Как обстоят дела с наймом в Европе сегодня? Реально ли специалисту из России найти работу с релокацией?

Недавно в эфир AgileFluent приходила Софья Субботина, продуктовый рекрутер из Miro. Мы поговорили о найме в Европе и о том, какие есть возможности у IT- и диджитал-специалистов из России. Спойлер: варианты ещё остались, и русских профессионалов готовы нанимать.

Важно отметить, что с начала пандемии европейский рынок переживает не лучшие времена, и некоторые компании вовсе приостановили найм новых сотрудников или начали массовые сокращения. Однако возможность найти работу в Европе ещё осталась, нужно лишь обратить внимание на несколько факторов, от которых будет зависеть, получите вы оффер или нет.

Итак, по порядку:

  • Сезонность. Многое будет зависеть от того, в какое время года вы планируете заняться поиском работы в Европе. Самые горячие месяцы для найма — октябрь и ноябрь, а также март и апрель. Осенью компании готовы искать новые кадры, чтобы успеть освоить весь бюджет на год. В первой половине весны появляются новые бюджеты, и компании ищут сотрудников под выделенные вакансии. А вот август и сентябрь очень медленные, так как в Европе это сезон отпусков. В конце ноября и декабря рекрутерам не до найма — нужно закрывать финансовый год и готовиться к праздникам. Март и апрель очень горячие: начало нового финансового года.
  • Индустрия. Сейчас очень активно растут такие сферы, как финтех, хранение данных, сервисы для удалённой работы и онлайн-конференций, криптовалютные стартапы, gamedev, renewable energy, инструменты для дизайна. Не забывайте мониторить рынок и наблюдайте за компаниями, которые поднимают раунды. Следите за выходцами из больших компаний вроде Revolut. Такие специалисты часто основывают новые успешные проекты, куда готовы нанимать профессионалов из России.
  • Страна. Охотнее всего россиян нанимают в Германии, Испании, Португалии, Сербии, Нидерландах и на Кипре. Интересный случай с Великобританией — если вы получили Global Talent Visa, шансы на получение работы повышаются в разы.
  • Визы. С рабочими визами не везде просто, поэтому стоит продумывать варианты, как попасть в страну с возможностью работать ещё до подписанного оффера. Стоит рассмотреть визы цифровых кочевников — в некоторых странах по такой визе можно работать 40 часов, в других — только 20–25. Ещё есть студенческие визы. По ним можно работать парт-тайм, а искать вакансии и стажировки помогают университеты на ярмарках вакансий.
  • Компания. Решение по найму специалистов из России очень сильно зависит от компании. Ваше нахождение не в России упрощает жизнь для компаний, так как они могут платить вам заработную плату, подключать к своим системам и т.д. Например, Miro основана в России, в ней очень много русских сотрудников, отношение очень эмпатичное, но на данный момент сотрудников из России нанимают только в Ереванский офис, куда переехала пермская штаб-квартира компании весной этого года. Ситуация постоянно меняется, но у вас может быть шанс релоцироваться спустя какое-то время, если вы трудоустроились в компанию, у которой есть офисы в Европе. Revolut и ряд других компаний совсем приостановили найм сотрудников из России. Больше всего ограничений связано с релокацией специалистов с легальной и административной точки зрения. Не все компании выделяют под это бюджет и готовы заниматься процессом легализации, который регулярно меняется.
  • Нетворк. Выстраивайте сеть контактов. Например, если вы были на стажировке в Европе, получите рекомендации от коллег, узнайте, есть ли у них вакансии. Общайтесь с коллегами, кто переехал — нетворк в Европе действительно важен в поиске работы.

Из каких этапов состоит процесс найма?

В среднем отбор занимает 4 недели, если у команды высокий аппетит на вас. После первичного скрининга резюме вас ждет собеседование с рекрутером, нанимающим менеджером, с которым вы будете работать каждый день, а также тестовое задание или командные/панельные интервью, финальное интервью с тим-лидом или c-level.

Звонок с рекрутером обычно длится 30–40 минут. Вас спросят о последних позициях, на которых вы работали, о проектах, в которых вы принимали участие. Вас проверят на сulture fit, чтобы понять, насколько вы подходите компании и команде. Также узнают о требованиях к заработной плате, о том, какой у вас паспорт и где вы живёте, как быстро вы готовы выходить на работу.

На что обращают внимание рекрутеры?

Язык тела, голос, внимание, умение наладить контакт с рекрутером. Очень хорошая интернет-связь. Сделайте рисёрч о компании. Самое важное — показать вашу мотивацию. Компании хотят нанимать людей, которые работают не ради денег, но ради идеи. Вы должны доказать рекрутеру, что ценности компании совпадают с вашими и вы заботитесь о продукте, с которым хотите работать. Меньше говорите «мы», важно говорить о «я» — что я сделал, как я менеджерил команду, какие достижения и какие трудности у меня были, как я с ними справлялся.

Используйте систему STAR. Задавайте вопросы в конце интервью. Хорошие вопросы: какие возможности для роста, почему позиция открылась сейчас, кто работает в команде, кто главные соперники на рынке. С каждым шагом добавляйте что-то, что узнали на предыдущем этапе отбора. Например, в разговоре с нанимающим менеджером вы можете упомянуть какой-то факт о компании, который узнали на звонке с рекрутером. Это покажет, что вы анализируете информацию и погружаетесь в процесс.

Подготовьте ответы на частые вопросы: как вы приоритизируете задачи, с какими конфликтными ситуациями сталкивались, подумайте о том, как вы хотите развиваться, озвучьте скиллы, которым вы хотите научиться на новой работе. Если вы дизайнер, презентуйте своё портфолио и кейсы четко, ясно и понятно. Делайте это красиво.

Где искать вакансии?

Здесь есть несколько ответов. Всем известные джоб-борды: Glassdoor, Indeed, LinkedIn. Особой разницы между ними нет. В последнее время компании постят вакансии на биржах фриланса. Иногда вакансии там размещают агентства, но тогда процесс усложняется. Подавайтесь на вакансии, которые выложили сами компании.

Как повысить конверсию в интервью?

  • Откликайтесь на релевантные вашему опыту вакансии, делайте ставку на свои самые сильные стороны и самые развитые навыки
  • Редактируйте своё резюме под каждый отклик и используйте максимум ключевых слов из вакансии
  • Форматируйте своё резюме и не вставляйте фото. Относитесь к резюме как к дейтингу. Первые 5 секунд – самые важные.
  • Не отправляйте огромные сопроводительные письма. Скорее всего, их никто не станет читать. Современные компании не хотят тратить время на чтение однотипных сопроводительных писем. Если вы пишете рекрутеру имейл или сообщение в LinkedIn, сразу напишите самое главное – на какую позицию вы откликаетесь, почему ваш опыт идеально подходит и почему вы хотите работать именно в этой компании. Покажите вашу заинтересованность в роли и компании. 4-6 предложений — и дело с концами.
  • Просите фидбек, даже если получили отказ. Это поможет на следующих этапах отбора в других компаниях.
  • Ищите рефералов среди ваших знакомых и бывших коллег, которые уже работают в зарубежных компаниях, стучитесь к ним и просите вас порекомендовать.

Требования к английскому языку

Не переживайте, если вы не звучите нативно. Самое главное – уметь рассказывать о своей работе и использовать техническую лексику, чтобы легко говорить о своём профессиональном опыте. Нет ничего страшного в том, чтобы сказать на интервью, что английский не ваш родной язык. Практикуйтесь проходить собеседования с нейтивами или коллегами, которые знают английский. Practice makes perfect as they say.

А что с рефералами?

Здесь нужно чётко разделять рефералов и лидов. Реферал — кандидат, который пришёл по рекомендации сотрудника компании. Вы можете порекомендовать вашего бывшего коллегу, когда точно можете поручиться за его работу. Конверсия от реферала до оффера самая высокая. Лид — кандидат, который стучится в личку или на почту нанимающему менеджеру и просит рассмотреть его кандидатуру. У лида нет больших преимуществ перед другими кандидатами, в отличие от рефералов.

А как у вас обстоят дела с поиском работы за границей? Уже пробовали? До какого этапа вам удалось дойти? Может быть, вы уже получили оффер? Делитесь своими кейсами и вопросами в комментариях здесь или в нашем тг-канале.

3636
35 комментариев

Виктор Гусев:
Основная сложность в том, что в Европе нужны только очень хорошие профессионалы, насколько я понимаю. Что, конечно, логично. Но, если человек реальный специалист, то, полагаю, он сможет найти себе работу в Европе без посредников.

6
Ответить

Основная сложность в том, что в Европе нужны только очень хорошие профессионалыВ сфере программирования - это не так. Есть очень большая разница между разработчиками из Европы и из Украины, РФ, Белоруссии. Наши намного быстрей работают, KPI всегда высокий - это наблюдение мое и моих знакомых.

1
Ответить

Даже "реальный специалист", если не знает тонкостей, может не пройти. Нужно знать язык (причем в некоторых случаях - не тот, который ожидается), понимать, с кем общаешься, какие вопросы задавать, каким образом готовиться к следующему этапу, что писать/не писать в резюме, как подаваться на вакансию, на какие условия обратить внимание и т.п.

3
Ответить

Ищу программистов, веб, мобильные приложения, в Европе, чисто русский язык для общения и работы, без сезонности и бюрократии, решение принимаем за 1-2 дня, автор статьи в странном мире живет. Спецу найти работу и релоцироваться - легко, но не очень быстро из-за сбора документов и виз.

2
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Максим, привет) мне кажется, тут нужно разделить стартапы с русскими корными, которые могут нанимать как привыкли тут, в России — за пару дней/недель, и европейские компании, у которых процессы и сроки свои, а еще много органичений и нежедания возиться с ворк перматими.

1
Ответить

10к евро платите или у вас европейские зп?

Ответить