5 смертных грехов в нейминге, за которые могут покарать ваш бизнес
Обычно у начинающего предпринимателя сидят за плечами 2 советчика и нашёптывают разное.
Один – такой с хвостиком и рожками.
Второй – с нимбом и крылышками.
Тот, что с рожками, уговаривает запуститься побыстрее и подешевле, забить на все «условности».
«Да зачем тебе нанимать кого-то, сам придумай название, пофиг на проверки, бизнес у тебя пока маленький, никто его не знает, авось пронесёт и не оштрафуют.
Возьми картинку из интернета – вон их сколько, и будет тебе логотип. Шрифтов бесхозных тоже там полно, выбирай любой и напиши название.
В наше время, когда всего в изобилии и можно брать всё, что хочешь, грех этим не пользоваться!
И платить никому не надо. Сплошная экономия!»
Тот, что в белом и с крылышками, пытается вразумить:
«Ты же читал, что может произойти с теми, кто тырит чужие названия и картинки. И шрифты, кстати, тоже могут быть чужими. Давай лучше найдём профи и всё закажем, это надёжнее.
Представь, как будет обидно, когда бизнес взлетит, а кто-то вместо тебя будет пожинать плоды.
Ты напашешься, а он заберёт всю прибыль через суд.
На «авось» в наше время надеяться нельзя.
Сейчас сэкономишь, а потом не расплатишься»
Знакомо?
⠀
Расскажу вам про самые страшные грехи в нейминге, а вы уж сами решите, кого из советчиков слушать.
***
Грех 1. Безбрифие⠀
Им грешат начинающие и неуверенные в себе неймеры. Стесняются задавать вопросы, уверяют, что сделают красивое название, потому что сразу поняли, что нужно клиенту.⠀
Но вряд ли вы встречали настоящих ясновидящих. Я вот не встречала.⠀
Клиент потом смотрит на варианты и удивляется. Хотел то он совсем другого.⠀
Епитимья: брифовать каждого клиента, составлять техзадание, согласовывать и подписывать его с клиентом. ⠀
***⠀
Грех 2. Маркетинга непризнание⠀
Конечно, зачем разрабатывать название, которое будет учитывать предпочтения целевой аудитории, отстраивать от конкурентов и выделять на рынке? Когда можно поработать по принципу «я художник, я так вижу».⠀
Если клиент выберет одно из таких названий, то карой бизнесу может стать отсутствие продаж, потому что ЦА – одна, а название и коммуникации сделаны для другой.⠀
Епитимья: при разработке названий каждый раз сверяться со стратегией компании, платформой бренда и техзаданием (хотя бы с ним).
***
Грех 3. Слогоотсечение и словосмешение⠀
Отсекать «лишние» куски, соединять несоединимое. Лепить «чудовище Франкенштейна», наплевав на здравый смысл и на то, что останки этих слов плохо срастаются друг с другом.⠀
Потому что где-то услышали, что неологизмы проще зарегистрировать как товарный знак.⠀
И появляются на свет такие названия как FEMICON.
Если вы подумали, что это про косметику, женскую одежду или про то, что женщина – предмет поклонения, то я вас разочарую.
Это просто составное от FEMIda и CONsalting. Такое название носит юридическая фирма, которая помогает бизнесу с вопросами корпоративного права и ценных бумаг.⠀
И таких примеров, гордо выставленных в портфолио, тьма тьмущая.⠀
Да, регистрировать неологизмы проще.
И приём этот рабочий. Но только в умелых руках.⠀
Важны опыт, насмотренность здравый смысл. Т.е. хорошо настроенный внутренний фильтр спеца, который сразу отсеет то, что плохо соединяется.
Профи никогда не покажет такое клиенту.⠀
Епитимья: каждый неологизм писать на бумаге и произносить вслух до тех пор, пока не получится отстреливать на подлёте «Мястранели», «Свечуда» или «Ажиопатаж».
***
Грех 4. Негативного смысла отрицание⠀
Из-за этого греха появились на свет салон красоты «Золотой дождь», ювелирный магазин «Золотарь», магазин автозапчастей для грузовых авто «МАЗУРиК», салон-магазин шаров «ЛоШарик».⠀
Вроде бы подходящие названия, но есть в них второй смысл. И достаточно много людей о нём знают.⠀
Епитимья: принять, что невозможно знать всё, и проверять названия в словарях на негативные коннотации.
***
Грех 5. Беспроверочность⠀
Уж сколько раз твердили миру, что…
Обязательно нужно проверять вновь созданное название на уникальность в своей сфере. И делать это нужно ДО того, как начали работать.
Даже если не планировали регистрировать товарный знак.⠀
Чтобы не было потом мучительно больно смотреть на сумму компенсации, которую предстоит выплатить за использование чужого названия.
Правообладателей и суд не будет волновать, что сделано это было по незнанию и не со зла.⠀
Епитимья: каждый раз проверять названия на уникальность в базе налоговой, в базе зарегистрированных товарных знаков Роспатента, в интернете.
***
Конечно, это не все грехи. Есть ещё множество грешков и пригрешений, от которых со временем можно избавиться, было бы желание.
Да, неймеры бывают разные.
Опытные и не опытные.
Верующие в карающую руку интеллектуального права и атеисты.
Я – верующая, потому что за годы насмотрелась всякого.⠀
Но тоже грешила раньше по неопытности, было дело 😆⠀
И вот у меня к вам 2 вопроса:
Вам часто встречаются грешники среди подрядчиков?
А самим случалось грешить в профессиональной деятельности?
***
14 лет разрабатываю названия для брендов.
Веду Телеграм-канал, где рассказываю про нейминг простыми словами.
Там вы узнаете:
- про ингредиенты, из которых создаются эффективные названия,
- чему удивляются мои клиенты на презентации названий,
- что общего у нейминга и палеонтологии.
Нейминг с иголочки 👌
Отлично написано 👍
Ленар, спасибо 😍
Приятно читать)
Дмитрий, спасибо 😍
ии тоже классно креативит, пробовали ?
Пробовали, но до человека ИИ пока очень далеко. Особенно, если нужно патентопригодное название
Статью не читал, но знаю что примеры самых удачных немингов - это "чирикалка", "лицокнига", "вконтакте", "какдел", "ЯИТ (я ищу тебя)", "дофигалиард" и т.п. Если автор имеет что-то против таких названий, то до гуру нейминга ему далеко.