Сбор 3% с интернет-рекламы: платим за всё, даже за рекламу самой рекламы
Краткое содержание: С 1 апреля 2025 года в России вводится новый сбор 3% с интернет-рекламы. Вообще на всякой. Даже той, которая рекламирует рекламу. Кто эту херню придумал, зачем и кого это коснется — все собрал в одну статью. Кстати, если ты ведешь Телеграм-канал и монетизируешь его — мои соболезнования.
Данная статья мое личное понимание нового сбора на основе того, что я прочитал в интернете и может иметь юридические неточности или не совпадать с вашим мироощущением.
Итак, что происходит?
С 1 апреля (нет, это не шутка) вводится новый обязательный сбор с доходов от интернет-рекламы. Россия у нас как кладезь удивительных инноваций в области всё новых и новых сборов и поборов. Всего 3%, казалось бы, но учитывая, что маржинальность бизнеса в интернет-маркетинге и так не космическая, для кого-то это будет заметно.
Причем если накинуть 3% на итоговый ценник может показаться не таким уж страшным, но тут все как обычно — «дьявол в деталях».
Кто должен платить этот прекрасный сбор?
Держитесь крепче, список внушительный:
- Рекламораспространители — все, кто размещает рекламу: владельцы сайтов, блогеры, паблики, ютуб-каналы и прочие. Даже ты, если у тебя есть сайт про вязание крючком с баннером.
- Операторы рекламных систем — Яндекс.Директ, VK Реклама и другие рекламные платформы. Наверное, они уже пишут письма рекламодателям о повышении цен.
- Посредники и агентства — все, кто помогает рекламодателям размещать рекламу. Короче, если ты берешь деньги за то, что помогаешь кому-то потратить их на рекламу, готовься делиться.
- Рекламодатели, работающие с иностранными площадками — если ты заказываешь рекламу у иностранной компании для российской аудитории, тебе придется выступить налоговым агентом — удержать 3% и перечислить в бюджет. И да, объяснить иностранному контрагенту, почему ты платишь ему меньше, чем договаривались.
А теперь внимание, вопрос: как вы думаете, эти 3% просто растворятся в воздухе или лягут в итоге на рекламодателя, а значит — на конечного потребителя?
Кого пощадили?
На удивление, в списке счастливчиков оказались:
- Сайты традиционных СМИ — телеканалы, радиостанции, информационные агентства.
- Государственные и окологосударственные СМИ
- Некоторые печатные СМИ с большими тиражами
Вот они как-то умудрились выбить для себя послабления. Совпадение? Не думаю.
Схема сбора денег: хитрее, чем кажется
Теоретически, каждый рубль рекламных расходов должен облагаться сбором только один раз. Но тут всё не так просто.
Представьте такую схему: рекламодатель → агентство → рекламная сеть → площадка. При неудачном стечении обстоятельств (а они обязательно будут), на каждом этапе можно получить 3% сбора, в сумме — до 9-12%. Минцифры обещает, что будет специальный механизм, который не допустит множественного налогообложения, но я что-то слабо верю в его эффективность.
Более того, кто именно должен платить сбор в цепочке рекламных услуг? Обычно это тот, кто заключил договор непосредственно с рекламодателем. Но кто это в сложной цепочке? А если договоров несколько? А если рекламодатель вообще иностранный? Вопросов больше, чем ответов.
Как эти деньги будут собирать и куда пойдут?
Главный надзиратель — Роскомнадзор
Да, не налоговая, а именно Роскомнадзор будет следить за новым сбором. Не спрашивайте почему, сам не знаю. Наверное, раз уже всё равно следят за интернетом, то пусть и деньги собирают.
Платить придется ежеквартально. После окончания каждого квартала дается два месяца на внесение платежа. Роскомнадзор будет рассчитывать сумму сбора для каждого плательщика на основании данных о его рекламных доходах (как, откуда? — я ж говорю, следят за всем).
Куда пойдут деньги?
Официально — на поддержку отечественного IT-сектора и развитие российских информационных ресурсов. По данным Роскомнадзора, они рассчитывают собирать около 20-23 млрд рублей в год. Насколько эффективно эти деньги будут использованы — тема для отдельной, очень грустной статьи.
Мнения экспертов и реальные последствия
Пообщался с коллегами из индустрии и собрал их (анонимные) мнения:
Рекламные бюджеты и так под давлением, а тут еще +3%. Будем повышать цены, деваться некуда.
Это просто еще один побор. Мы и так платим налоги с прибыли, НДС. Теперь еще и специальный сбор для интернет-рекламы. Почему не вводят специальный сбор для наружной рекламы или ТВ?
Пойду регистрировать свой сайт как информагентство. Говорят, так можно избежать сбора.
Есть несколько ожидаемых последствий:
- Повышение цен на рекламу — многие площадки уже предупреждают клиентов о повышении цен на 3% с 1 апреля.
- Перетекание бюджетов в оффлайн — интернет-реклама станет относительно менее выгодной, что может подтолкнуть некоторых рекламодателей искать альтернативные каналы.
- Лазейки и оптимизация — многие будут пытаться зарегистрироваться как информационное агентство или искать другие способы избежать сбора.
- Бюрократическая нагрузка — новые отчеты, платежи, взаимодействие с Роскомнадзором. Для крупных игроков это не проблема, а вот малым придется несладко.
Выводы и планы на будущее
Признаюсь, ожидал, что государство решит ещё и интернет-рекламу обложить дополнительным сбором. Но как показывает практика — если где-то зарабатывают деньги, значит, пора вводить какой-нибудь новый налог/сбор/повинность.
Что делать?
- Если вы рекламодатель — готовьтесь к повышению цен или к сокращению объемов рекламы.
- Если вы рекламное агентство — ищите способы минимизировать влияние сбора на своих клиентов.
- Если вы владелец площадки — возможно, есть смысл рассмотреть регистрацию как информационное агентство.
Мы в "Эй, стартапер!" уже думаем, как оптимально обойти все эти новшества, и скоро поделимся с вами нашими находками. А пока давайте обсудим в комментариях: как вы планируете реагировать на новый сбор? Может, кто-то уже придумал гениальную схему оптимизации?
P.S. Подписывайтесь на наш телеграм-канал, там мы будем выкладывать актуальные советы по работе с новым сбором и прочие прелести маркетинга для стартапов.