«Стратегия без стратегии»: Почему план Почты России до 2030 года заведомо обречен

«Стратегия Почты России» — звучит солидно, многообещающе и дорого - просят всего 299 млрд.рублей. На деле же документ выглядит как бессистемная коллекция пожеланий и пустых лозунгов, упакованных в красивую обертку. Попробуем разобраться, почему громкий заголовок скрывает неэффективный подход к развитию одной из крупнейших государственных компаний страны, а также, какой вариант предлагаю я.
Обсуждаемый документ опубликован здесь

Стратегия ради стратегии

Читая официальную стратегию Почты России, возникает ощущение, что ее авторы готовили презентацию для акционеров, а не документ, по которому должны жить и работать сотни тысяч сотрудников и управленцев. Красивая риторика о цифровизации, клиентоориентированности и экологичности словно списана с популярных методичек западных корпораций. На бумаге – красиво, а в реальности – бессмысленно и неосуществимо.

Между строк, кто никогда не погружался в стоимость создания подобных документов подсвечу – от 15 до 120 млн рублей (из того, что сам лично видел).

На фоне описанной стратегии из 78 страниц явно не хватает главного – структурированного подхода. Нет никакой ясности, с чего начать, какие инициативы приоритетны, какие гипотезы проверять в первую очередь.

Я решил структурировать кашу из документа и составил на его основе «План до достижению бизнес целей», используя инструмент "Карта Гипотез".

Отсутствие понятного фокуса: выбираем по принципу «лишь бы что-то делать»

Сначала давайте зафиксируем, что такое «Стратегия». Стратегия - это военная хитрость для получения того, чем не владеешь в ситуациях, когда прямым воздействием ты это получить не можешь. К примеру, хочу, чтобы:

  • менеджера продавали в 2 раза больше
  • клиенты чаще покупали
  • ЛПР выбирали нас, а не конкурентов для пилотных проектов.

Уговорами и приказами мы этого добиться не можем, а сама по себе ситуация в нашу сторону не изменится, т.е. у нас появляется "элемент изменений" – это СУБЪЕКТ. У него есть самоходность, т.е. без нас он живет и движется в своем направлении (чаще всего не в том, которое необходимо нам).

Возвращаемся к стратегии. В ее составе всегда есть цель, детализированная до метрик, и есть те, на кого мы будем влиять, чтобы они помогли прийти нам к своей цели.

Сильные, работающие стратегии состоят из 4 блоков:

  • Цель
  • Субъект
  • Гипотеза
  • Задача

Чтобы сформировать «Цель» и «Субъекы», необходимо провести аналитическую работу. Пусть в нашем случае это будет SWOT-анализ.

На 78 страницах стратегии Почты России я смог собрать лишь следующие крохи

SWOT-анализ, составленный на основе документа
SWOT-анализ, составленный на основе документа

Таким образом почти ничего не имеем.

Взглянем на реальные примеры инициатив из стратегии Почты России. Чтобы понять суть, я «подсушил» предлагаемый нам документ до связок Цель → Субъекты → Гипотезы, где гипотезы — это стратегические ставки Почты России. И вот что получилось.

Легенда:

  • Зеленый блок – Цель
  • Персиковый – Субъект
  • Желтый – Гипотеза
  • Синий – Задачи

Всю карту можно посмотреть на этой доске.

1. Блок ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗНАКИ ПОЧТОВОЙ ОПЛАТЫ

Только лозунги, нет метрик, субъектов, гипотез, задач
Только лозунги, нет метрик, субъектов, гипотез, задач

2. РЫНОК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ И ВЫПЛАТА ПЕНСИЙ

Есть общая цель и суперамбициозные задачи.
Есть общая цель и суперамбициозные задачи.

3. РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ (ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ)

Без метрик, мотивации конкурентов и гипотез. Именно так выглядит фантазия.
Без метрик, мотивации конкурентов и гипотез. Именно так выглядит фантазия.

4. РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ (ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ (ЭКСПОРТ))

Цель звучит как "мир по всем мире".
Цель звучит как "мир по всем мире".

5. ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ (ИМПОРТ И ТРАНЗИТ)

«Стратегия без стратегии»: Почему план Почты России до 2030 года заведомо обречен

6. РЫНОК B2B CARGO

Тут точно можно освоить 300 млрд.руб. Только делать то что?
Тут точно можно освоить 300 млрд.руб. Только делать то что?

7. РЫНОК РОЗНИЦЫ (РЫНОК НЕФИНАНСОВОЙ РОЗНИЦЫ)

«Стратегия без стратегии»: Почему план Почты России до 2030 года заведомо обречен

8. РЫНОК РОЗНИЦЫ (РЫНОК ФИНАНСОВОЙ РОЗНИЦЫ)

«Стратегия без стратегии»: Почему план Почты России до 2030 года заведомо обречен

9. ЛОГИСТИКА И ТРАНСПОРТ

«Стратегия без стратегии»: Почему план Почты России до 2030 года заведомо обречен

ВОТ И ВСЯ СУТЬ 78 СТРАНИЦ в 9 СЛАЙДАХ.

Что имеем? А, собственно, ничего. Цель без метрик... Именно метрики позволяют понять, что мы пришли туда, куда нужно и с нужным показателем рентабельности! Хотя зачем всё это – просят ведь какие-то несчастные 299 млрд. рублей.

Вместо того чтобы сфокусироваться на «быстрых победах» (например, эффективной работе с госкоммуникациями и масштабируемых цифровых продуктах), компания одновременно распыляется на сложные и дорогостоящие инициативы вроде строительства логистических центров и глобального обновления отделений.

Обращаю внимание, а с кем будут конкурировать или чьими услугами будут пользоваться представители компании не конкретизировано!

ПОЧЕМУ «глобальное обновление отделений» вообще принесет деньги?

Если вы думаете, что такая ситуация — это крайность, то это не так, и вот почему.

Топ-менеджерам невыгодна прозрачность, ведь сразу подсвечиваются все «грехи», начиная от выполнения «задачек любимцев», которые в лучшем случае просто не ведут к цели, заканчивая освоениями бюджетов и т.д.

Некоторые защищают: "А что вы хотите, это публичная стратегия, а вот внутренняя она другая.....". Если бы так было, мы в публичной увидели бы направления изменений, проекты и четкие критерии.

А давайте копнем!

Конкретный пример: в стратегии указано «лезем в дискаунтеры».

Я особо обратил внимание в стратегии на идею выхода Почты России в сегмент дискаунтеров («магазины у дома»). Эта гипотеза — идеальный кандидат в сектор «дорого и неоправданно». На высококонкурентном рынке ритейла, где давно и стабильно работают сильные игроки («Магнит», X5 Retail Group и пр.), Почта зачем-то решила попробовать свои силы, несмотря на высокие операционные затраты и отсутствие компетенций.

А что стоило зафиксировать в стратегии? Гипотеза очевидна: Партнерская модель с сетями и маркетплейсами. Вместо инвестиций в собственные магазины гораздо эффективнее интегрировать свою логистику и пункты выдачи с уже существующими игроками, но это не указано. Предположу: потому, что там меньшие бюджеты и всплывают неудобные вопросы: «Почему вообще ретейл захочет работать с Почтой»?

Как нужно было действовать: простые примеры на основе инструмента «Карта гипотез».

Проблема не в том, что стратегия Почты России амбициозна,- а в том, что под ней нет реальной базы – структурированной карты гипотез с четкими приоритетами и последовательностью действий. Следуя этому направлению, миллиарды рублей будут ежегодно осваиваться, а мы будем видеть красивые отчеты без реального улучшения качества услуг.

Стратегия должна быть не приятной презентацией, а рабочим документом. И Карта гипотез – инструмент, который превращает стратегию из бессмысленного «хотения» в реалистичный план действий.

Какой бы я хотел видеть стратегию Почты России? Сейчас я попробую составить свой вариант. У меня нет детальных прогнозов и анализов, которыми они пользуются, и я не знаю их истинные цели, поэтому на моей фантазийной карте будет показано общее направление мысли.

Общий вид. Ниже по частям
Общий вид. Ниже по частям

1. Определяем цель и метрики

Цель и метрики. В жизни они могу быть другими - эти я просто придумал
Цель и метрики. В жизни они могу быть другими - эти я просто придумал

2. Выделяем субъекты и их мотивацию

Субъекты и их мотивация. Именно на мотивации строятся гипотезы
Субъекты и их мотивация. Именно на мотивации строятся гипотезы

3. Формируем гипотезы

Гипотезы говорят, что я делаю, что меняется в жизни Субъекта и почему это сработает
Гипотезы говорят, что я делаю, что меняется в жизни Субъекта и почему это сработает
"Потому что" основано на мотивации
"Потому что" основано на мотивации

4. Детализируем задачи.

Задачи - это уже уровень тактики и могут быть проработаны командой
Задачи - это уже уровень тактики и могут быть проработаны командой

Для всех участников складывается прозрачная и очевидная Стратегия, отвечающая на вопросы: Какова цель? Кто нам поможет ее достичь? На кого мы должны влиять и какая у него мотивация? Какие гипотезы проверяем и почему? А дальше уходим в тактику.

Как говорится "Почувствуй разницу".

Таким образом, реальные бизнес-решения начинаются не с амбициозных планов и презентаций, а с четкой проработки гипотез, их проверки и реализации в рамках понятной и приоритизированной стратегии. Пока компании это не осознают, их стратегия так и останется лишь «стратегией без стратегии».

Я же помогаю компаниям создавать и реализовывать осмысленные стратегии, запускаю стратегические инициативы и внедряю цифровые решения, чтобы бизнесы росли и уверенно адаптировались к вызовам современности.

Если вам важно не просто иметь стратегию, а реально добиться поставленных целей — давайте обсудим это вместе.

4
2
3 комментария