Как производство манекенов может выйти за рамки магазина и найти применение в музее, а также стать незаменимым в онлайн

О том, как построить успешный бизнес на изделиях для демонстрации одежды и оставаться в авангарде мировых трендов расскажет руководитель компании «Манекен Плюс» Растатуев Евгений

Евгений Растатуев на производстве​
Евгений Растатуев на производстве​

Вы скорее всего не догадывались, что манекены — древнейшее изобретение человечества. В гробнице фараона Тутанхамона нашли его торс вместе с набором одежды, а шаолиньские монахи отрабатывали на манекенах приемы кунг-фу.

В Европе в XVII-XVIII появились небольшие куклы-манекены, называемые пандорами. Основным предназначением этих кукол была демонстрация моделей одежды. При изготовлении пандор использовались такие материалы как: дерево, воск, фарфор, кожа, стекло. Художники собирали тело - присоединяли к деревянному или восковому туловищу подвижные руки и ноги, красили и расписывали лицо. Через 100 лет в Париже стали появляться первые крупные универмаги, в витринах которых использовались манекены из воска. Они были подвержены влиянию окружающей среды, плавились от солнца и ламп и трескались от мороза. Появление пластика смогло решить эту проблему.

Пропорции и «типы фигуры» манекенов менялись в соответствии с веяниями моды. Как правило манекены обладали «идеальной» фигурой и были безликим фоном для предметов одежды. Человеком, «вдохнувшим в манекен душу», считается Ральф Пуччи. В «мире манекенов» он произвёл настоящую революцию, начав делать эти фигуры интересными и запоминающимися, придавать им необычные позы, добавлять удивительные детали. Современные манекены могут быть статичными или уметь «двигаться», их делают целыми или разборными, выполняют в полный рост или оставляют лишь торс. Наша компания занимается изготовлением манекенов более 15 лет и по праву считает себя экспертом в этой сфере. Всё это время мы находимся в авангарде новых веяний и стараемся сохранить высокую конкурентоспособность на этом рынке.

Отрыть бизнес в нулевые

Компания «Манекен Плюс» возникла еще в нулевые. На начальном этапе мы занимались торговым оборудованием. Оформляли стойки, прилавки, витрины, стеллажи, бутики под ключ. Зачастую для полноты картины объекту не хватало завершенности фронтального вида, который могла обеспечить установка манекенов. В то время они не были в избытке в России. Имеющиеся модели импортировались из Италии, Германии и Китая. Именно тогда нам в голову пришла мысль об открытии производства на территории нашей страны. Хотя большая часть знакомых была настроена скептически, ссылаясь на то, что мы не справимся с конкуренцией иностранных производителей.

Мы решили прощупать почву и в 2003 году поехали на выставку в Дюссельдорф, а затем в США. После этих поездок мы окончательно приняли решение о запуске производства, так как оценив потенциал и возможности этого рынка поняли, что точно не останемся аутсайдерами. В 2004 году совершили поездку в Турцию, где ознакомились с технологией производства манекенов из фибергласса-композитного полимерного материала, из которого изготавливают катера и яхты.

Вернувшись в Москву в 2004 году открыли производство в Лобне. Сделали первую партию натуральных мужских и женских манекенов, стоящих прямо как солдаты. Затем стали расширять производственную линейку и формировать дилерскую сеть. Через пару лет существенно увеличили географию присутствия и начали поставлять манекены по всей России: от Калининграда до Южно-Сахалинска, а также в страны СНГ: Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Украину, Молдавию. Выбрали не интенсивных путь развития, а экстенсивный - захватить как можно больше регионов.

Когда твой бизнес копируют

В 2010 году столкнулись с неожиданной проблемой: возникновением компании-двойника. В Челябинске у нас была компания-Манекен Плюс, стабильно показывающая хорошие экономические показатели. Неожиданно продажи стали падать и рынок Урала стал отходить конкурентам. Одна китайская фирма точь-в-точь скопировала наше название, за исключением наличия тире между словами «манекен» и «плюс» и запустила продажу линейки манекенов. Их сайт-двойник был настолько схож с нашим, что даже у нас возникали затруднения с их распознаванием. Но компанию сгубила их собственная бизнес-модель. Они начали выпускать однотипную продукцию в объемах, существенно превышающих потребности рынка. В результате по прошествии нескольких лет продажи у них стали падать, в этот момент они даже обратились к нам с просьбой о выкупе, но для нас они уже не представляли ни опасности, ни интереса.

Нас же присутствие двойника на рынке наоборот подстегнуло. Мы стали искать для себя более маржинальные ниши и экспериментировать с продуктовой линейкой.

В 2012 году поставили перед собой цель-выйти на полное импортозамещение. Ранее, мы экспортировали все металлические компоненты для манекенов: базу, крепления - из Китая и Турции. Приняли решение запустить свой металлообрабатывающий цех. В поселке Серебряные пруды Московской области начали строить производство, создавать рабочие места, стали практически градообразующим предприятием для района. И вот уже более 6 лет изготавливаем все комплектующие самостоятельно.

Быть в тренде-ключ к успеху

Секрет нашего успеха в том, что мы все время «держим нос по ветру», следим за последними тенденциями развития отрасли. Раз в три года в Германии и раз в год в Америке проходят глобальные торговые ярмарки. Эти мероприятия задают мировые тренды, которые мы перенимаем и привносим в свою продуктовую линейку. Если мировой рынок диктует моду на абстрактные манекены, мы формируем спрос на них на российском рынке. За последние пять лет произошли кардинальные изменения в отрасли, которые мы переняли. Мы первыми на российском рынке стали работать с 3d принтером и подстраивать манекены под индивидуальные параметры. В начале печатали только отдельные части изделий – головы, руки, потом стали печатать продукцию в полный рост. С появлением 3d принтера существенно расширились сферы применения манекенов. К нам стали поступать запросы от музеев. В целом, культурная тематика-это наш самый необычный проект. Музей И.С. Тургенева в Спасское-Лутовиново заказал нам производство персонажей тургеневской эпохи. Нам удалось удачно вписать нашу продукцию в антураж места. Много необычных запросов поступает от оборонной отрасли. ФСБ делают заказы на манекены для отработки навыков боевых искусств, МВД – для следственных мероприятий.

Стать демонстратором королевского стиля

В копилке наших достижений был серьезный проект со шляпником английской королевы Филипом Трейси. Этот «безумный мастер» может все: создать головной убор в виде лобстера для Леди Гаги и угодить взыскательным представителям британской королевской семьи. В 2014 году в рамках международного тура у него был запланирован показ шляп в Москве. Его команда долго искала демонстраторов и вышла на нас. Из Англии была привезена учебная голова-манекен и по ее образцу за неделю мы изготовили более 300 демонстрационных образцов. Трейси дал высокую оценку нашей работе. Это был важный имиджевый момент, ведь не на каждой «голове» экспонируют шляпы английской королевы.

Создаем невидимое

В последние годы устойчивые показатели роста демонстрирует онлайн-торговля. Ритейл кардинально изменился. Крупным интернет-магазинам, таким как Wildberries, Lamoda, Купи VIP нужен онлайн каталог одежды. Для того, чтобы сделать фотографии требуются специальные манекены для фотосъемки, которые заменят моделей и тем самым снизят стоимость кадра. Это так называемые манекены-невидимки, производство которых достаточно сложно с технической точки зрения. На разработку этого изделия у нас ушел год работы. По сути мы разработали конструктор, состоящий из отдельных съемных частей, которые составляются и подбираются в зависимости от типа одежды. Его покупка обойдется примерно 1000 евро. И тем не менее, к нему проявляют активный интерес в ОАЭ, Саудовской Аравии, Катаре и Бахрейне.

Как производство манекенов может выйти за рамки магазина и найти применение в музее, а также стать незаменимым в онлайн

Ноль отходов

С 2015 года мы стали переходить на новые станки и новый для нас материал-полиуретан. Мы всегда поддерживаем мировой тренд на заботу об экологии. Каждая страна решает этот вопрос по-разному. Например, японцы начинают делать манекены из морских ракушек, чтобы можно было после использования выкинуть их в море, и они бы там утилизировались. Кто-то пробует производить манекены из прессованных джинсов. На фоне последних тенденций наш основной материал - фиберглас проигрывает, ведь его очень сложно утилизировать. В тоже время полиуретан достаточно легко переработать. Но производство из этого материала – капиталоемкий процесс. Стоимость станка достигает 300 тыс. евро. Мы решили удешевить процесс производства из полиуретана и обрабатывать материал на устройствах ротационного вращения. Оказалось, что подобные станки мы способны изготовить самостоятельно. Опыт оказался настолько положительным, что мы задумались о том, чтобы наладить их экспорт.

Когда digital маркетинг не заменит выставку

До сих пор тщательно анализируем все каналы продвижения, так как с 2005 года наша маркетинговая стратегия претерпевала многочисленные изменения. Сейчас идем в ногу со временем и активно используем seo и контекстную рекламу. Но в нашем случае лучшим маркетинговым инструментом остается выставочная деятельность. Ведь современная выставка - это не только важнейшее средство коммуникации и обмена информацией, но и эффективное средство поиска клиентов и сбыта. Поэтому каждый год намечаем для себя широкий круг мероприятий различной тематики от международных событий формата EuroShop, до небольших узкоспециализированных выставок, предполагающих демонстрацию одежды- свадебной, медицинской.

Курс на глобальные рынки

Несколько лет назад поняли, что охватили весь внутренний рынок, и компании пора выходить на экспорт. Для проработки экспортной стратегии обратились в Московский экспортный центр, подведомственный Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы. По рекомендации экспертов МЭЦ подали заявку на получение золотого аккаунта на маркетплейсе Alibaba.com. Торговля на этой электронной площадке уже принесла первые результаты. Удалось заключить контракт с немецкими контрагентами на 30 тыс. евро и с финскими – на 3 тыс. евро. Определили для себя, что наиболее интересный для нас регион с точки зрения торговли-это Европа. Поэтому планируем подать заявку в МЭЦ на получение премиального аккаунта на электронной площадке «Europages.com». В этом году выдаче аккаунта предшествует участие в акселерационной программе «E-com success», которая сфокусирована на обучении и подготовке компаний к работе на международном маркетплейсе и призвана помочь нам сориентироваться на новой для нас электронной площадке. В рамках программы «Сделано в Москве» хотим принять участие в Международном шоу-руме московских дизайнеров в Париже.

Ставим перед собой амбициозные задачи по выходу на контрактное производство. Ведем переговоры с ведущими мировыми производителями о размещении заказов на производство манекенов в России на наших производственных мощностях. Наша глобальная цель – занять вторую строчку в топе компаний-производителей манекенов в Европе. Для этого мы готовы идти на риски, укрупнять производство, перестраивать бизнес-модель и экспериментировать с материалами. Понимаем, что мы сами должны стать теми переменами, которые хотим видеть в мире.

33
Начать дискуссию