеть обновлённая структура коммерческой службы «Лайфхакера»:
- Редакторы. Универсальные специалисты, которые умеют работать с партнёрскими материалами любых форматов. Они могут заниматься и редактурой готовых текстов, и написанием материалов.
- Ведущий редактор. Курирует партнёрские проекты, работает с постами для соцсетей, при необходимости может и сам написать статью, тест или игру, а ещё берёт на себя часть задач шеф-редактора — например, распределяет новые таски между сотрудниками.
- Шеф-редактор. В его ведении остаются управление редакцией, контроль качества и приёмка спецпроектов, поиск аутсорс-специалистов, а также стратегические задачи.
За каждым проектом закреплены два человека: один отвечает за создание текста, другой — за редактуру и коммуникации с клиентом. Роли от материала к материалу меняются.
Такая структура подойдёт не любому юниту. Но если авторы и редакторы одинаково умелы и давно работают в издании, это может дать глоток свежего воздуха и возможность переключаться между ролями. Важно подготовить сотрудников к такому повороту. Если просто повесить тексты на человека, который последние годы только редактировал и курировал проекты, это может выглядеть как понижение в должности. Прежде чем провести реформу, мы обсуждали с каждым членом команды изменения в формате работы. Сотрудники коммерческой редакции увидели в этом новые возможности для себя и подразделения в целом.
+60% к производительности и другие итоги
По схеме «редакция без авторов» мы работаем уже больше полугода. За это время коммерческая служба пережила и традиционное новогоднее цунами проектов, и ещё пару волн серьёзной загрузки. Новая система показала сразу несколько преимуществ — в том числе и довольно неожиданных.
Команда стала производительней в моменты пиковой загрузки
Когда в редакции было два автора и три редактора, команда могла параллельно обрабатывать около 12 рекламных проектов в день: четыре внутри и восемь на внештатных копирайтерах. Имеется в виду не сдача текста за один день, а наличие материала в работе.
В новой структуре тексты всех проектов можно делегировать на внештат, а внутренние силы сосредоточить на редактуре. Если материалы пишут аутсорсеры, то пять редакторов могут взять в работу уже не 12, а 20 или даже 22 проекта в день. А значит, KPI редакции увеличивается на 60–80%.
Укрепились связи внутри коммерческой службы
Созвоны и переписки с командой — неотъемлемая часть работы редактора. Такая практика помогает сблизиться с другими сотрудниками и быстрее находить общий язык даже на сложных проектах. Авторы же порой чувствовали отстранённость от результатов общего труда. От них требовалось лишь написать текст к дедлайну и внести правки, а остальное брали на себя редакторы в связке с другими членами коммерческой службы. Перестройка редакции помогла сотрудникам по-новому взглянуть на сложившиеся схемы работы.
После перестройки редакции у меня стало больше общения с коллегами, в том числе из смежных отделов. Для меня это самое приятное изменение: оно сильно помогает не терять ощущение работы в команде на удалёнке.
Появилось больше понимания процессов и ощущения, что ты влияешь на результат. На позиции редактора я отчётливее это чувствую, ведь автор всё-таки больше времени проводит наедине с собой, глубоко погружаясь в задачи.
Сотрудники меньше устают от однотипных задач
Даже тем, кто искренне любит писать тексты, временами хочется отвлечься от привычных тасков и заняться чем-то другим. Здорово, когда есть возможность переключаться между задачами разных форматов. К тому же работа с чужими текстами позволяет редакторам прокачать и свои авторские навыки.
Работа автора в коммерческой редакции сама по себе не скучная, потому что темы и форматы постоянно меняются. После перестройки неделя стала ещё насыщеннее. И это круто! Не нужно весь рабочий день собирать информацию и генерировать тексты, можно отвлечься на редактуру или обсуждения.
Редакторы прокачиваются в направлениях, которые их привлекают
Когда рабочих рук не так-то много, выбирать, кому отдать новую задачу, не приходится — она уходит тому, кто свободнее. Но после реформы редакции появилось пространство для манёвра.
Теперь проекты можно распределять между редакторами с учётом их опыта и интересов. Допустим, новую игру получит в работу тот, кто уже набил руку на схожих проектах. Заодно такой подход откроет сотрудникам практически не ограниченные перспективы профессионального роста.
Дальнейшее развитие команды может идти по горизонтальному сценарию, который предусматривает укрепление экспертности в конкретной сфере и глубокое погружение в неё. Например, более высокий, чем у других редакторов, уровень мастерства в создании контента для игр или подкастов. Или близкое знакомство с аналитикой проектов и контроль метрик. Редактор, который больше всего прокачался в теме или формате, сможет обучать нюансам работы других и нести ответственность за направление.
Пока редакция довольна изменениями, которые принесла новая структура. Но если этот формат работы перестанет подходить — мы обязательно перепридумаем себя заново.