Как продакт, дизайнер и кодер стали «чинить» рынок мёда
Роскачество осенью 24 года объявило, что 80% мёда на прилавках — это разного рода подделка. Рассказываю, в чём глубинные причины беды в отрасли. 5 вариантов где брать мёд. Черный список брендов.
Всем привет, меня зовут Артем, мне 34, я родом из Питера, у меня 4 детей, изначально я дизайнер, постепенно мутировал в предпринимателя, сейчас развиваю сервис Пчелошеринг.
Я был шокирован, увидев в ноябре, что Роскачество протестировали мёд на прилавках ритейлеров и почти весь мёд оказался разного рода подделками. Почти весь — это целых 80%. Я знал, что все не очень хорошо, но не настолько! Только 1 банка из 5 соответствует тому, что вам обещают на этикетке.
Пчеловоды и переработчики попавшие под раздачу раскритиковали методику исследования и подвергли сомнению экспертность Роскачества, обратив внимание что важность имеет лишь мнение контролирующих органов (Россельхознадзор, Роспотребнадзор и другие). Доводы, если честно, привели сомнительные.
Короче, поехали:
Какие бывают подделки
Речь в исследовании о том, что либо есть ГОСТ и ему надо соответствовать, либо сам производитель что-то пишет на этикетке и мёд внутри должен соответствовать этому. Именно с этого и начну, с самого безобидного варианта обмана:
1 — Подмена одного мёда на другой, более дешевый
Вместо гречишного можно досыпать подсолнечника. Или вместо рапса — она даже похожи по консистенции. Мёд можно разогреть, это убьет весь смысл мёда, но так он станет жидким и его можно выдать за более дорогой сорт.
Этот вариант наиболее безобиден, так как вы просто покушаете не тот мёд. В худшем случае разогретый дешевый подсолнечник.
Мы сторонники более естественного подхода к пчеловодству и собираем купаж. То есть мёд с разных-разных растений. Благодаря такому подходу мы меньше вмешиваемся в жизнь пчёл и мёд получается ГОРАЗДО интереснее по вкусу. Хотя его получается меньше, как правило. Но мы топим за приоритет качества над количеством.
2 — Сахарный сироп вместо мёда
Сахар намного дешевле мёда, поэтому его варят в воде до получения сиропа и дают пчелам. Они берут его вместо нектара, запечатывают в соты и получается как будто бы мёд… но нет.
50 ₽/кг — сахар, от 120 ₽/кг — мёд
Эта процедура вредит здоровью пчёл, способствует развитию болезней, которые потом передаются и на соседние пасеки. С покупателями такого мёда скорее всего ничего плохого не случится, но такой «мёд» не будет иметь никаких полезных свойств и в худшем случае может вызвать расстройство пищеварения.
Но как по мне купить сахар вместо мёда — это куда более грустно, ведь от этого пострадали пчёлы, да и вы совсем не мёд поели.
3 — Несоответствие химического состава ГОСТу, а точнее превышение допустимого количества всякого разного
Это в целом беда сельского хозяйства — то что проблемы решаются лечением симптомов, а не системно. Первый пример про пестициды. Большинство пасек находятся рядом с полями, где что-то выращивают. Современное сельское хозяйство считает допустимым использовать пестициды и прочую химию. Все это не только сильно влияет на пчёл, вызывает массовую их гибель и снижает иммунитет, но и может попадает в мёд вместе с пыльцой.
Второй пример про химические средства лечения пчёл от грибковых болезней и вредителей. Это условно те же пестициды. Они опасны для здоровья и есть жесткие регламенты их применения, так как вся эта химия попадает в мёд. Регламенты касаются того, какое количество отравы (по факту и принципу действия это отрава) попало в мёд. Если чуть-чуть, то это как будто бы ок.
Нагревание мёда
При нагревании мёда выделяется 5-гидроксиметилфурфурол и его содержание — это самый жестко зарегламентированный показатель в ГОСТе.
Нагревания мёда, к сожалению, считается отраслевым стандартом. Весь мёд промышленного толка нагревают как минимум для упрощения фасовки, а обычно для придания товарного вида (чтобы мёд был жидким).
Худшей продукцией исследования стали торговые марки «Мёдэм», «Моя цена», «Щедрый год» и «Каждый день». В них специалисты нашли все перечисленные способы фальсификации.
Мёд от этого теряет в качествах. Про полезность говорить ничего не буду, но на вкус это пагубно влияет, что заметно.
Мы мёд не греем. Пусть он лучше к весне начнёт кристаллизоваться, зато останется кайфовым.
Справедливости ради, не все из этих нарушений могли быть злым/корыстным умыслом. Пчеловод не контролирует, на какие растения летят пчёлы и вполне может оказать, что в каком-то количестве ульев мёд вместо акациевого оказался акациево-яблоневым, например.
Чёрный список брендов
«Каждый день», «Мёдэм», «Моя цена», «О'Кей», «Пчела Ая», «Щедрый год», «Дедушкин улей», «Медовый край», «Своя пасека», «Пчеловод Иван Бортников», «Правильный мёд», «Natural Honey», «Наша Сибирь», «Globus Vita», «Лента» и «Маркет Перекресток»
Почему всё так? В чем глубинные причины
Томить не буду, сразу суть:
Проблема в том, что пчеловоды не умеют в маркетинг
Если по порядку: начинается все с того, что пчеловод лишь в начале своего профессионального пути, когда у него 10-20 ульев способен делать классный продукт (понятие классности у всех сильно разные, но это опустим) и получать за него достойное вознаграждение, продавая мёд кругу близких и знакомых людей, которые ему доверяют и готовы платить больше за качество.
Далее, с ростом пасеки случаются две проблемы.
Первая: дедовские экологичные методы без химии на вдвое большем количестве ульев отнимают слишком много времени. Велик соблазн использовать более простые и эффективные решения, забив на экологичность.
Себестоимость домашнего мёда выше в 2-3 раза
Вторая: такое количество мёда (от 1 тонны) уже не каждый может распродать по знакомым. Нужно идти на Авито, продавать на рынке, через местные магазинчики, ездить на ярмарки. Это все увеличивает себестоимость мёда на 10-20%, так как нужно платить зарплаты продавцам, за размещение на Авито, аренду киосков и т.п.
При этом ранее пчеловод продавал по той же цене, а иногда даже дороже — ведь приходится конкурировать с масс ритейлом.
В итоге выходит, что либо ты делаешь классный мёд и это твое хобби, либо ты растешь в количестве ульев, полностью поглащен работой на пасеке и по сбыту мёда, но он выходит дорогим, неконкурентно способным и ты на этом особо не зарабатываешь, хотя и работаешь целыми днями.
Процесс реализации мёда съедает до 20% маржи при той же цене
Еще один аспект — кто эти люди, пчеловоды. Это совершенно другого, не айтишного склада люди, не про контент, не про маркетинг и все вот это вот.
Им сложно доносить ценность своей продукции, рассказать тысячам людей о качестве мёда, о том, как устроена его пасека и т.д. А именно эти рассказы подтверждают ценность мёда и показывают открытость производителя.
Как следствие, пчеловоды конкурируют только ценой и недозарабатывают.
Все это и приводит к тому, что в мёде появляется химия, ведь так проще и быстрее лечить пчёл. К тому, что мёд это не мёд, а сахар — ведь так можно спасти себя от банкротства в неурожайный год. Это способ выживания пчеловодов. Всем хочется жить хорошо и в достатке, и каждый идёт к этому так как может.
Мы не поддерживаем все эти методы, но и осуждать людей не станем
Вместо этого мы предлагаем решение. Маленькие пасеки, которые придерживаются высоких стандартов экологичности производства могут вырасти не сталкиваясь с проблемами сбыта по достойной цене, с появлением дополнительных затрат на маркетинг, зарплаты, фасовку, общение с клиентами. Эти части мы берем на себя, а пчеловоду остаётся пчеловодствовать на отступая от своих ценностей.
до 600 ₽/кг и -10-20% затрат
Что делать потребителю? Как обеспечить себя хорошим мёдом и не ошибиться?
1) Естественно, начну с нашего решения.
Мы именно всю эту проблему и решаем. Мы сделали айти-систему, личный кабинет улья, что позволяет следить за всем происходящим, за количеством мёда, погодой и т.д.
Мы заморочились и снимаем для ульевладельцев обширные фотоотчеты, где все подробно рассказываем и показываем. Плюс, вы сами выбираете: во что расфасовать ваш мёд, как он будет выглядеть, когда и куда его вам отправить (все сразу или порциями, только вам или вы хотите порадовать всех родственников).
В общем, через Пчелошеринг вы становитесь полноценным владельцем улья (даже юридически по документам), а мы гарантируем объем мёда, качество и всячески стараемся сделать вам не только вкусно, но и интересно и познавательно. И у нас получается! На сегодняшний день с нами уже 600 семей.
2) Пойти на Авито, искать объявления пчеловодов, а не перекупов.
Это целая задача, ведь все и каждый пишут, что своя домашняя пасека, пишут, что пчеловодом был еще дед деда… но отличить домашний мёд или эко-мёд от обычного не всегда просто.
3) Найти пчеловода-блогера, который как и мы за прозрачность производства и который обещает вам экологичный подход.
Тут важно понять, какой это пчеловод, а для этого нужно правильно задать правильно сформулированные вопросы.
Потому что в основном среди пчеловодов не считается зазорным и даже считается нормальные использовать сахарный сироп, химические средства и т.п. Они приводят массу аргументов и доводов — будь осторожны.
4) Этот вариант очень похож по описанию на третий: найти пчеловода в кругу знакомых.
Это тоже своего рода гарантия качества, но есть все те же нюансы. Понятия о качеству у всех разные. Все доводы из предыдущего пункта актуальны и тут.
Если подытожить
Допустим, вы понимаете, что за год спокойно скушаете вместе с семьей и роднёй 20-23 кг мёда. Вы заботитесь о том, чем питаетесь и верите не рассказам, а своим глазам и фактам, которые подтверждены сотнями людей.
500 семей и 50 компаний владеют ульями через Пчелошеринг
И, разумеется, вы цените предсказуемость, качество и не хотите переживать о том, что полюбившийся и привычный продукт вдруг окажется недоступен.
Эстетично, практично, рационально, полезно
Мы вне конкуренции по степени прозрачности и интересности процесса получения мёда. Не просто положил в корзину и забрал в ПВЗ, а целое приключение! При том, что вы сами все настраиваете под себя, отслеживаете все происходящее… да и вообще, это ВАШ УЛЕЙ, ваши пчёлы и ваш мёд.
Вы сами всем этим распоряжаетесь. Улей ваш по всем документам, это ваша собственность официально.
Мы конкурентны и по цене
Если вы покупаете целый улей (а можно купить и долю в улье), то себестоимость мёда для вас будет 1000—1200 ₽/кг, что равно стоимости мёда в магазине (конечно, не в Дикси).
1000—1200 ₽/кг
Переходите на сайт, чтобы узнать больше о том, как у нас всё устроено:
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не потерять нас и следить за нашим развитием:
Заходите в комментарии, чтобы узнать кто победил в конкурсе и рассказать всем что вы думаете обо всем этом или закинуть мемас про пчёл.