¯\_(ツ)_/¯ Без ТЗ — результат ХЗ (нет)
К каждому из нас приходили клиенты, которые не могут четко сформулировать задачу.
— Мне нужен SMM, но я не знаю, что именно делать и какой бюджет закладывать…
— Хочу сайт, но не знаю, как он должен выглядеть, и референсов нет…
— Мне нужна продающая статья в стиле Forbes, но о чем писать, хз…
«Ну тупы-ы-е!» — причитают подрядчики, пересылая скрины переписок в чаты с коллегами. А там все, обнявшись, дружно повторяют мантру: «Без ТЗ — результат ХЗ!»
А потом эти же самые подрядчики жалуются на низкие гонорары, скучные проекты и клиентов, которые им не доверяют и постоянно указывают, что и как делать.
Нелогичненько.
Клиенты не разбираются в нашей работе
Они часто не могут составить адекватное техзадание, потому что не представляют, как решать их проблему. Они и проблему то не всегда способны увидеть, с их точки зрения все может быть хорошо.
Поэтому они и обращаются за помощью к специалисту. Они ждут, что мы возьмем инициативу в свои руки и скажем им, что надо делать, сколько это будет стоить и какой результат можно ожидать.
Они не тупые. Они просто не знают, что надо делать — точно так же, как мы не разбираемся в каких-то вещах, например, в ремонте вертолетов или лечении больной спины. Мы идем к врачу или мастеру со своими проблемами, а предприниматели идут к нам со своими.
Более того, многие клиенты только думают, что что-то понимают, а на самом деле заблуждаются. Техзадания, которые они составляют, — вредное говнище, которому нельзя следовать ни в коем случае. Они как ипохондрики, которые приходят к врачу и говорят: «У насморк и болит живот, поэтому срочно делайте мне МРТ, оперируйте желудок и пропишите что-нибудь от рака»
Поэтому даже если клиент пришел с готовым техзаданием, обычно все равно приходится разобраться в задаче и все перепроверить.
Поэтому на нормальных проектах техзадание составляет не клиент, а сам исполнитель
Он разбирается в задаче, продумывает, что именно надо сделать, считает смету и сроки, составляет план работ, прогнозирует результат — и все это презентует клиенту.
Дальше они жмут руки, согласовывают составленному исполнителем техзадание — и работают по нему.
Именно из таких проектов получаются лучшие кейсы. Именно за них компании готовы платить высокие гонорары. Именно на них мы получаем самый ценный опыт и быстро растем как специалисты.
А поговорка «Без ТЗ результат ХЗ» — вредная наивная фигня. Кто так говорит, того нейросети заменят первым.