Как мы создали в здании Табачной фабрики в Ростове-на-Дону элитный фитнес-клуб во время пандемии
Меня зовут Златан Бркич, я главный архитектор проекта Bodium. Сегодня я расскажу, как мы с командой архитектурного бюро Ab-architects воплотили дорогой, сложный и красивый проект во время пандемии, что пошло не так во время реставрации, как мы со всем этим справились и почему в итоге я считаю, что всё удалось.
Идея проекта: от VIP-студии «для своих» до премиального фитнес-клуба в центре города
Если вы бывали в Ростове-на-Дону, то наверняка видели и Табачную фабрику. Это комплекс зданий площадью порядка 35 тыс. м², сквозь который проходит пешеходный Газетный переулок.
Здание самой Табачной фабрики было построено в 1857 году и до 2005 года работало по прямому назначению. Потом в 2005 году производство перенесли из центра города в промышленный район, а здание стало объектом культуры регионального значения.
Нас, команду архитектурного бюро Ab-architects, пригласили на проект, чтобы сделать из небольшой части «Табачки», как её называют местные, фитнес-клуб.
Заказчики хотели сохранить изначальный исторический облик здания. В связи с этим мы решили сделать интерьер в стиле лофт. Во время работы над проектом возникла идея добавить в интерьеры клуба элементы современного искусства — например, граффити. Так постепенно мы пришли к мысли сделать фитнес-клуб полноценным арт-пространством.
Идея клуба тоже эволюционировала в процессе: изначально заказчики хотели сделать небольшую VIP-студию «для своих». Постепенно к проекту добавлялись новые детали и идеи, и в итоге получился клуб площадью 1480 м².
После того как здание обследовал конструктор, стало понятно, что без реконструкции объекта не обойтись. Но сначала мы не до конца понимали её масштабы.
Дизайн: микс из истории и современности
На первом этаже фитнес-центра мы решили разместить самую эффектную зону — кроссфит и бокс, на втором — более спокойные виды занятий, например, пилатес и йогу.
В дизайн-проекте нам было важно совместить эстетические и функциональные решения: пространство должно было быть одновременно удобным и гармоничным.
Следуя стилю лофт, мы восстановили исторический кирпич, который раньше был закрашен черным, там где понадобилось — сделали имитацию, для фасадов специально подбирали кирпичи нужного размера.
Поскольку здание старое, кирпич на стенах кое-где уже начал крошиться и отделка пришла в негодность. Мы нашли компромисс — оставили в колоннах специальные прорези, в которые видно старое заводское клеймо.
Обратите внимание на заводское клеймо на колонне слева
Один из самых красивых элементов отделки клуба — декоративная штукатурка под бронзу, которая впервые появляется во входной зоне, затем на ресепшене и потом в зонах раздевалок первого и второго этажа.
Над рингом расположен атриум — проем в полу второго этажа обнесен балконом так, чтобы сверху можно было наблюдать за борьбой. На мой взгляд, это эстетичное решение, поскольку привносит в интерьер второй свет.
Проем нам делать не пришлось — он уже был в историческом здании фабрики и выполнял функции технологического окна. Когда мы его увидели, то поняли, что он идеально подходит для размещения под ним ринга, который требует пространства и воздуха.
Во внутреннем дворе, куда раньше выходили балконы, мы сделали зимний сад и кафе, а также организовали уличную площадку с тренажером
Трудности реставрации: тяжелые тренажеры и старые ступени
Почти сразу стало понятно, что перекрытия могут не выдержать веса спортивных тренажеров. Пришлось усиливать перекрытия и укреплять здание вертикальными и горизонтальными металлическими поясами.
Сочетание требовательного с эстетической точки зрения дизайн-проекта и технических возможностей здания потребовало большой работы.
Особенно много пришлось поработать с пространством салона красоты Face only, относящегося к инфраструктуре клуба. Первый этаж мы опустили на 60 сантиметров, воспользовавшись пространством цоколя, а входную зону пришлось частично разобрать и отстроить заново.
Наши трудности реконструкции хорошо видны на примере лестниц. При ближайшем рассмотрении оказалось, что ступени у них скачут по высоте — они варьировались от 150 до 170 мм.
Когда здание строилось, современных норм пожарной безопасности ещё не существовало, и на высоту ступеней никто не обращал внимания. Но сейчас такая разница по высоте недопустима. Дело в том, что при пожарной эвакуации человек бежит, не глядя себе под ноги. Если ступени разной высоты, больше вероятность, что он споткнется и упадет.
Это одна из причин, почему старые лестницы пришлось разобрать и на месте них построить новые. Вторая причина, почему старые лестницы было почти невозможно реконструировать — они были частично выполнены из дерева. Такие лестницы могли просто не выдержать поток клиентов клуба.
Сложности с материалами и влияние удаленки
Во время работы над этим проектом мы использовали только качественные дорогие материалы. Работать со многими из них было непросто.
Например, штукатурку под металл, о которой я говорил выше, нужно было обязательно класть непрерывно — если бы одно помещение делалось в несколько подходов, стены бы получились разного цвета. Для работы с этим материалом мы даже привозили своих специалистов из Москвы.
Возникали и другие сложности. Например, в какой-то момент нам пришлось снимать полы и класть все заново. Дело в том, что пол в клубе выполнен в технике терраццо. Установки на экономию не было: мы изучили несколько качественных образцов от подрядчиков и остановились на том, который показался нам идеальным. К сожалению, когда полы уже положили, оказалось, что образцы не устраивают нас по техническим характеристикам. Пришлось снимать пол и, в связи с недостатком времени, менять технологии и использовать уже наливной пол под терраццо — это отняло у нас несколько недель.
Мы были готовы к непредвиденным ситуациям, поэтому отреагировали оперативно. На стройке всегда невозможно все предусмотреть, и мы это знали еще и до ситуации с плиткой.
Кроме того, мы работали в непривычном для себя формате — удалённо. Поскольку началась пандемия, курировать работу команды пришлось буквально по фотографиям — специалисты присылали нам кадры процесса, чтобы мы могли проверить, всё ли идёт как надо.
Периодически мы летали в Ростов-на-Дону одним днём для проведения авторского надзора и для участия в масштабных совещаниях. Иногда получалось погулять по городу. Ростов почти всегда встречал нас солнцем.
В заключение
Если вы беретесь за проект такого масштаба, главную ценность представляют люди. Важно, чтобы с вами была команда, на которую можно положиться. Это, пожалуй, мой главный совет.
Остальное решаемо — без косяков и проблем не обходится ни один проект, особенно на неспокойном фоне нынешних мировых событий.
Спасибо, что прочитали статью! Если остались вопросы или хочется поделиться советом, пишите в комментариях.
Интересная статья, спасибо! Здорово, что вы сохранили исторический облик здания
Исторический облик по закону нельзя менять у объектов культурного наследия. В этом и бывают засады у некоторых "горячих голов", которые впопыхах покупают старинное здание со словами "фигня, потом порешаем вопросы"
"Здания бывшей табачной фабрики являются объектом культурного наследия регионального значения. В реестре памятников, охраняемых государством, они отмечены под названием «Комплекс промышленных зданий табачной фабрики В.И. Асмолова"
Дизайн получился просто супер!!👍👍👍
Очень приятно! Спасибо за комментарий!