Почему специалисты не становятся бизнесменами?
В корпорациях очень много специалистов, которые раздумывают над созданием собственного бизнеса. И многие из них раздумывают до пенсии. Часто они ничего не делают, а только ноют, потому что по их мнению "хорошие специалисты всегда становятся плохими бизнесменами". Попытаемся разобраться, насколько справедливо такое ограничивающее убеждение.
Начнем с того, что есть огромное количество примеров, когда специалисты становятся бизнесменами. Известно большое количество бизнесменов, которые пришли в бизнес даже не из работы специалистом в реальном секторе, а из науки.
Есть прекрасная статистика, которую разместил у себя в канале Павел Шлаганов о том, что большинство основателей самых успешных венчурных фондов сами никогда не занимались бизнесом, а как раз пришли из специалистов.Так что скорей всего те, кто утверждает, что специалисты становятся плохими бизнесменами, хотят для себя обосновать отсутствие выбора - якобы они не пойдут в бизнес, потому что специалисты в бизнесе оказываются неудачниками. Можно очень легко представить себе эту картину - ходит такой умник-технарь, поливает своих работодателей дерьмом за неправильные управленческие решения, а на вопрос, чего ж он не сделает лучше, отвечает: потому что доказано, что хороший спец не может стать хорошим бизнесменом.
Другой вопрос касается рационального выбора. Почему специалист выбирает не создавать свой бизнес. И тут все становится на свои места.
Во-первых, создавать бизнес - это риск. Это выкладывание своих денег, большая вероятность их потери, а у специалиста хорошая зарплата, которая часто бывает выше, чем доход бизнесмена среднестатистической, мелкой фирмы в период становления. Тем более, что, как правило, технологию можно встроить в разные цепочки создания ценности и значит специалист со своими технологическими компетенциями может быть востребован в разных фирмах, а вот устойчивость какой-то конкретной цепочки создания ценности, которой и является бизнес, всегда под вопросом, ибо она подвержена бесконечным, каждый день новым, угрозам.
Во-вторых, экономика внимания. Специалист потому является специалистом, что занят в относительно узкой профессиональной области и может уделять внимание только ей, все больше заглубляясь в нее. Бизнес поначалу - это почти всегда куча совершенно неинтересных вопросов: от бухгалтерии, до системы продаж и оформления сделок, от оформления офисов до корпоративов для сотрудников. Специалисту неинтересно тратить энергию своего внимания на вот это вот все
.В-третьих, бизнес - это всегда разделение труда. Прекрасно получать удовольствие от работы, когда кто-то другой когда-то позаботился о выделении твоей специальной функции, ограничил в них входы и выходы, прописал регламенты и нормативы и т.д. И ты в этой функциональной щели строишь целый специальный мир. Совсем другое дело - конструировать бизнес, как раз и занимаясь выстраиванием системы разделения труда. Тем, за что ты так презирал менеджеров.
В-четвёртых, бизнес - это отношения, отношения и ещё раз отношения. Как говорил Павел Фадеев, один доллар заработанный самостоятельно, равен пяти долларом, заработанным при работе на дядю, и один доллар, заработанный на найме другого человека, равен 5 долларам, заработанным самостоятельно. Бизнесмен работает руками других людей, только за счёт этого возможна маржинальность и масштабирование. А как работать чужими руками, если ты не умеешь строить отношения? Это же касается всех функций бизнеса - отношений с поставщиками, подрядчиками и клиентами. В конце концов самое главное в бизнесе - продажи (есть концепция, что исторически производство вообще выделилось из продаж), а если спец ненавидит это делать, как он построит нормальный бизнес? Поэтому бизнесменами и становятся в основном бывшие специалисты из продаж и маркетинга.
Но тем не менее многие специалисты смотрят на сторону. Причин этого много: неинтересна технология, отрасль, коллектив, просто скучно или он становится фанатом собственного продукта.Что тут можно посоветовать? Попробовать потестить потенциальную востребованность вашего продукта. Сделайте его прототип и дайте попользоваться друзьям и знакомым, а заодно присмотритесь, нравится ли лично вам все это - общение, удовлетворённость пользователей, их участие в развитии продукта, может все это стоит того, чтобы пойти на риски, описанные выше.