Мир в течение 100 дней — а вы поставляете импортозамещающие детали. Что случится и как минимизировать риски?
Вероятность отмены (частичной или полной) введенных санкций в последнее время возросла. Это может потенциально привести к тому, что на российский рынок вернутся некоторые зарубежные фирмы.
Почему санкции могут отменить или ослабить?
Все дело в новом президенте США Дональде Трампе. Активный бизнесмен, позволивший зарегистрировать свое имя в качестве нескольких товарных знаков, может пересмотреть введенную ранее политику жестких ограничений (ТАСС, РИА Новости, РИАМО, РБК). Например, это потенциально коснется, как указывал экспертный журнал «Международная жизнь», разморозки активов: они были заблокированы на основании исполнительного указа №14024 и для его отмены согласования с Конгрессом (который может быть против указанных действий) — не требуется.
И это станет катализатором для возвращения зарубежных компаний в Россию?
Подобная вероятность не исключается.
Прекращение взаимодействия с РФ принесло иностранному бизнесу серьезные убытки: по подсчетам эксперта News.ru, потери зарубежных корпораций оцениваются в 50-80 млрд долларов в 2024 году. Всего из РФ ушли 322 компании. Reuters пишет, что эти фирмы (февраль 2022-март 2024) потеряли более 107 млрд долларов (упущенные доходы и списания).
Именно поэтому ряд организаций, опасаясь столь серьезных финансовых потерь, не стали громко хлопать дверью, они лишь снизили маркетинговые расходы, продолжив работать на национальном рынке.
Некоторые компании даже вернулись в РФ, но уже под новым именем: вместо Terranova и Calliope — появилась Rinascimento. Про зарубежных автопроизводителей, которые изменили наименование и активизировались в России, мы подробно писали здесь.
Если санкции будут сняты или смягчены, то количество корпораций (вернувшихся или усиливающих свои PR-направления) возрастет.
А что будет с параллельным импортом?
Вероятнее всего, его отменят для товаров тех брендов, что решат вернуться в Россию. Также вполне возможно, что эти компании попытаются наладить официальные дилерские и партнерские сети. А главное, они будут в праве полностью прекратить дистрибуцию у неофициальных поставщиков. Это будет касаться в том числе торговли на маркетплейсах. Но, опять-таки, все будет зависеть от конкретных компаний и их политики.
И это означает, что предприниматели, которые занимались поставкой, например, импортозамещенных деталей, будут не нужны?
Не совсем так. Возвращение зарубежных компаний на российский рынок потребует времени и серьезных финансовых вливаний.
Национальные производители, завоевавшие долю рынка, уже известны потребителю своим форматом работы (качество, срок исполнения заказов, коммуникация с клиентами). Для упрочнения положения и защиты своего дела от различного рода рисков рекомендуется:
- Во-первых, зарегистрировать собственный используемый товарный знак в Роспатенте, если он пока еще не был оформлен. Это надежная страховка от любых поползновений иных бизнесменов: они не смогут «перехватить» ваш раскрученный бренд;
- Во-вторых, надлежит оформить и иные объекты интеллектуальной собственности (получить патенты на изобретения, промышленные образцы, удостоверить свои права на программы ЭВМ и другое). Это значительно увеличит стоимость вашей компании.
Кроме того, под зарегистрированные нематериальные активы можно получить кредиты.
Есть какие-нибудь примеры такого кредитования?
Конечно. В 2024 году ГК Астима привлекла 35 млн рублей по программе льготного кредитования. О ней можно прочитать здесь.
Бывает, что фирмы получают заемное финансирование по рыночным ставкам. Примеров много. В 2009 году «Альфа-банк» предоставил кредиты компании «Алькор и Ко» под залог бренда «Л’Этуаль». Его оценивали в то время примерно в 5 млн долларов. В 2010 году «Новикомбанк» выдал деньги для строительства торгового центра под залог товарного знака «Конфаэль».
А если я не хочу привлекать внешнее финансирование?
Смотрите сами. Зарубежные фирмы, вернувшись на российский рынок, попробуют завоевать его снова. Для этого они не станут жалеть деньги, увеличивая количество новых точек, расширяя регионы сбыта и снижая цены.
Вполне вероятно, что вам предстоит вести такую же финансовую политику. Она потребует и привлечения кредитов. Отметим, что лидеры рынка, о которых писал «Онлайн Патент», не боятся расширяться, используя все возможные инструменты для активного роста.
Вы занимаетесь бизнесом?
Регистрация товарного знака укрепляет узнаваемость бренда, повышает доверие потребителей, защищает от штрафов и отличает продукцию от конкурентов, не давая им пользоваться вашим именем.