Топ-9 личностных качеств лидера будущего
Быть формальным руководителем может любой сотрудник, имеющий какой-то утвержденный документ, признающий легитимность его управленческой позиции (должности) и полномочий.
Иными словами, для формального руководителя важна только законность его положения в контексте той юридической плоскости (правового поля), в которой находятся он и его подчиненные (например, это пространство команды, компании, общественной организации или даже целого государства).
Такая модель управления была распространена и довольно неплохо функционировала раньше, когда люди были готовы подчиняться номинальному лидеру и выполнять его указания ради того, чтобы как минимум сохранить жизнь и здоровье.
Небольшой экскурс в историю России
Яркие и в то же время невероятно мрачные проявления этой модели можно найти в российской истории. Один самых явных примеров — это, конечно, крепостное право.
Если рассматривать какое-то поместье (деревню) как команду, работа которой ориентирована на достижение определенных целей, то можно выделить в качестве формальных лидеров команды — помещика, членов его семьи, управляющего поместьем и других наделенных легитимной властью персон, а в качестве реальных лидеров — сильных, опытных, мудрых крестьян, которых другие крестьяне воспринимают как честных, добропорядочных и справедливых людей.
Иначе говоря, такие люди чаще всего обладали и авторитетом, основанном на экспертности, и умением убеждать/мотивировать, но, увы, не имели возможности на законном уровне управлять ситуацией.
В данных обстоятельствах формальные лидеры, опираясь исключительно на подтвержденную законность своих действий, не имея необходимой экспертности в вопросах деятельности крестьян (земледелие, скотоводство, промыслы) или имея ее, но желая получить только личную выгоду и обогатиться за счет жуткой эксплуатации других, принимали порой совершенно безумные и с экономической, и с моральной точки зрения решения, которые крестьяне, к сожалению, были вынуждены выполнять под страхом наказания.
Разумеется, никакой речи об эффективной материальной или нематериальной мотивации здесь нет, более того, здесь скорее формируется демотивация и нацеленность на выполнение работы минимально достаточно уровня качества.
Как итог система крепостного права значительно затормозила развитие Российской империи и в конечном счете привела огромный пласт помещиков к разорению.
Интересно, что довольно часто люди, управляемые, с одной стороны, легитимным, но, с другой стороны, фактически не признаваемым лидером, начинают отказываться продолжать поддерживать легитимность такого лидера, что приводит к забастовкам, восстаниям и даже революциям.
Февральская и Октябрьская революции 1917 года в России — это как раз реализация потребности широких масс населения избавиться, во-первых, от номинальных, непопулярных, слабых и управленчески близоруких лидеров государства и, во-вторых, от политической системы, которая формирует и обеспечивает законность подобных лидеров.
Современная ситуация
К счастью, сегодня мироустройство кардинально отличается от предыдущих столетий.
Во главе многих команд, компаний, регионов, государств находятся действительно компетентные, авторитетные и выбранные большинством руководители, способные и готовые к правильной и продуктивной управленческой деятельности.
Такие руководители грамотно выполняют все главные лидерские функции: отвечают за стратегическое развитие, занимаются администрированием в зоне своей ответственности, оказывают мотивационное воздействие на коллектив, применяют принципы наставничества, презентуют и защищают интересы своего коллектива.
Приятно осознавать, что эта тенденция набирает обороты и тиражируется все более интенсивно, проникая в разные сферы нашей жизни.
На мой взгляд, в том числе с ее помощью развивается человеческий прогресс и повседневная жизнь эволюционирует с каждым днем, удивляя и вдохновляя нас новыми технологиями, грандиозными открытиями и впечатляющими перспективами.
Конечно, по-настоящему классным руководителям надо постоянно развиваться, приобретать новые и совершенствовать имеющиеся компетенции, полноценно реализуясь при этом и как профессионал, и как личность.
Возвращаясь к тезису о первоначальной важности формирования личностного фундамента для успеха в профессии, особенно в области менеджмента, я перечислил далее, по моему мнению, важнейшие личностные качества, которые действительно стоит приобретать и/или улучшать руководителям, желающим быть реальными лидерами в своем деле
Качество 1. Проактивность
— умение придумывать и формализовывать, предлагать и обосновывать, инициировать и реализовывать изменения/идеи/решения, а также брать на себя ответственность за результаты их реализации при различных прогнозах успешности
Качество 2. Самоуверенность
— убежденность в правильности предлагаемых/принимаемых решений и выполняемых действий, осознанная преданность своим идеям, планам и мечтам и стабильная вера в их актуальность и реализуемость
Качество 3. Энергичность
— способность эффективно накапливать и использовать значительный объем эмоциональных и энергетических ресурсов для жизнедеятельности, сосредоточенность на динамичном применении своих физических и духовных сил для достижения целей
Качество 4. Креативность
— творческое мышление, проявляющееся в нестандартном взгляде на объекты и события, поиске оригинальных методов и вариантов решения задач, отказе от консервативных подходов в пользу инновационных, часто опирающихся на интуицию
Качество 5. Эмпатия
— способность понимать чувствах других людей и реагировать на них соответствующим образом, сохраняя при этом собственное эмоциональное состояние и разумность
Качество 6. Любознательность
— стремление к миропознанию, освоению новых знаний и приобретению новых умений как в личной, так и в профессиональной жизни, интерес к подробностям и деталям
Качество 7. Амбициозность
— ориентация на достижение глобальных и вдохновляющих целей, решимость добиваться успеха в своем деле, финансового благополучия, высокого социального статуса
Качество 8. Прогрессивность
— истинная поддержка инноваций в разных сферах общественной жизни, желание соответствовать трендам, внедрять и развивать их в контексте своей личной и профессиональной жизни
Качество 9. Адаптируемость
— готовность и возможность эффективно менять/перестраивать/совершенствовать модель поведения, привычки, компетенции, вектор мышления, мировоззрение в зависимости от текущих обстоятельств, своих потребностей и потребностей окружающего мира