5 смертных грехов в нейминге, за которые могут покарать ваш бизнес

Обычно у начинающего предпринимателя сидят за плечами 2 советчика и нашёптывают разное.
Один – такой с хвостиком и рожками.
Второй – с нимбом и крылышками.

5 смертных грехов в нейминге, за которые могут покарать ваш бизнес

Тот, что с рожками, уговаривает запуститься побыстрее и подешевле, забить на все «условности».

«Да зачем тебе нанимать кого-то, сам придумай название, пофиг на проверки, бизнес у тебя пока маленький, никто его не знает, авось пронесёт и не оштрафуют.
Возьми картинку из интернета – вон их сколько, и будет тебе логотип. Шрифтов бесхозных тоже там полно, выбирай любой и напиши название.
В наше время, когда всего в изобилии и можно брать всё, что хочешь, грех этим не пользоваться!
И платить никому не надо. Сплошная экономия!»

Тот, что в белом и с крылышками, пытается вразумить:

«Ты же читал, что может произойти с теми, кто тырит чужие названия и картинки. И шрифты, кстати, тоже могут быть чужими. Давай лучше найдём профи и всё закажем, это надёжнее.
Представь, как будет обидно, когда бизнес взлетит, а кто-то вместо тебя будет пожинать плоды.
Ты напашешься, а он заберёт всю прибыль через суд.
На «авось» в наше время надеяться нельзя.
Сейчас сэкономишь, а потом не расплатишься»

Знакомо?

Расскажу вам про самые страшные грехи в нейминге, а вы уж сами решите, кого из советчиков слушать.

***

Грех 1. Безбрифие⠀

Им грешат начинающие и неуверенные в себе неймеры. Стесняются задавать вопросы, уверяют, что сделают красивое название, потому что сразу поняли, что нужно клиенту.⠀

Но вряд ли вы встречали настоящих ясновидящих. Я вот не встречала.⠀

Клиент потом смотрит на варианты и удивляется. Хотел то он совсем другого.⠀

Епитимья: брифовать каждого клиента, составлять техзадание, согласовывать и подписывать его с клиентом. ⠀

***⠀

Грех 2. Маркетинга непризнание⠀

Конечно, зачем разрабатывать название, которое будет учитывать предпочтения целевой аудитории, отстраивать от конкурентов и выделять на рынке? Когда можно поработать по принципу «я художник, я так вижу».⠀

Если клиент выберет одно из таких названий, то карой бизнесу может стать отсутствие продаж, потому что ЦА – одна, а название и коммуникации сделаны для другой.⠀

Епитимья: при разработке названий каждый раз сверяться со стратегией компании, платформой бренда и техзаданием (хотя бы с ним).

***

Грех 3. Слогоотсечение и словосмешение⠀

Отсекать «лишние» куски, соединять несоединимое. Лепить «чудовище Франкенштейна», наплевав на здравый смысл и на то, что останки этих слов плохо срастаются друг с другом.⠀

Потому что где-то услышали, что неологизмы проще зарегистрировать как товарный знак.⠀

И появляются на свет такие названия как FEMICON.

Если вы подумали, что это про косметику, женскую одежду или про то, что женщина – предмет поклонения, то я вас разочарую.

Это просто составное от FEMIda и CONsalting. Такое название носит юридическая фирма, которая помогает бизнесу с вопросами корпоративного права и ценных бумаг.⠀

И таких примеров, гордо выставленных в портфолио, тьма тьмущая.⠀

Да, регистрировать неологизмы проще.

И приём этот рабочий. Но только в умелых руках.⠀

Важны опыт, насмотренность здравый смысл. Т.е. хорошо настроенный внутренний фильтр спеца, который сразу отсеет то, что плохо соединяется.
Профи никогда не покажет такое клиенту.⠀

Епитимья: каждый неологизм писать на бумаге и произносить вслух до тех пор, пока не получится отстреливать на подлёте «Мястранели», «Свечуда» или «Ажиопатаж».

***

Грех 4. Негативного смысла отрицание⠀

Из-за этого греха появились на свет салон красоты «Золотой дождь», ювелирный магазин «Золотарь», магазин автозапчастей для грузовых авто «МАЗУРиК», салон-магазин шаров «ЛоШарик».⠀

Вроде бы подходящие названия, но есть в них второй смысл. И достаточно много людей о нём знают.⠀

Епитимья: принять, что невозможно знать всё, и проверять названия в словарях на негативные коннотации.

***

Грех 5. Беспроверочность⠀

Уж сколько раз твердили миру, что…

Обязательно нужно проверять вновь созданное название на уникальность в своей сфере. И делать это нужно ДО того, как начали работать.

Даже если не планировали регистрировать товарный знак.⠀

Чтобы не было потом мучительно больно смотреть на сумму компенсации, которую предстоит выплатить за использование чужого названия.

Правообладателей и суд не будет волновать, что сделано это было по незнанию и не со зла.⠀

Епитимья: каждый раз проверять названия на уникальность в базе налоговой, в базе зарегистрированных товарных знаков Роспатента, в интернете.

***

Конечно, это не все грехи. Есть ещё множество грешков и пригрешений, от которых со временем можно избавиться, было бы желание.

Да, неймеры бывают разные.
Опытные и не опытные.
Верующие в карающую руку интеллектуального права и атеисты.

Я – верующая, потому что за годы насмотрелась всякого.⠀

Но тоже грешила раньше по неопытности, было дело 😆⠀

И вот у меня к вам 2 вопроса:
Вам часто встречаются грешники среди подрядчиков?
А самим случалось грешить в профессиональной деятельности?

***

Оксана Розова
неймер-профи

14 лет разрабатываю названия для брендов.

Веду Телеграм-канал, где рассказываю про нейминг простыми словами.

Там вы узнаете:

  • про ингредиенты, из которых создаются эффективные названия,
  • чему удивляются мои клиенты на презентации названий,
  • что общего у нейминга и палеонтологии.

Нейминг с иголочки 👌

16
12 комментариев

Отлично написано 👍

1

Ленар, спасибо 😍

Приятно читать)

1

Дмитрий, спасибо 😍

ии тоже классно креативит, пробовали ?

Пробовали, но до человека ИИ пока очень далеко. Особенно, если нужно патентопригодное название

Статью не читал, но знаю что примеры самых удачных немингов - это "чирикалка", "лицокнига", "вконтакте", "какдел", "ЯИТ (я ищу тебя)", "дофигалиард" и т.п. Если автор имеет что-то против таких названий, то до гуру нейминга ему далеко.