Как компании малого и среднего бизнеса выходят на экспорт прямо сейчас?
Короткий ответ: российские экспортёры несырьевых неэнергетических товаров сохраняют конкурентоспособность благодаря мерам господдержки.
Подробности далее:
Число предприятий малого и среднего бизнеса среди компаний несырьевого неэнергетического экспорта за последние 4 года выросло на 60%.
Несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) — одно из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности России по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт», отмечают в Минпромторге.
По данным Российского экспортного центра (Институт поддержки несырьевого экспорта), сейчас объём российского ННЭ находится на уровне прошлого года. Также продолжает увеличиваться доля в структуре российского экспорта дружественных стран.
Куда импортируется ННЭ
Главные импортеры российской несырьевой неэнергетической продукции – это КНР и страны СНГ. Поставки в эти государства отличаются не только крупными растущими объёмами, но и разнообразием ассортимента.
Поставки во многие страны Ближнего Востока, Африки, Азии и Латинской Америки пока имеют не такую широкую номенклатуру, однако российский бизнес наращивает присутствие и здесь.
Участие малого и среднего бизнеса
Председатель Совета по развитию внешней торговли и международных экономических отношений Максим Черешнев отметил, что в 2024 г. наблюдается восстановление объёмов экспорта, после негативного влияния санкций.
Существенную роль на рынке ННЭ играют малые и средние предприятия (МСП). По подсчётам Черешнева, сегодня их вклад в развитие ННЭ составляет порядка 20%.
«Малые и средние компании – главные клиенты Группы РЭЦ, за прошлый год из 24 000 компаний, которые при нашей поддержке работали на внешних рынках, 21 000 – это МСП», – рассказали в РЭЦ.
С 2020 года количество экспортеров в России среди субъектов МСП выросло на 60% – до 83 000. Причём за последние 2 кризисных года их число увеличилось на 18%.
Как государство поддерживает предпринимателей
«Для поддержки экспорта МСП в России существуют различные государственные меры, – отметил Черешнев.– Экспортёры могут рассчитывать на логистическую поддержку, получение сертификатов, продвижение продукции за границей».
- Также предусмотрены специальные финансовые инструменты, которые помогают компаниям пополнить оборотный капитал и застраховать свои риски.
- Кроме того, в регионах страны действуют центры поддержки экспорта, которые оказывают помощь компаниям на всех этапах экспортной сделки – от выбора рынка сбыта и поиска зарубежного партнера до адаптации продукции к требованиям иностранного рынка и сопровождения заключенных контрактов.
***
А вы хотели бы выйти на экспорт? Рассматривали ли существующие программы господдержки?