Этикет дарения деловых подарков
Дарение деловых подарков — норма этикета или эффективный способ повысить имидж компании? Оба высказывания верны. Да, есть правила, которые необходимо соблюдать при дарении и получение деловых подарков, но это не просто формальность. Подарки, выбранные с душой, помогают выстроить теплые, доверительные отношения с клиентами и внутри коллектива, а также создать благоприятное впечатление о бизнесе.
Рассказываем в статье о том, как правильно выбирать, дарить, получать и отказываться от деловых подарков, чтобы репутация бизнеса на рынке только росла, и все стороны были довольны.
Этикет деловых подарков
Этикет дарения деловых подарков представляет собой свод гласных и негласных правил для разных ситуаций: дарения, принятия и отказа от подарка, которые могут отличаться в зависимости от страны, отрасли бизнеса и компании.
В этой статье мы затронем общие правила этикета, с которыми приходится сталкиваться чаще всего, а с национальными и корпоративными лучше знакомиться во время установления контактов с конкретным бизнес-партнером.
Перед тем как перейти непосредственно к конкретным правилам, немного поговорим про дарение деловых подарков в России.
Русские национальные особенности дарения подарков в бизнес сфере
Сначала пару слов о законе. В России между компаниями разрешены подарки стоимостью до 3000 рублей. Если есть желание подарить что-то дорогое, например, картину, лучше сделать это лично.
Каких-то особенных национальных традиций по поводу дарения деловых подарков в России нет. По сути, разрешено все, что не запрещено законом. При этом все-таки есть одна интересная особенность, которую хочется выделить отдельно.
Деловые подарки на уровне руководителей компаний часто выбираются с душой. Они могут напоминать о каких-то ситуациях, связанных с совместной работой, или быть с юмором. Например, в практике галереи есть случаи, когда сюжет картины становился основой для юмористического поздравления.
Уместные подарки в деловой сфере
Как выбрать подходящий для ситуации деловой подарок? Во-первых, определимся с тем, что деловой подарок — понятие широкое и включает в себе несколько категорий: подарки партнерам по бизнесу, подарки лояльным клиентам и корпоративные подарки внутри компании.
Во-вторых, выбор презента всегда следует начинать с идеи, посыла, который хочется донести с его помощью.
В-третьих, независимо от того, кому предназначен подарок, не стоит забывать о том, что есть прямая связь между качеством подарка и впечатлением о бизнесе, поэтому качество всегда должно быть безупречным.
Поговорим про каждую категорию подарков подробнее.
Подарки бизнес-партнерам
Как правило, в таких случаях речь идет о высокой ценовой категории. Если говорить предметно, то это могут быть предметы искусства, антиквариат, коллекционный алкоголь. Главное, на что следует ориентироваться, — хобби и увлечения человека, которому предназначается подарок, потому что какая разница сколько он стоит, если к выбору подошли формально.
Подарки клиентам
Мода на бесполезные сувениры, неудобные ежедневники и настенные календари прошла. Сейчас в тренде функциональные и полезные подарки, которые не пылятся на полке, а используются в повседневной жизни. Например, беспроводные зарядки, зонты, спортивные бутылки для воды, пледы, портативные зарядные устройства (powerbank) и так далее.
Подарки внутри коллектива
Наверное, один из самых частых вопросов, который возникает у работодателя при выборе корпоративных подарков: “Дарить или не дарить фирменный мерч?”. В целом в этом нет ничего плохого, но есть один нюанс. Брендинг должен быть маленьким и аккуратным. Только в таком случае сотрудники будут с удовольствием пользоваться шоперами, пледами, умными колонками и так далее. Напротив, вещи с крупным логотипом становятся пылесборниками, отправляются на дачу или сразу на выброс.
Если в планах нет идеи дарить фирменный мерч, далее несколько примеров подарков, которые помогут руководителям уловить тренды в этой сфере и подобрать то, что действительно понравится сотрудникам и укрепит отношения в коллективе:
- Подарки-впечатления: винные дегустации, лекции по современному искусству, мастер-классы по керамике, созданию духов и так далее.
- Наборы качественной фермерской продукции.
- Разные сертификаты: от OZON и Летуаля до образовательных курсов и онлайн-сервисов психотерапии. Да, возможно, это не самый личный подарок, но его преимущество заключается в том, что сертификаты можно подобрать по интересам.
Вручение подарков
Этикет вручения зависит от ряда факторов: места проведения, характера мероприятия, состава участников, а также того, как происходит процесс: лично или дистанционно — через курьера или по почте. При этом к подарку всегда прилагается небольшое сопроводительное письмо с поздравлением.
При приеме делегаций на первой встрече есть традиция обмена подарками, как правило, стандартными сувенирами. Исключение — руководитель делегации, ему можно подарить что-то индивидуальное. Первыми подарки дарят организаторы мероприятия.
Если мы говорим про этикет внутри компании, то руководитель в качестве поощрения всегда может преподнести подарок отдельно взятому сотруднику, а сотрудник руководителю — нет. По этикету допустимы только коллективные подарки начальству.
Правила получения подарков
Все подарки, независимо от стоимости, принимаются сдержанно и одинаково вежливо. Это говорит о воспитании человека и высоких корпоративных стандартах.
Этикет позволяет отложить подарок и не открывать сразу. При этом, если мы говорим про вручения в узком неформальном кругу или на встрече, где присутствует всего два человека, подарок можно открыть сразу и поблагодарить.
При получении подарка через курьера или по почте важно постараться как можно скорее выразить благодарность по телефону или e-mail.
Правила отказа от делового подарка
У каждой бизнеса, в зависимости от его сферы деятельности, размера, философии и ценностей, может быть свой перечень неуместных подарков. Ограничения могут касаться стоимости, габаритов и свойств подарка, поэтому во избежании недоразумений лучше заранее ознакомиться с правилами, принятыми в компании.
Есть небольшой ограниченный перечень вещей, от дарения которых всегда лучше воздержаться. В него входят одежда, белье, косметика, домашняя техника и предметы, предназначенные для личного или семейного использования.
Как правильно возвращать подарки?
- Подарок, который вручен лично, возвращается также лично. Независимо от способа возврата, к подарку всегда прикладывается вежливое письмо с причинами отказа. Текст должен быть небольшим и искренним, потому что в письменном виде мимику и эмоции не передать.
- Если даритель отказывается принимать подарок обратно, следует поставить в известность своего руководителя, желательно в письменной форме.
Подводя итог, хочется еще раз сказать, что дарение деловых подарков — это отличный способ укрепить связи с бизнес-партнерами, повысить лояльность со стороны клиентов и сотрудников, а также внести весомый вклад в развитие бренда. Главное — не подходить к выбору подарков формально.