Компании хотят вернуть сотрудников в офисы, чтобы повысить продуктивность, но офисы в их текущем виде этому не способствуют
Многие из них оказывают обратный эффект: вызывают раздражение и сонливость. Так считает архитектор Даниш Курани.
После массового перехода на частичную и полную удалёнку из-за пандемии Covid-19 всё больше работодателей зовут сотрудников обратно в офисы — как на три дня в неделю, так и на все пять.
В Amazon и Bolt считают, что в офисе проще общаться и продуктивнее проходят мозговые штурмы, а это положительно влияет на конечные продукты. В Nothing — что «высокая скорость работы, а также большие амбиции несовместимы с удалёнкой». Такую форму работы критиковал и бывший глава Google Эрик Шмидт.
Вот только часть специалистов уже привыкла трудиться за пределами офиса — и потому не хочет или не видит смысла туда возвращаться. И это понятно, говорит архитектор Даниш Курани: офисное пространство должно способствовать продуктивной работе и вдохновлять, но часто, наоборот, вызывает лишь дискомфорт.
«Если цель возвращения сотрудников в офисы — сделать так, чтобы они могли показать наилучшие результаты, многие офисы, увы, не отвечают нужным требованиям», — отмечает Курани. По его словам, компаниям важнее, чтобы помещения хорошо выглядели на фотографиях и при этом не требовали больших затрат.
О столах для пинг-понга руководство почему-то думает, а об удобстве забывает, вот и получается, что в офисах нередко:
- Шумно и тесно.
- Либо жарко, либо зябко.
- Мало естественного света, а источники искусственного освещения слишком яркие.
- Душно и пахнет затхлостью.
Всё это сказывается на самочувствии: у одних начинает болеть голова, других клонит в сон. Работать в таких условиях в принципе трудно, так что о росте продуктивности и говорить не приходится.
По словам Курани, некоторые компании застряли в «допандемийном» 2019 году и ждут, что сотрудники просто смирятся с необходимостью вернуться в офисы, вместо того чтобы переосмыслить их дизайн. Это, говорит он, заведомо проигрышная стратегия.
Офис должен подходить для разных задач — рутинных и творческих, личных и коллективных. Должен предлагать пространства как для концентрации и конфиденциальных бесед, так и для презентаций и дискуссий.
Например, помещения для «глубокого погружения в работу» следует делать изолированными: со стенами до потолка вместо перегородок, тёплым освещением и дверьми, которые можно закрыть. Словно это «кокон», в котором сотрудник может спрятаться от отвлекающих его факторов.
Мозговые штурмы зачастую проводят в конференц-залах, но лучше выделить для них отдельную комнату — предусмотреть инструменты для заметок и набросков, в том числе цифровые, и место для хождения туда-сюда. Последнее помогает некоторым собраться. У входа в такой кабинет можно повесить и выставить работы и награды способных коллег — чтобы они вдохновляли и других на свершения.
Если доступа к естественному освещению мало или нет, подойдут лампы «полного спектра» — они «повторяют спектральную кривую солнечного света». А чтобы сотрудники меньше сутулились за компьютером, можно повесить рядом с ними зеркала — так они смогут самостоятельно контролировать осанку.
С учётом, что некоторые страдают от повышенной чувствительности к звукам, цветам и мельтешению, стоит сократить площадь больших открытых пространств и подумать о более нейтральных красках в дизайне.
Сотрудникам с маленькими детьми, которых иногда просто не с кем оставить, пригодились бы комнаты для кормления и пеленания. А может, и корпоративный детский сад — чтобы можно было взять детей с собой и оставить их под присмотром воспитателя на время работы.
Некоторые руководители решат, что перепланировка офисов — это излишняя возня и прихоть. Но спросите себя: почему же сотрудники так не хотят туда возвращаться?
Что-то мне подсказывает, что дело вовсе не в том, что они не хотят работать. Причина в другом: для них офисы в текущем виде просто не похожи на место, где можно повысить свою эффективность.