Как превратить корпоративную столовую в ресторан (ну, почти)
Перерыв на обед — законное время для отдыха и восстановления сил, а не для стресса. И всё же, корпоративные столовые иногда огорчают: холодная еда, сломанный стул, крошки на столах. Расскажу, как с помощью цифрового инструмента превратить столовую если не ресторан, то в место, где сотрудникам будет комфортно.
Привет! Меня зовут Андрей Никифоров, и я работаю в Wave Service — это цифровой помощник для тех, кто заботится о комфорте сотрудников — для специалистов АХО.
Сегодня поговорим об одной из важных составляющих комфорта — о еде. Разберёмся, как сделать так, чтобы питание в корпоративной столовой стало для сотрудников источником сил и хорошего настроения, а не поводом для жалоб.
Есть разные подходы к организации питания:
- Оборудованная кухня, где сотрудники могут, например, разогреть еду из дома.
- Доставка обедов или компенсация расходов на питание.
- Некоторые компании, например, бизнес-центры или крупные предприятия, идут дальше и открывают столовые, часто с привлечением подрядчиков.
Эта статья для тех, кто выбрал третий вариант — я расскажу, как Wave Service помогает следить за порядком в столовых, кафе или буфетах.
Почему столовая работает, а сотрудники всё равно недовольны
Вкусная еда в чистой столовой — это командная работа: руководства, HR, внутренних служб и подрядчиков (кейтеринг, клининг, эксплуатация). Но, как правило, именно специалисты АХО координируют все процессы и отвечают за результат.
Задача АХО — не только проследить за соблюдением санитарных норм, работой подрядчиков и проконтролировать соответствие стандартам, но и добиться главного — чтобы сотрудники были довольны качеством еды и обслуживания и не тратили на обед полдня в очередях.
На практике не всегда удаётся со всеми задачами справиться гладко. Если вы отвечаете за организацию питания в компании, то, скорее всего, вам знакома хотя бы одна из этих проблем:
- Договор с кейтерингом есть, но стабильности нет. Сегодня в столовой большой выбор блюд, а завтра — только суп.
- Клининг свою работу выполняет, но то тут, то там недостатки: крошки, разводы на полу, пустые диспенсеры.
- Расшатанные стулья, следы времени на стенах, поцарапанные столы — возникают вопросы к ответственным за ремонт.
- Что о столовой думают сотрудники — загадка. Вы выделили бюджет, подготовили помещение, согласовали меню, а люди продолжают заказывают доставку. Что именно их не устраивает? Ответа нет.
Как следить за порядком: от чистоты помещения до качества блюд
Опыт наших клиентов показывает, что для порядка в столовой нужен комплексный подход из 3 составляющих:
- Превентивные меры
Регулярные проверки (чистоты, исправности оборудования, сроков годности) по регламентированным чек-листам помогают предотвращать проблемы до их появления. Кажется очевидным, но на практике часто игнорируется. - Обратная связь
Простой и удобный способ для сотрудников делиться мнениями, например, о еде, обслуживании и чистоте. Обратная связь поможет понять, работают ли превентивные меры. - Отчётность и аналитика
Анализ всех полученных данных для выявления закономерностей, узких мест и повышения эффективности.
Реализовать эти составляющие комплексного подхода вручную сложно, для этого и существуют цифровые инструменты.
В Wave Service мы помогаем решать эти задачи: автоматизируем превентивные меры с помощью обходов по чек-листам и упрощаем сбор обратной связи через QR-коды.
Вся информация собирается в отчётах, предоставляя вам данные, необходимые для повышения эффективности работы и контроля качества услуг, в том числе и подрядчика. Расскажу подробнее, как это устроено.
Регулярные обходы и осмотры по чек-листам
Регулярные обходы столовой можно проводить формально, а можно подойти к этому вопросу системно.
Системный подход позволяет не только выявлять, но и предотвращать проблемы. Это особенно важно, ��читывая, что в зоне приёма пищи необходимо соблюдать санитарные нормы (СанПиНы) — их нарушение грозит компании штрафами.
Для реализации такого подхода Wave Service предлагает автоматизированные обходы по чек-листам. Процесс можно разделить на несколько этапов.
1. Настройка и подготовка к работе
В системе вы создаёте маршрут обхода, например, по всем помещениям столовой.
Для каждой точки маршрута создаёте чек-лист. Добавляете в него всё, что нужно проверить: например, чистоту или исправность оборудования.
Затем назначаете ответстве��ных за обходы сотрудников и настраиваете расписание. Система сама напомнит им о предстоящей проверке — пришлёт пуш-уведомление на телефон.
2. Обход по маршруту с мобильным приложением
В назначенное время сотрудник открывает приложение и идёт по маршруту, отвечает на вопросы чек-листа, и, если нужно, прикрепляет фото и пишет комментарии.
Если во время обхода сотрудник обнаружил проблему, система автоматически создаст заявку на её устранение и отправит уведомление ответственному.
3. Аналитика и отчётность о проведённом обходе
Все данные собираются в едином журнале. Вы в любой момент можете посмотреть результаты проверок, отследить динамику и принять меры.
Сбор обратной связи о работе столовой
Как я уже говорил, чтобы получить полную картину, важно не только проводить регулярные обходы, но и собирать обратную связь от сотрудников.
Обратная связь поможет вам:
- Адаптировать меню
Кому-то не хватает остроты, а кто-то мечтает о булочках с корицей. Если однотипных предложений по ассортименту становится много, вы сможете быстро среагировать.
- Улучшить качество обслуживания
Отзывы помогают выявить слепые зоны, которые трудно зафиксировать превентивными мерами, например, непрофессиональное поведение персонала.
- Повысить лояльность
Когда люди видят, что к их мнению прислушиваются, они чувствуют себя вовлечёнными в жизнь компании. - Аргументированно общаться с подрядчиком
Претензии, подкреплённые конкретными отзывами, – это уже не просто «нам не нравится», а серьёзный повод для разговора.
Обратная связь — это вторая составляющая комплексного подхода для «вкусной и приятной» столовой, а ещё незаменимый инструмент для тех, кому не всё равно.
Для сбора отзывов и мнений есть множество вариантов. Уже известные всем книги жалоб, корпоративные порталы, горячие линии становятся неэффективными, потому что требуют от сотрудников дополнительных усилий:
найти почту ответственного -> подойти к рабочему компьютеру -> зайти на корпоративный портал -> найти там нужную форму обратной связи -> заполнить все поля и отправить.
QR-коды — современный ответ устаревшим жалобным книгам
В Wave Service сбор обратной связи происходит через QR-коды.
1. Размещаете QR-коды там, где их увидят сотрудники: на столах, на стенах, у входа.
Чтобы QR-код работал эффективно, важны детали: оформление, текст, материал таблички и место размещения. В статье я на этом подробно не останавливаюсь, но у нас есть гайд, где всё разложено по полочкам.
2. При сканировании кода сотрудник увидит простую анкету, где можно оценить работу столовой по различным критериям и оставить комментарий.
3. Все ответы автоматически собираются в системе. Вы видите общую картину на дашборде, можете отслеживать динамику и оперативно реагировать на патовые ситуации.
Каким бы удобным ни был инструмент, просто собирать обратную связь — недостаточно. Люди, которые её оставили, ожидают реальных действий.
Работайте с полученной информацией, принимайте меры и рассказывайте сотрудникам о том, что изменилось благодаря их отзывам. Каждый сотрудник должен видеть, что его мнение важно, и он может влиять на ситуацию.
Обходы провели, мнения собрали. Как теперь работать с отчётами
Аналитика помогает найти узкие места в работе столовой: понять, что не нравится сотрудникам, какие замечания выявляют чаще всего и т. д. С этими данными вы сможете принять взвешенные решения и улучшить ситуацию.
Более того, эта информация служит доказательной базой для работы с подрядчиком. Если есть нарушения или много негативных отзывов, вы можете предметно обсудить проблемы и даже пересмотреть условия договора.
Что можно отслеживать
Примеры метрик для анализа обратной связи:
- Общая оценка качества питания, например, по пятибалльной шкале.
- Оценки по отдельным параметрам: чистота, вкус блюд, размер порций, вежливость персонала — например, от 1 до 10.
- Количество отзывов. Сколько всего отзывов, сколько из них положительных, отрицательных, нейтральных.
Примеры метрик для анализа превентивных мер:
- Количество выявленных нарушений (по чек-листам).
- Типы замечаний, например, ТОП-5 частых проблем.
- Время устранения нарушений — позволяет оценить качество работы ответственных.
Я убеждён, что забота о сотрудниках — это не абстрактные лозунги, а вполне конкретные действия. И организация качественного питания — одно из них.
В статье я рассказал, как мы в Wave Service помогаем с этой задачей. Но главное — это системный подход и внимание к деталям.
Любые инструменты для контроля качества питания и услуг станут инвестицией в комфорт и продуктивность сотрудников. А ещё это вклад в репутацию компании, ведь довольные сотрудники — лучшая реклама, особенно в условиях кадрового голода. Конечно, корпоративная культура включает не только обеды, но вкусная еда и чистота являются весомым аргументом за.
А как у вас обстоят дела в корпоративных столовых и кафе? Делитесь своим опытом и задавайте вопросы в комментариях. Я на связи тут и в Telegram.