Путь самурая: как я запустил рекрутинговое агентство
За последние 5 лет я принял несколько верных решений и совершил много ошибок, благодаря которым я нахожусь в своем сегодня. В этой статье я делюсь личным опытом построения рекрутингового агентства с нуля.
Всем привет! Я Евгений Райков и здесь моя история развития собственного бизнеса.
Почти 2 года назад я сделал упор на развитие нашего агентства "В Кадре"!. Моя экспертность в подборе сотрудников материализовалась в виде компании с кучей клиентов и 30 сотрудников в нашей команде
Предыстория
Перед открытием рекрутингового агентства я отказался от своего прежнего бизнеса. В течение 5 лет я развивал свою дизайн-студию, ремонтную компанию и компанию по строительству загородных домов. И у меня не получилось. Спасибо за опыт, иду дальше.
Для любого бизнесмена важно признавать свои ошибки и учиться на них, а не опускать руки. Я усвоил этот урок.
Запуск
В 2016 мы масштабировали строительную компанию, и нам было важно выпускать много точечных сотрудников: менеджеров, инженеров, прорабов, архитекторов и т.д. Таким образом у нас открылась компания в компании, направленная на найм, со своим бюджетом, сотрудниками и бизнес-процессами. Затем наши знакомые-предприниматели стали спрашивать нас про найм персонала, и мы стали подбирать сотрудников для них за деньги, и так произвольно пошли первые заказы.
Раньше я не обращал внимания на это направление. Им занималась моя супруга Варя, и в нем все отлично работало. Однажды, когда я подсчитал цифры и пообщался с клиентами и сотрудниками, я увидел высокий потенциал продукта «подбор персонала». И вот я уже полностью сфокусирован на нашем агентстве «В Кадре».
Наши достижения:
1. Выросли с 6 до 80 клиентов в работе параллельно, подобрали около 300 сотрудников за год точечно.
2. Увеличили команду с 5 до 30 сотрудников и продолжаем ее расширять.
3. Создали и 100 раз переделали бизнес-процессы и регламенты, внутренние обучения для наших сотрудников
4. Выстроили отдел агрессивного маркетинга и двухуровневый отдел продаж
5. Протестировали кучу подвидов услуг клиентам и аудиторий и оставили две - точечный подбор персонала и HR в аренду.
Но не все так радужно. Наступило 24 февраля, известные политические события, и спрос на наши услуги по подбору персонала упал в 10 раз.
Кризис
Все клиенты вмиг расхотели заказывать наши услуги по подбору персонала, а треть из них и вовсе прекратила работать в РФ.
Это было жестко. Все наши силы были направлены на рост, а реальность заставила нас заниматься суровым антикризисным менеджментом.
В итоге мы быстро пересмотрели планы готовясь к худшему и сделали следующие 7 антикризисных действий:
1. Остановили внутренний подбор и сократили штат на 25%
Нашей задачей было сохранить проверенных и сильных сотрудников и пройти кризисный период на рынке. В силу временного уменьшения х10 новых заказов мы отказались от 7 новых или недостаточно эффективных сотрудников. Это помогло нам уменьшить ФОТ, исключить риск кассового разрыва.
2. Изменили целевую аудиторию клиентов, и, как следствие, продукт.
Если ранее 90% наших клиентов был малый бизнес, то в изменившихся условиях мы направили все силы на привлечение крупных клиентов. В итоге мы изменили продукт и подписали договоры на подбор с несколькими банками, крупными IT и нишевыми российскими компаниями. Небольшие компании остались у нас в портфеле, но их доля сократилась до 40%.
3. Еще больше сконцентрировались на текущих клиентах
В апреле и мае 2022 года мы побили рекорды по количеству повторных заказов на поиск сотрудников. Учитывая общий спад, мы считаем это большим достижением нашей команды подбора, и следствием явной выгоды нашего продукта для клиентов. Продолжаем бесконечную работу над качеством продукта дальше.
4. Начали глубже работать с внутренней базой
Подключили рассылки, акции, проработали биржу лидов. В итоге часть ранее мертвых клиентов сделали 1 заказ.
5. Активировали новые каналы трафика
Добавили холодные звонки, рассылки и еще 13 точечных идей по трафику. Большая часть не сработала, и мы слили бюджет, но были и победные гипотезы, которые теперь генерят прибыль ежемесячно.
6. Приняли решение создавать фонды в компании на будущее
Кризис показал, что нам нужны запасы денег просто на всякий случай. В компании появились фонды, и выросла надежность системы.
7. Рассмотрел экспресс вариант открытия за рубежом
В марте я активно узнавал, что нужно делать, чтобы начать зарабатывать в евро и долларах. И оказалось, что это не так уж и сложно. Но курс окреп, и мы отложили эту идею. Сейчас видим, как вырасти х40 за 3 года в РФ и работаем только над этим.
Расширение компании
Сейчас мы уже оправились после кризиса и начали расширять команду. Мы привыкли подбирать сотрудников другим, и нас не удивляют десятки вышедших сотрудников в месяц к нашим клиентам. Но вот такие цифры по подбору внутрь команды - это реально захватывает.
Команда должна увеличиться по плану с 30 до 50 сотрудников. Цифра в 50 выходов возникла в силу того, что «приживутся» не все. И, конечно, нужно учитывать неизбежную текучку кадров. Я поставил себе цель: 50 сотрудников до 1 июля.
Что для этого нужно делать нашей команде в месяц:
13 выходов
15 офферов
- 45 собеседований
80 кандидатов в обучении
400 целевых контактов
- ~3 000 контактов должно быть обработано
Цель уже рассчитана и не может не выполниться. Либо мы зафиксируем какие-то отклонения и будем их ситуативно решать.
Так через тернистый путь сквозь кризис и неудачи я пришел к расширению своей компании.
Ставьте лайк, если мой опыт был для вас полезен. Подписывайтесь на мой блог, чтобы следить за новыми взлетами и падениями.