«Стратегия без стратегии»: Почему план Почты России до 2030 года заведомо обречен
«Стратегия Почты России» — звучит солидно, многообещающе и дорого - просят всего 299 млрд.рублей. На деле же документ выглядит как бессистемная коллекция пожеланий и пустых лозунгов, упакованных в красивую обертку. Попробуем разобраться, почему громкий заголовок скрывает неэффективный подход к развитию одной из крупнейших государственных компаний страны, а также, какой вариант предлагаю я.
Обсуждаемый документ опубликован здесь
Стратегия ради стратегии
Читая официальную стратегию Почты России, возникает ощущение, что ее авторы готовили презентацию для акционеров, а не документ, по которому должны жить и работать сотни тысяч сотрудников и управленцев. Красивая риторика о цифровизации, клиентоориентированности и экологичности словно списана с популярных методичек западных корпораций. На бумаге – красиво, а в реальности – бессмысленно и неосуществимо.
Между строк, кто никогда не погружался в стоимость создания подобных документов подсвечу – от 15 до 120 млн рублей (из того, что сам лично видел).
На фоне описанной стратегии из 78 страниц явно не хватает главного – структурированного подхода. Нет никакой ясности, с чего начать, какие инициативы приоритетны, какие гипотезы проверять в первую очередь.
Я решил структурировать кашу из документа и составил на его основе «План до достижению бизнес целей», используя инструмент "Карта Гипотез".
Отсутствие понятного фокуса: выбираем по принципу «лишь бы что-то делать»
Сначала давайте зафиксируем, что такое «Стратегия». Стратегия - это военная хитрость для получения того, чем не владеешь в ситуациях, когда прямым воздействием ты это получить не можешь. К примеру, хочу, чтобы:
- менеджера продавали в 2 раза больше
- клиенты чаще покупали
- ЛПР выбирали нас, а не конкурентов для пилотных проектов.
Уговорами и приказами мы этого добиться не можем, а сама по себе ситуация в нашу сторону не изменится, т.е. у нас появляется "элемент изменений" – это СУБЪЕКТ. У него есть самоходность, т.е. без нас он живет и движется в своем направлении (чаще всего не в том, которое необходимо нам).
Возвращаемся к стратегии. В ее составе всегда есть цель, детализированная до метрик, и есть те, на кого мы будем влиять, чтобы они помогли прийти нам к своей цели.
Сильные, работающие стратегии состоят из 4 блоков:
- Цель
- Субъект
- Гипотеза
- Задача
Чтобы сформировать «Цель» и «Субъекы», необходимо провести аналитическую работу. Пусть в нашем случае это будет SWOT-анализ.
На 78 страницах стратегии Почты России я смог собрать лишь следующие крохи
Таким образом почти ничего не имеем.
Взглянем на реальные примеры инициатив из стратегии Почты России. Чтобы понять суть, я «подсушил» предлагаемый нам документ до связок Цель → Субъекты → Гипотезы, где гипотезы — это стратегические ставки Почты России. И вот что получилось.
Легенда:
- Зеленый блок – Цель
- Персиковый – Субъект
- Желтый – Гипотеза
- Синий – Задачи
Всю карту можно посмотреть на этой доске.
1. Блок ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗНАКИ ПОЧТОВОЙ ОПЛАТЫ
2. РЫНОК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ И ВЫПЛАТА ПЕНСИЙ
3. РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ (ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ)
4. РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ (ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ (ЭКСПОРТ))
5. ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ (ИМПОРТ И ТРАНЗИТ)
6. РЫНОК B2B CARGO
7. РЫНОК РОЗНИЦЫ (РЫНОК НЕФИНАНСОВОЙ РОЗНИЦЫ)
8. РЫНОК РОЗНИЦЫ (РЫНОК ФИНАНСОВОЙ РОЗНИЦЫ)
9. ЛОГИСТИКА И ТРАНСПОРТ
ВОТ И ВСЯ СУТЬ 78 СТРАНИЦ в 9 СЛАЙДАХ.
Что имеем? А, собственно, ничего. Цель без метрик... Именно метрики позволяют понять, что мы пришли туда, куда нужно и с нужным показателем рентабельности! Хотя зачем всё это – просят ведь какие-то несчастные 299 млрд. рублей.
Вместо того чтобы сфокусироваться на «быстрых победах» (например, эффективной работе с госкоммуникациями и масштабируемых цифровых продуктах), компания одновременно распыляется на сложные и дорогостоящие инициативы вроде строительства логистических центров и глобального обновления отделений.
Обращаю внимание, а с кем будут конкурировать или чьими услугами будут пользоваться представители компании не конкретизировано!
ПОЧЕМУ «глобальное обновление отделений» вообще принесет деньги?
Если вы думаете, что такая ситуация — это крайность, то это не так, и вот почему.
Топ-менеджерам невыгодна прозрачность, ведь сразу подсвечиваются все «грехи», начиная от выполнения «задачек любимцев», которые в лучшем случае просто не ведут к цели, заканчивая освоениями бюджетов и т.д.
Некоторые защищают: "А что вы хотите, это публичная стратегия, а вот внутренняя она другая.....". Если бы так было, мы в публичной увидели бы направления изменений, проекты и четкие критерии.
А давайте копнем!
Конкретный пример: в стратегии указано «лезем в дискаунтеры».
Я особо обратил внимание в стратегии на идею выхода Почты России в сегмент дискаунтеров («магазины у дома»). Эта гипотеза — идеальный кандидат в сектор «дорого и неоправданно». На высококонкурентном рынке ритейла, где давно и стабильно работают сильные игроки («Магнит», X5 Retail Group и пр.), Почта зачем-то решила попробовать свои силы, несмотря на высокие операционные затраты и отсутствие компетенций.
А что стоило зафиксировать в стратегии? Гипотеза очевидна: Партнерская модель с сетями и маркетплейсами. Вместо инвестиций в собственные магазины гораздо эффективнее интегрировать свою логистику и пункты выдачи с уже существующими игроками, но это не указано. Предположу: потому, что там меньшие бюджеты и всплывают неудобные вопросы: «Почему вообще ретейл захочет работать с Почтой»?
Как нужно было действовать: простые примеры на основе инструмента «Карта гипотез».
Проблема не в том, что стратегия Почты России амбициозна,- а в том, что под ней нет реальной базы – структурированной карты гипотез с четкими приоритетами и последовательностью действий. Следуя этому направлению, миллиарды рублей будут ежегодно осваиваться, а мы будем видеть красивые отчеты без реального улучшения качества услуг.
Стратегия должна быть не приятной презентацией, а рабочим документом. И Карта гипотез – инструмент, который превращает стратегию из бессмысленного «хотения» в реалистичный план действий.
Какой бы я хотел видеть стратегию Почты России? Сейчас я попробую составить свой вариант. У меня нет детальных прогнозов и анализов, которыми они пользуются, и я не знаю их истинные цели, поэтому на моей фантазийной карте будет показано общее направление мысли.
1. Определяем цель и метрики
2. Выделяем субъекты и их мотивацию
3. Формируем гипотезы
4. Детализируем задачи.
Для всех участников складывается прозрачная и очевидная Стратегия, отвечающая на вопросы: Какова цель? Кто нам поможет ее достичь? На кого мы должны влиять и какая у него мотивация? Какие гипотезы проверяем и почему? А дальше уходим в тактику.
Как говорится "Почувствуй разницу".
Таким образом, реальные бизнес-решения начинаются не с амбициозных планов и презентаций, а с четкой проработки гипотез, их проверки и реализации в рамках понятной и приоритизированной стратегии. Пока компании это не осознают, их стратегия так и останется лишь «стратегией без стратегии».
Я же помогаю компаниям создавать и реализовывать осмысленные стратегии, запускаю стратегические инициативы и внедряю цифровые решения, чтобы бизнесы росли и уверенно адаптировались к вызовам современности.
Если вам важно не просто иметь стратегию, а реально добиться поставленных целей — давайте обсудим это вместе.