Пермский Форум креативных индустрий, от "Сферы"

Примерное время чтения, 11 минут

Пермский Форум креативных индустрий, от "Сферы"

Данное мероприятие, проходило в пятницу, 6 декабря 2024-го года, в технопарке Morion Digital. Насколько мне известно, такие проводят каждый год и в каждом крупном городе. Направлены они на то, чтобы различные креативные индустрии могли показать себя, что они ЕСТЬ, а также для налаживания коммуникации между друг другом
В этот раз, оно устраивалось GS Team. В прошлом году, форум проходил 23-24 августа, в Кристалл центре и организаторами были АНО «Агентство новых технологий». Это может быть важно, а может и нет...

Немного о том кто я и мы на этом форуме

Зовут меня Семериков Андрей, я веду местное креативное GameDev сообщество GameDevPerm. Занимается это сообщество

улучшением состояния GameDev в Перми, постепенно прокладывая путь к тому, чтобы местное ремесло развилось в индустрию. Соответственно форум - это по нашей теме и мы старались всячески помочь в этом направлении

Я был там в качестве амбассадора (прим. амбассадорами называются люди, которые представляют креативные направления, консультируют по ним и всячески курируют) от GameDev, но особо не выступал. Провёл встречу по налаживанию коммуникации с людьми, которые ещё только присматриваются к GameDev и рассказал о наших планах

Первые впечатления

В начале расскажу о том как всё прошло. А прошло всё замечательно на самом деле, т.е. организация была выполнена на хорошем уровне, все проблемы были решены, посетители понимали программу, всегда вокруг были представители организаторов для помощи. И 2/3 времени мероприятие не проседало по посещаемости, хотя казалось бы, это была пятница

Тут были и новости, малая пресса, направления были разнообразны и почти не повторялись, а для кино построили даже мини зал

Приехали федеральные спикеры, рассказали о своём опыте и о себе. Они представляли более развитые направления из других городов, но были и местные. Это хороший знак в целом. Лично сам, даже успел пообщаться с людьми, которые на такие мероприятия в целом раньше не ходили и вот начали

Также, как я слышал по отзывам, участникам удалось обсудить темы дальнейшего межиндустриального сотрудничества. В частности, для этого провели несколько круглых столов. И это не может, не радовать

Но всё не так гладко, да?

Знаете, посетив предыдущее мероприятие, на самом деле я бы сказал, что начал наблюдаться рост. В ковидное и пост-ковидное время мы утеряли множество ценных кадров и местные индустрии навестила, как минимум стагнация, а как максимум, утеря охвата. Поэтому я склонен отсчитывать именно с тех времён и было бы не корректно сравнивать - до ковид и пост ковид

В прошлом году, посещаемость была не такая большая. Да и представлено было недостаточно много индустрий. Возможно думается, так можно и сейчас сказать, но это действительно не так (внезапно). Ведь в прошлом году, по большей части обсуждалось только присутствие индустрий, а теперь они уже представляют себя в большем масштабе и даже обсуждают дальнейшие планы. Вот, например, нынче даже стендов стало раза в 2 больше и во столько же раз больше выступлений. Единственный нюанс в том, что в прошлом году форум шёл 2 дня и считать тех же посетителей, лично мне, было сложнее. А планы теперь объясняются с точки зрения того, что было сделано за прошлый год и в сравнении с положением дел, на период прошлого форума

Однако...

Давайте поделим проблемы, на организационные и те, что были на самом мероприятии во время его проведения

На самом мероприятии

Я не просто так упомянул, что 2/3 времени, мероприятие проходило хорошо. Ближе к концу, количество СМИ, активностей, а с ними и посетителей, стало существенно меньше и они не просто устали. Конец мероприятия был не сбалансирован. Стало меньше удерживающих посетителей факторов, меньше интересных выступлений, конкурсов и менее актуальные темы

Рекламы мероприятия было недостаточно и она появилась всего за 10 дней до мероприятия. Я не могу себе такого позволить, даже для проведения мероприятий на 30 человек, а тут ожидались сотни

Не очень ясная цель мероприятия, т.е. по названию мы понимаем, что оно было организовано и направлено на те вещи, которые я указал под заголовком, да и в начале мероприятия губернатор Дмитрий Махонин сообщил "это только начало", "В Пермском крае есть, что показать", "У нас активно развиваются...", "Мы поддерживаем эту отрасль". Но к чему мы идём? Зачем оно? Ну, кроме того, чтобы просто собраться всем вместе

Пермский Форум креативных индустрий, от "Сферы"

Индустрии - без индустрий. В Пермском крае, индустрий на самом деле очень немного: кто-то может быть подрядчиком, для индустрий из других городов и стран, а кто-то может что-то производить небольшими количествами. Очень мало такого, где в крае было бы представлено 50% индустрии или более для полного цикла. По крайней мере это так выглядит. Было очень натянуто с моей стороны так сказать, но ведь были представлены не все и даже не большинство из отдельных направлений в индустриях, которые в крае присутствуют. Для сравнения, вот список направлений связанных только с GameDev, из нашей группы. Не все из них у нас есть, но есть понимание, кого позвать, так сказать, по списку

Организационные проблемы

Тут я немного поделюсь кусочком внутренней кухни. Но логично, что я не буду упоминать, сильно много деталей. Есть вещи, которые можно поправить в следующем году

Основная и самая главная проблема, это реклама. И насколько мне известно, это не совсем проблема самих организаторов. Она не просто поздно происходит, а гос заказчик словно не видит в этом проблемы. Не хочу сказать, что нам в креативных индустриях нужно всё и сразу, но 10 дней, за 10 ДНЕЙ до мероприятия, пускать рекламу, это же смешно. Людям нужно построить планы, кто-то может захочет приехать заранее из других городов или из Пермского края. Плюс не все могут её увидеть, шансы на это понижаются. Не думаю, что тут стоит сваливать ответственность на тех, кто рекламировал

Далее, вторая по величине проблема. Похоже заказчики не очень представляют, какие креативные индустрии вообще есть. Эта проблема тянется сверху вниз. Далее, уже амбассадоры стремятся выделить только определённые направления в своих индустриях. В этот раз кстати организаторы описали, кто им нужен и давали обратную связь, если хочется представить кого-то по нестандартному направлению. Ребята, ловите респект!

А следующая проблема охватывает всех. Нет общей цели сверху, нет понимания, что это мероприятие подчёркивает какое-то направление работы, нет понимания, что это мероприятие должно быть частью большего плана. "Мы просто хотим поддерживать креативные индустрии и дальше", "Мы хотим помочь людям, заявить о себе", "Мы хотим, чтобы креативные направления налаживали сотрудничество", но для чего? Из-за этого создалась куча проблем в обсуждении цели мероприятия и планов его проведения. Все просто действовали согласно своим целям, вразнобой. Сами по себе цели, это хорошо, но согласуются ли они с общей целью региона? С проседающими частями самих отраслей? Помогло ли это мероприятие региону с конкурентоспособностью в будущем?

Ну и проблему с тем, что не все себе одинаково представляют определение креативных индустрий. Я просто это упомяну, т.к. это не проблема только форума...

Все проблемы выше, я бы сказал, имеют проблему в корне, но каждую поэтапно можно решить

Проблемы? Как решить-то? Предлагай

Ведь в этом крае жить моим и вашим детям, либо тем, кому вы передадите свой опыт, либо просто новым людям, к которым стоит отнестись по человечески. А что мы им оставим? Те же креативные индустрии на минималках? Наследники так и будут делать вид, что в Москве или заграницей их ждут и там движухи больше?

С рекламой всё ясно, такому мероприятию нужно мариновать людей, месяц-два. Пожалуйста, обратите на это внимание в следующий раз

По плану мероприятия. В этот раз, мероприятие было синхронное, это уже круче, чем в прошлом году. В следующем, его план стоит сделать поэтапным. Лучше сбалансировать порядок выступлений и нужны дополнительные активности на всё мероприятие

Например добавить квест, мол пройдите по всем партнёрам, получите от них задание или сфоткайтесь, получите от них отметку и участвуйте в розыгрыше. Ещё можно добавить помимо зоны с просмотром кино, зоны где люди смогут рисовать, например, на большом экране, который видно из всех частей мероприятия. Мастер-классы были и в этот раз, но они были где-то далеко. "Вот вы поиграйте в настолки от наших ребят из Пермского края", "Вот мы пригласили косплееров и людей, кто будет с явно выделяющимися костюмами, ходить по мероприятию и фоткаться с людьми". Каждый участник со стендом, может пустить своих зазывал, это повышает шансы привлечь их внимание и привлечь к сотрудничеству. Всем участникам стоит дать задания "Участники, проведите конкурс, вот такие конкурсы мы можем предложить, но вы можете и свои. А вот дегустация блюд от креативных кафе/ресторанов и т.д."

И нужно распределить это на весь день до самого конца, чтобы повысить вовлеченность. И да, я понимаю, бюджеты, но думаю, также стоит каждый год рассказывать, на что денег не хватило, чтоб люди облизывались, если это были хорошие идеи :)

Общая идея к которой идём должна быть заявлена ещё от гос заказчиков и она не должна быть расплывчатой и мы все понимаем, это несколько пунктов. "Вот такие планы в общем", "вот такие планы на этот год", "в этом году просело это и мы хотим это поправить вот так, конкретным! способом". А ещё нужно отказаться от привычки вклинивать идею в последний момент (наверное тут едва ли можно что-то сделать)

Индустрии (ремесленники) должны приглашаться в первую очередь. Я вот, например, не увидел представителей от Синематеки, их похоже, даже не пригласили, как посетителей. Компьютерные клубы? Нет таких похоже в нашем регионе, даже посмотреть не дадим. Люди точат кубик в кубе на токарном станке и другие крутые штуки из металла? Кто и что это? Не знаем, не позовём. Блогеры? Да ладно, Пермских нету (это всё был сарказм если что). Вот просто все приходите, а самых основных людей... ну просто не знали или не успели пригласить

До амбассадоров должно доноситься, что индустриям нужны не только деньги, пиар и помощь от государства, а есть вот такие дополнительные задачи, к ним пришли не просто "потому что", а на основании аналитики. И как я говорил ранее, транслироваться она должна свыше. Я не говорю, что амбассадоры сплоховали, просто действительно, не до конца понятно зачем проводится мероприятие. Мы как бы понимаем зачем, но видимо кто себе что придумает, для того и собрались) "А ну народ, ну вы там поднимите индустрии! А что именно вы там поднимете, не понятно. Да мы и сами возможно не знаем, что хотим. Может чтоб кино больше снималось по итогу, а не только говорили о нём или чтоб привлечь профессионалов из других городов и стран, перенимать у них опыт. Вы главное сделайте!"

Нужны списки креативных направлений и они должны постоянно актуализироваться. Кого именно мы хотим познакомить на мероприятии? Где проседаем и чему уделим время? Какую долю они занимают на местном рынке, а какую будут занимать на мероприятии? Мы ничего не знаем судя по всему и это никак почему-то не влияет на ход мероприятия. Но я буду рад ошибаться! Может быть более крупным индустриям стоит делать ссылку на менее крупные и так получится связать всех...

А что там с GameDev?

Наверное я накосячил) А может и нет... Я был амбассадором IT трека, но привёл в основном ребят из GameDev. И да, формально GameDev, это поднаправление IT, но...

Тут нужен контекст. До октября этого года, GameDev сообщество у нас только геймдевом и занималось. И внезапно оказалось, что IT как-то не представляет себя само. Ребята из PermIT, DevAn и ITPerm, к вам вопросов нет, но видимо до вас организаторы просто не дотянулись. Может быть вы сможете заняться форумом в следующем году? Я буду только рад.

Но из того, что у нас получилось, это уже больше для GameDev, чем было раньше. Нам удалось привлечь федеральных спикеров из сообществ Игропром, Индикатор и РВИ. У них намного больше опыта и я очень благодарен им, что они согласились приехать и поучаствовать, это было важно для нас и открыло для Перми дополнительные возможности.

Со стендами от Пермского GameDev выступили Bunker.Dev, VictoryCraftStudio и также Ярослав Новиков, CG Artist, он занимается 3D моделями. Больше стендов не хватило, потому пока в таком малом составе)

Также, провели 2 круглых стола, один провели РВИ "Налаживание сотрудничества с другими сообществами РФ", другой провел я "Чего не хватает GameDev в Перми и как это починить". Первый, как мне кажется, пригодился бы всем нашим сообществам, но из-за подавляющего количества GameDev участников, он ушел больше в обсуждение именно геймдева

И это существенный рост, в прошлом году участвовал GameDev на форуме, только я и собственно всё. И у нас уже большие планы на форум в следующем году!

Не всё прошло гладко, так как GameDev очень мал, на круглых столах было существенно меньше народу, чем на других. Уверен, вы видели больше косяков по этому направлению и буду рад фидбеку

По итогу

Очевидно, что мероприятие должно быть частью большого, продуманного плана. Хочется понимать, что у нас долгоиграющая цель и благодаря форуму "мы сделали это", "узнали о том...", "Вот такая вот у нас цель!". Каждый год планы должны корректироваться с учётом обстановки в городе, в других регионах, гос политики, действий в СНГ и мире. Сейчас у нас в крае появится организация, ответственная за креативные направления, и я очень рассчитываю на неё

Хочу передать благодарность Сергею Климову, моему куратору от организаторов, он был всегда на связи и помогал по ходу дела, решил очень много организационных проблем. А также, Оскару Ягафарову, директору технопарка Morion Digital, он помог сообществу показать себя, приглашением на форум

Напишите в комментариях, где я ошибся, ваши мысли об этом всём или слова поддержки. Это всё на самом деле важно и может сыграть какую-то роль в моих следующих постах. Я раз 5 перечитывал текст и находил кучу ошибок в тексте. А потом, дал перечитать стороннему наблюдателю и нашлось ещё больше)

11
Начать дискуссию