Какие испытания ждут индустрию фитнеса после пандемии

Отрасль ждут глобальные метаморфозы: «улицы здоровья» в ТЦ, фитнес-клубы b2b, бум онлайн-платформ для home-фитнеса.

Какие испытания ждут индустрию фитнеса после пандемии

23 июня в Москве откроются фитнес-клубы, бассейны и спортивные комплексы. Но индустрия уже не будет прежней.

Почему фитнес после пандемии не сможет работать, как раньше

Из трехмесячного простоя бизнес выходит изрядно пострадавшим. В момент открытия выручка фитнес-клубов от членства может сократиться до 50%, из которых 10−15% восстановятся достаточно быстро, а остальные 35% будут восстанавливаться еще в течение полугода.

В то же время выручка от продажи дополнительных услуг, таких как персональные тренировки, может даже увеличиться по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Реабилитация фитнес-клубов и выход на докарантинные показатели может занять от 9 месяцев до года. В случае, если не будет повторного карантина.

После кризиса лидерами станут клубы, у которых очень маленькие операционные расходы. Это те, у кого небольшое количество персонала и низкие эксплуатационные расходы. В выигрыше будут «сухие» клубы без бассейна, расположенные в торговых центрах. Им будет легче адаптироваться к новым обстоятельствам. А большие заведения с бассейном, детскими клубами, в отдельных зданиях попадают в наиболее сложную ситуацию, так как долги они накапливают гораздо быстрее и, соответственно, их реабилитация может занять больше времени.

Выживет и та категория клубов, владельцы которых держали их не для прибыли. Они являлись субпродуктом. Например, они были открыты в интересах торговых центров.

Есть случаи, когда владельцы торговых центров открывали по франшизе фитнес клубы для повышения посещаемости своих объектов недвижимости и как следствие повышения средних арендных ставок для сосредоточенных там магазинов. Или, например, владельцы офисного центра открывали фитнес-клуб, чтобы эта услуга позволяла повысить спрос на свои помещения.

Продажа или поглощение?

В сложившейся ситуации без слияний и поглощений не обойтись. Сейчас те, у кого есть средства, могут купить готовые бизнесы, которые находятся не в лучшей форме, чтобы через год-два, возможно, удвоить их оценку. Есть и те, кто напротив, считает, что фитнес-индустрия будет долго восстанавливаться. Сейчас мнения могут так разниться, потому что на рынке возникла существенная неопределенность, а значит - возможность приобрести выгодный актив.

Те, кто верит, что рынок развивается, купят актив с дисконтом, а те, кто разочаровался в рынке, смогут из актива выйти и перенаправить свои инвестиции в более понятные для себя инструменты, возможно, связанные с фитнес отраслью, а возможно и нет.

Несмотря на то, что рынок фитнеса очень фрагментирован, и сегодня лидеры рынка владеют каждый не более 3%, локальные игроки хорошо известны друг другу. Но было бы хорошо, если бы было специальное место, где желающие продать свой клуб могли встретиться с желающими его купить. Таких маркетплейсов, специализирующихся фитнес отрасли, пока нет. Кстати, сейчас есть хорошая возможность быстро отреагировать и выйти на рынок с таким предложением.

Фитнес шагнул в онлайн

Есть и другая причина кардинальных изменений на рынке – решительное освоение фитнес-клубами онлайн-услуг.

Часто успешность клуба зависела от того, насколько удачным было его расположение. Поэтому еще несколько месяцев назад конкуренция зависела от локации. Люди выбирали себе фитнес-клуб, как правило, либо у места работы, либо у дома. Либо, если человек ездит на машине, на пути от дома на работу или обратно. Поэтому если клиент проживает или работает в тех районах, где нет фитнес-клуба определенной сети, бесполезно ему эту сеть рекламировать.

Какие испытания ждут индустрию фитнеса после пандемии

Клиенты и раньше знали, что есть большие сети. У всех на устах первая пятерка сетей: World Class, Alex Fitness, X-FIT и так далее. Но покрытие территории нашей страны ведущими клубами настолько мало, что говорить о нем всерьез невозможно. Например, в Европе или Америке одна федеральная сеть насчитывает 2700+ клубов (например, Anytime Fitness), а первая пятерка насчитывает уже более 5000+. У нас же самые крупные сети World Class и Alex Fitness имеют по 100 клубов, и таких сетей на всю страну всего две. Весь остальной рынок состоит из мелких игроков, некоторые из которых и вовсе имеют один-единственный зал. То есть в России клубам есть куда расти. Главное, чтобы были клиенты. И вот за них-то сейчас и начнется серьезная конкуренция, где определяющую роль будет играть уже не локация, а сила бренда.

Во время пандемии произошел аттракцион невиданной щедрости. Фитнес-клубы перенесли занятия в онлайн, и все любители фитнеса смогли посещать групповые занятия всех ведущих сетей бесплатно. В результате, например, сеть World Class увеличила аудиторию в инстаграме со 100 тысяч до 300.

Люди смогли оценить этот продукт, понять его плюсы и минусы. Конкуренция временно перешла в область бренда: клиент сидит дома, но у него есть огромный выбор. Скорее всего, человек попробует и сравнит несколько программ. И в будущем, возможно, членство в ближайшем клубе совместит с подпиской на групповые онлайн-тренировки того же World Class, если последний решит сохранить этот продукт в формате платной подписки.

Теперь в теории у любого человека есть возможность совмещать онлайн и офлайн продукты от разных сетей, заниматься групповыми занятиями перед своим телевизором, а гантели и тренажеры он сможет получать в своем небольшом клубе, куда спустится в спортивной одежде и вернется потом, приняв душ у себя дома.

Возникнет брендовая конкуренция онлайн-продуктов, и при этом пока остается локальная конкуренция.

Гонка за новыми продуктами

Сейчас все клиенты соскучились по привычному клубу, взаимоотношениям, общению. Но это не значит, что люди не захотят в итоге вернуться к онлайн-продуктам.

Со временем может стать нормой, что стандартная фитнес-услуга будет включать в себя и офлайн-, и онлайн-продукты. Это откроет возможность для появления новых проектов, продуктов, субпроектов, коллабораций и, конечно, будет влиять на конкуренцию, на потребление, на стоимость услуг. А в итоге – на выживаемость фитнес-центров. Поэтому на рынке вот-вот начнется новая гонка достижений.

В последние пять лет одними из самых скачиваемых мобильных приложений стали приложения для фитнеса. То есть фитнес давно начал приспосабливаться, чтобы предоставлять услуги онлайн, а сейчас их старания получили дополнительный толчок.

Рынок онлайн-фитнеса пока только формируется. У нас будет появляться много таких продуктов. Например, моя компания разработала новый продукт “Больше чем фитнес”, который расположен на сайте Bolshepobed.ru. Это он-лайн продукты, которые помогают не только проводить фитнес-тренировки indoor и outdoor, но и правильно питаться, регулировать свой эмоциональный статус, управлять ресурсным состоянием.

Какие испытания ждут индустрию фитнеса после пандемии

Это различные курсы, которые ведут специалисты в разных областях. Длина курсов от двух дней (например, адаптация новичка в фитнес клубе) до двух месяцев (развитие эмоциональный ителлекта и программа физического развития). Мы планируем делать курсы с известными блогерами по актуальным направлениям, связанным со здоровым образом жизни - как правильно питаться, как сохранять эмоциональный баланс и т.д..

Новые форматы офлайн – экономно и индивидуально

Не избежать перемен и в офлайне. Заявок на расторжение существующих контрактов, по моим оценкам, может быть на 25% выше, чем в обычное время. А снижение продаж можно ожидать на 30–40%, что в сумме может дать синхронное снижение выручки на 50%. Поэтому клубы перейдут в режим жесткой экономии, который будет диктовать новые форматы.

Все больше спортивных клубов и секций будет появляться в торговых центрах. Появятся даже аналоги нынешних фудкортов, когда в одном месте будут сосредоточены несколько различных wellness-концепций – фитнес-клубы, бани, салоны красоты, танцевальные студии. Торговые центры ведь тоже находятся в стадии реформирования, так что в них могут появиться целые «улицы здоровья» с различными арендаторами.

Более экономичный, но более качественный формат фитнес-клубов может появиться в микрозастройках, состоящих из 5–10 домов с общими социальными объектами. Там начнут открываться клубы площадью до 1000 кв. метров, где разместится только тренажерный зал. Такой клуб будет рассчитан исключительно на аудиторию данной застройки.

Еще один формат, который уже есть и развивается в Америке, а в России были только робкие попытки его реализовать, – это фитнес-клубы, которые не продают членство физическим лицам. Членство в клубе может иметь только тренерский состав, это такое b2b-членство. Тренер как ИП покупает лицензию, чтобы приходить и тренировать своих клиентов. А они платят только ему. В таких клубах проходят только персональные тренировки, поэтому все рассчитано так, чтобы много тренеров одновременно могли предоставить своим клиентам качественную услугу. Поэтому там обычно очень маленькие раздевалки. Такой формат позволяет фитнес-клубу зарабатывать совсем другими маркетинговыми стратегиями, эти заведения работают только с понятной аудиторией тренеров и заточены на то, чтобы обучать их и помогать им зарабатывать деньги. Это достаточно интересный формат, который в России может сработать и, скорее всего, сначала в регионах.

Такие метаморфозы помогут решить и кадровую проблему в фитнес-отрасли. Тренеры уже три месяца как остались без работы в своих клубах. В сети фитнес-клубов “Комета”, где я провел опрос, они разделились на четыре группы.

  • 30% хорошо адаптировались, начали новые проекты, продолжили зарабатывать, давать советы и тренировать клиентов онлайн. Они видят хорошую перспективу в совмещении онлайна и офлайна и будут двигаться в этом направлении.
  • 20% вообще не смогли адаптироваться – бедствуют и не знают, что делать.
  • 35% – это те, кто не придумали ничего нового и выживают за счет собственных клиентов, которых они сохранили с помощью скидочных программ и теперь занимаются с ними онлайн. Эта категория существенно потеряла в доходах, но пока поддерживает свою деятельность за счет очень ограниченного набора тренировок.
  • Еще 15% это те, которые выживают за счет других заработков, полученных не от тренировок. Новые форматы помогут какой-то их части обрести себя и пополнить группу «успешных»

Болевые точки – арендодатели и клиенты

Для фитнес клубов не успело закончится первое испытание - закрытие клубов, как готовится второе - их открытие. И тут есть много вопросов и в части арендодателей, и в части клиентов.

Фитнес-индустрия, как и почти любой средний бизнес, имеет норму рентабельности до 20%. Следовательно, в выручке – только 20% прибыли, а 80% – расходы. Когда компания три месяца не получает выручку, а расходы почти не уменьшаются, не сложно посчитать сколько прибыльных месяцев уйдет на погашение этой задолженности.

Помимо долгов, которые накопятся к открытию, клубы столкнуться со снижением доходов и возможными увеличениями расходов, что может привезти к отрицательному дополнительным долгам. Такого рода проблемы есть во всех отраслях, а в фитнесе тем более, так как это все-таки низкомаржинальный бизнес, который принял и будет принимать на себя максимальные риски, связанные с пандемией.

Государство уже перевело компаниям фитнес-отрасли по 12,5 тысяч рублей на каждого сотрудника в виде гранта, исходя из средней численности организации. Таких платежей будет два. Помимо налоговых послаблений есть еще пакеты льготной финансовой помощи на выплату заработной платы. Это существенная поддержка. Готовится пакет мер по субсидиям, которые будут выданы банками в виде кредита, который можно будет не выплачивать, а проценты по нему будут субсидированы государством, если компания удержит 80% персонала и сохранит ему заработную плату. Многим ли фитнес-центрам это удастся? Увидим 23 июня.

Тихон Косых, основатель и руководитель фитнес-клубов “Ракета” и "Kometa.black", проекта большепобед.ру

14
20 комментариев