Кейс бренда Blackblack: одеть детей в чёрное и выйти на европейский рынок

Я совладелец бренда концептуальной детской моды Blackblack. У нас производство в Санкт-Петербурге, офисы в Москве и Лондоне. Хочу рассказать, какие методики продвижения использовали и какие каналы продаж задействовали.

В марте 2017 года мы запустили первые продажи. За время существования компании мы жили в двух настроениях: от «Мы самые крутые на рынке» до «Мы умрём бомжами», причём утром могло быть одно, а вечером другое. Сейчас прошло полтора года, и мы уже менее подвержены смене настроений.

Кейс бренда Blackblack: одеть детей в чёрное и выйти на европейский рынок

С создания магазина в сети мы и начали, так как это казалось самым очевидным. Двое из нас из мира онлайна, поэтому мы сразу принялись делать полноценный интернет-магазин на шаблоне WooCommerce. Сразу встал вопрос о доставке и складе. Сначала мы решили всё хранить у себя дома, посмотреть, что получится. Получилось плохо, так как занимало много места, не было учёта товара, отправка заказов отнимала много времени.

Поэтому мы нашли компанию в Санкт-Петербурге, которая:

  • может хранить у себя товар;
  • ведёт складской учет;
  • отправляет заказы клиентам;
  • имеет API, и мы можем интегрировать их в наш сайт.

Звучало всё весело: сидим, ничего не делаем, заказы с сайта сыпятся сразу логистам, они берут со склада, отправляют. Заказ автоматически списывается с нашего сайта.

Все реализовали, но потом начался ад: курьеры не видели заказы, отправляли их не тем клиентам, не соблюдали сроки доставки. Это был ежедневный нервяк, где мы разруливали косяки логистов с клиентами и программистами. Так мы проработали два месяца, а потом отрубили интергацию на сайте. Воцарился мир.

Сейчас у нас свой склад, который мы арендовали в Москве. Там есть место, где хранить и паковать продукцию. И свой курьер, который работает на постоянной основе с оплатой за поездку. У нас есть возможность отправлять заказы даже в день в день. Сейчас это оптимальная схема для нашего объёма.

Фестивали

Кейс бренда Blackblack: одеть детей в чёрное и выйти на европейский рынок

В Москве есть несколько основных фестивалей первого эшелона: Veter project, «Ламбада-маркет», «Фестивали Seasons», самый красивый концепутальный и не для всех Concept Market, которые проводятся регулярно два-четыре раза в год. Есть также ряд эпизодических мероприятий, которые подходили нам по формату вроде «Усадьбы Jazz», рок-фестиваль и так далее.

На первый фестиваль мы попали сразу же после запуска продаж. Мы участвовали в Veter project, для нас это был первый фестиваль, в котором мы получили море позитива и обратной связи. На нём мы со многими познакомились, показали наш бренд, собрали тонну комплиментов, и получили около 1000 подписчиков в Instagram.

Это был хороший старт, и в течение лета 2017 года мы решили участвовать во всех мероприятиях, которые проходили в Москве. Фестивали помогли нам собрать базу наших клиентов, показать себя различным партнёрам. Как PR-канал (не для выручки), это был хороший вариант.

Однако если летом 2017 года на некоторых фестивалях ещё была возможность хотя бы отбить стоимость участия, то все последующие вызывали у нас искреннее недоумение. Организаторы фестивалей первого эшелона стали устанавливать цены за участие, которые, мягко говоря, звучат как неадекватные.

Например, стоимость одного дня участия — 18 тысяч рублей. Фестиваль идёт два дня. Итого 36 тысяч рублей, а также оформление места, работа продавца и организационные расходы. На фестиваль тратится около 55 тысяч рублей. Берём среднюю стоимость вещи — 1500 рублей и считаем. Получается, что нам нужно продать минимум 36 вещей, чтобы окупить только участие. Для бренда концептуальной детской одежды достаточно много. Что же делать девочкам с чаем и заколками, средняя цена которых по 150р?

Учитывая невменяемую стоимость участия, ужасную организацию, плохие условия (на одном фестивале мы стояли в помещении бывшего завода ЗИЛ, визуально как столовка 1980х годов, с зелёными стенами, без вентиляции и кондиционера, в 28°С жары), мы приняли решение отказаться от участия на фестивалях, забыть их как страшный сон.

Коллекция №4
Коллекция №4

Instagram появился ещё до сайта. На него мы делали большие ставки, видя, как различные производители успешно себя там реализуют.

Стандартная реклама в Instagram

Таргетируем, запускаем. Стоимость клика превышает все наши ожидания. Потратили 10 тысяч рублей за неделю, получили около 5 подписчиков и ни одного клиента. Далее пошли эксперименты: «Так, сейчас лето. Где уже холодно, чтобы носили наши кофточки? Новосибирск. Давайте сделаем таргет на Новосибирск». Сделали, прокатали рекламу, результата ноль. Пока оставили этот канал.

Работа с блогерами

Один из самых действенных каналов. Мы предлагаем блогеру наш товар (в некоторых случаях с деньгами) взамен на отметку, обзор или публикацию с отзывом. Никогда не пишем и не согласовываем тексты, просим написать по-честному их мнение, каким бы оно ни было. Эффект от блогеров не предугадать: бывает, что при 10 тысячах подписчиков к нам переходит около 500. А от 500 тысяч — 3. Здесь всё зависит от аудитории, насколько она близка к нашему бренду.

Магазины

Кейс бренда Blackblack: одеть детей в чёрное и выйти на европейский рынок

В этом деле мы были вообще полными нулями, но сейчас я уже могу сказать все возможные виды сотрудничества в данном направлении, вот основные из них:

  • Открытие собственного магазина. До него мы не дошли, пока не планируем.
  • Аренда рейла. Находим магазин, близкий нам по концепту, договариваемся об аренде рейла (в простонародье — вешало). Как правило, платим фикс стоимости аренды и процент от продаж. Помещения искали сами на Spaceinspace. Самым большим магазином с российскими детскими дизайнерами сейчас считается Hey, baby!. Мы стоим в «Метрополисе», в скором времени будем в «Авиапарке». Это отличный вариант для небольшого бренда, он помог нам узнать спрос. На данный момент мы — лидеры продаж в мультибрендовых магазинах.
  • Реализация. Отдаём продукцию под реализацию в магазин (и онлайн, и офлайн). Владелец магазина устанавливает свою цену, выплачивая наш процент постфактум после продажи. Онлайн-магазины выходят на нас самостоятельно, а офлайн мы искали путём холодного обзвона по собранной нами базе. Пока не очень успешный канал, так как они ставят стоимость значительно выше нашей, что приводит к низким продажам. Наценка магазинов, как правило, от 30% до 100%.
  • Дропшипинг. Это касается онлайн-магазинов. Ритейлер выставляет наши товары у себя на сайте, как только приходит заказ, он направляет его нам, оплачивая заказ за минусом своего вознаграждения. Мы отсылаем заказ напрямую клиенту. Э��о удобно начинающим ритейлерам, которые пока не могут закупить партию оптом. Это небольшая доля продаж, но помогает популяризировать бренд.
  • Сети. Заключение договора с сетями в планах. Но на данный момент мы не видим сети, которой был бы близок наш концепт. Наши клиенты не ходят в «Детский мир».

Есть ещё момент в работе с онлайн и офлайн-магазинами — за исключением дропшипинга, все хотят держать товар у себя, это логично. Однако проблема в том, что раздав свой товар нескольким точкам, есть риск: некоторые точки могут оказаться невыгодными, а ваша продукция будет лежать там и плесневеть. Это тоже нормально, и мы периодически проводим смену партнёров, чтобы товар не лежал.

Оптовые продажи

Кейс бренда Blackblack: одеть детей в чёрное и выйти на европейский рынок

Наиболее интересный канал продаж. Сейчас у нас практически каждый день происходят запросы о закупках. Последние полгода индустрия оживилась, и предпринимателей, которые хотят зарабатывать на детской дизайнерской одежде стало больше, как и покупателей, готовых покупать.

В основном, это владельцы действующих магазинов из Москвы и регионов, и начинающие предприниматели. Мы даем хорошие условия для ритейлеров, а что самое важное, мы отвечаем на запросы в течение 10 минут, всё делаем оперативно, с максимальной ответственностью.

Помогаем каждому обратившемуся с формированием первой партии, ориентируясь на сезонность, особенности региона, размерный ряд и прочие факторы. Грубо говоря, любой закупщик может просто написать нам письмо с указанием его бюджета, и мы все сделаем за него.

Мы в Лондоне

Кейс бренда Blackblack: одеть детей в чёрное и выйти на европейский рынок

В феврале 2018 года у нас появилась возможность встать в pop-up магазине в Лондоне, в самом центре Notting Hill, где живут и гуляют самые богатые и перспективные. Pop-up магазин представлял собой странный магазин с одеждой для взрослых из кожи и боа, немного детской одежды (на ЦА которой мы и повелись).

Место было прекрасное, сам магазин — странным. Встали мы на две недели, заплатив 500 фунтов стерлингов. И именно в эти две недели в Лондоне начался снегопад, какого не было последние 45 лет. Люди заперлись дома, дороги завалены, а в Notting Hill тишина и покой. Продавцы нашего магазина пробирались по сугробам, сидели одни в магазине, а потом шли обратно по домам.

Мы продали три вещи. И это была ошибка выбора магазина (но выбора у нас другого и не было), а также чистое «везение» с погодой.

Сейчас мы ведём переговоры с агентами, которые занимаются продвижением брендов среди ритейлеров на европейском рынке. И на данный момент у нас уже пять контрактов на стадии подписания. На самом деле, то, что мы сделали за полтора года проекта, приводит в трепет всех, с кем мы общаемся.

Они видят нашу активность в офлайне и онлайне, видят целостность бренда, для них это непривычно. Европейские детские бренды несамостоятельные, простые, им не хватает драйва. Но как только они узнают, что мы из России, они сразу грустнеют и говорят: «Из России — это плохо, будут проблемы с таможней и доставкой». Это реальная проблема, которую нам озвучили все, с кем мы разговаривали.

Это основные каналы, которые мы сейчас используем, но мы постоянно экспериментируем.

Концептуальная мода никогда не будет популярной и не станет масс-маркетом. Для нас важно найти нашу целевую аудиторию, которой близка наша философия, и предоставлять ей качественную одежду для детей.

Мы влюблены в каждую вещь, которую производим, и хотим носить её сами. «А когда вы сделаете такое же, но для взрослых?» — спрашивают все наши клиенты.

14
12 комментариев