Мы рисуем граффити в офисах и нам за это платят
Руководитель креативного агентства MediaForce Екатерина Богдан — об идее оформления офисов с помощью граффити и о том, сколько такая работа может стоить.
В 2017 году компания «МаксимаТелеком» сделала заказ нашему агентству. Нужно было полностью переоформить главный офис компании. Заменить белые стены скучного опенспейса на что-то более необычное. У компании было условие — нужно выполнить ремонт так, чтобы сотрудники не отрывались от работы. Временно перевезти в другое место около 80 человек из офиса площадью 570 м² — сложная задача.
Стандартные приёмы дизайна помещений — привлечение дизайнера по интерьеру и рабочих бригад, закупка дорогостоящих материалов — мы отмели почти сразу. Как правило, это трудоемкий и длительный процесс, а нам нужно было справиться за новогодние праздники.
Мы думали над альтернативами. Бизнес научился заигрывать с уличной эстетикой — сейчас это модно.
Например, Покрас Лампас расписал «Атриум». Louis Vuitton расписывает двери бутика в SoHo. Граффитист JonOne создал дизайн бутылки Hennessy. Поэтому мы решили обратиться к андеграунду. Для людей, которые могут расписать электричку за десять минут и остаться незамеченными, наша задача должна быть под силу.
Мы пригласили на проект известных московских художников. Среди них был Матвей Кайф и Даня Shozy. Матвей регулярно проводит выставки, участвует в различных стрит-арт фестивалях. Даня Shozy мастерски рисует 3D-иллюзии — в 2017 году он стал призером конкурса 3D-изображений в Дубае.
29 декабря сотрудники «МаксимаТелеком» накрыли рабочие столы полиэтиленом, а в январе пришли уже в новый офис.
Закончив проект, мы поняли, что услугу можно масштабировать
Опыт с уличными художниками оказался удачным, и мы решили масштабировать опыт граффити-оформления рабочих пространств. Договорились, что художники откроют студию дизайна — её назвали Evidence, — а агентство MediaForce станет продавать их проекты и вести все процессы, которые не связаны с творчеством.
Основатели студии, Кирилл Реент и Женя Дугин, не просто граффитчики, которые превратили хобби в бизнес. За плечами выпускников ВАШГД и «Британки» большой опыт работы в области графического дизайна в московских агентствах и студиях.
Всё началось с увлечения граффити и стрит-артом. Я и мой партнер Женя Дугин много рисовали на стенах, уже лет десять назад делали первые рисунки на заказ. Потом как свободные художники сотрудничали с агентствами.
Тогда граффити ассоциировалось скорее с хулиганством, чем с искусством. Заказчик, как правило, не был готов к подобным решениям для оформления интерьера офиса или какого-либо бизнес-пространства.
Спустя время всё поменялось — графика на стенах стала трендом в интерьере. Теперь мы можем позволить себе не работать над скучной текучкой в агентстве и браться только за интересные проекты.
Главное отличие Evidence от свободных художников — полный менеджмент интерьерных проектов: от брифа заказчика и разработки дизайн-концепции до подбора художников из собственной базы, закупки материалов и art direction проекта. Проектный подход к работе сложился как раз за годы работы в дизайн-студиях.
Найти первых клиентов для Evidence было сложно. Поначалу проекты продавались по знакомству, ещё до кейса «МаксимаТелеком» были разовые проекты на подряде. Например, роспись офиса телеканала RTVI. Всё это мы использовали в портфолио. Следующими клиентами стали компания Catery, ресторан Stage и один закрытый клуб, офисы нескольких небольших компаний.
Наша задача — сделать так, чтобы сотрудники, которые из года в год приходят в один и тот же офис, чувствовали себя комфортно. Не смотрели на однообразные стены, а видели что-то новое, что их мотивирует.
Концепция предполагает, что клиент может за короткий срок визуально изменить свой офис до неузнаваемости. Чтобы выполнить работу, зачастую хватит выходных или праздников, а стоить она будет относительно недорого.
В зависимости от проекта мы каждый раз подбираем разные материалы. Что-то рисуем баллончиками, что-то интерьерной краской и кистями, что-то аэрографом. Порой в одном проекте применяем все виды материалов.
Проекты Evidence мы предпочитаем объединять понятием mural art. В уличной культуре муралами называют большие рисунки, которые могут занимать целый фасад многоэтажного здания. Их создают, исходя из разных целей, — от творческих до рекламных и идеологических.
Яркий пример использования муралов в интерьере — работы украинской команды WAONE, знаменитой во всём мире.
Стиль муралов позволяет вписывать рисунки в интерьер максимально гармонично. Тогда пространство оживает, становится функциональным и в нём комфортно находиться.
Иногда заказчик хочет невозможного, например, включить в задачу по дизайну офиса ещё и ремонтные работы. Но так, чтобы бюджет не изменился. Или оформить офис площадью 1000 м² за 150 тысяч рублей.
В таких случаях мы стараемся подобрать оптимальный вариант, но если не удается найти понимание, мы вынуждены отказаться от проекта.
Несколько наших кейсов
Ресторан Stage
Располагается в историческом особняке с большими панорамными окнами на центр столицы. Нашей задачей было подчеркнуть эклектичный стиль заведения, добавив модную, контрастную графику, сделать акцент на сочетании аристократичности архитектуры и модного минималистического интерьера.
Офис компании Catery
Одной из задач в данном проекте было избавиться от старых рисунков в офисе. Вместо этого заказчик хотел видеть яркую, современную графику. Заказчик хотел, чтобы проект выглядел целостно и использовались фирменные цвета компании, поэтому все рисунки выполнены в серо-черно-желтой гамме.
Закрытый клуб
Основной задачей при создании концепции было создать неброский, но в то же время эффектный рисунок. Для второй стены было разработано изображение — графическая иллюзия.
Телеканал RTVI
Одной из задач в данном проекте было отразить географию вещания телеканала (рисунок в коридоре). Также мы проиллюстрировали новый слоган телеканала «По обе стороны», нарисовав мурал в большом опенспейсе.
Стоимость проекта зависит от сложности и размера — может составить и 80 тысяч рублей, и миллион, если речь идёт о большом помещении. В среднем мы ведём от пяти до 20 проектов одновременно. Маржа — 50-70%. В штате работает трое сотрудников, остальных людей привлекаем проектно. На одну задачу может понадобиться два человека, а на другую — уже пятнадцать.
В нашей базе около 30 художников, которые работают в разных техниках. В их числе Матвей Кайф и Илья Kamar (графика), Даня Shozy (3D), Александр Стручалин и Катя C (реализм).