Секрет самоорганизующейся команды
Привет. Я работаю с руководителями разного уровня и постоянно вижу, как они мечтают о самоорганизующейся команде. Хочется поделиться своим опытом и секретом построения таких команд. Благо, опыт есть!
Cамоорганизующаяся команда — розовая мечта руководителя, практически утопия. И я вижу, что постах или статьях на эту тему, такая команда описывается…
- Люди работают сами.
- Их прёт от дела!
- Они приносят инициативы шефу.
- Несут ответственность.
- Не ждут контроля и пинка.
Обратите внимание, все эти качества про сотрудников, часто их подносят так, что они уже должны быть у сотрудника — у него либо есть «ответственность», либо это не заведётся. Насильно накатить, научить такому нельзя.
Вспомнил историю из своей работы на Родину. Я человек из бизнеса, поэтому привык, что за мной никто не поправит. Работаю на результат, вместо и до обеда. Когда возникала задача — я её хватал и решал.
А в госмашине другая культура, аппаратчику так не положено. Отгул или обед — то все задачи идут в пекло.А я такой, хватаю эти задачи, а вокруг шепчутся: «да он же тащит!». Ну если тащишь — то «вот сюда ещё съезди, вот тут ещё реши!» Задачи валятся, я зашиваюсь, без чьей-либо вины. В отпуск сходить не могу, в выходные тоже занят — задачи же важные! Год работы в таком режиме 10х(6+1) и сгорел... Вот так ответственность и бесконечность задач привели к выгоранию.
Любая самоорганизация начинается изнутри. С руководителя. Сначала он начинает работать сам, кайфовать от дела, разрабатывать инициативы, нести ответственность, проактивничать, затем заражает или подбирает такую же команду. Вот и люди в команде подобрались ответственные, они начинают за вас и для вас работать. Принесут результат, идеи и ответы. Однако если руководитель будет наваливать без меры, обращаться в культуре исполнительности, а ещё и неаккуратно — то люди сгорят физически или потеряют интерес, полезно проводить игры с командой, тренирующую эту самоорганизацию, но без организационного терапевта, который укажет на слабые моменты, такая игра бессмыслена.
Самоорганизация реальна и она действительно разгружает руководителя и нагружает команду, но накладывает лидерские требования на руководителя: смыслы, забота о людях, культура.