Как быстро увидеть рыночную позицию.

Это элементарный способ, который позволяет за полчаса, конечно, в зависимости от числа торговых марок в категории, получить данные о положении конкурентов и оценить долю рынка.

Доля в поиске (Share of Search, SoS) — это показатель, который измеряет количество брендированных поисковых запросов по отношению к общему количеству поисковых запросов по всем торговым маркам в одной категории.

SоS = [конкретный запрос] / [все запросы в категории за период]

Доля в поиске важна по нескольким причинам:

  • Становится понятен тренд категории, в которой находится ваш продукт. По сути, это даёт понимание об эффективности маркетинга. Кроме того, динамика изменений долей поиска может указывать на появление новых тенденций рынка. Если, например, наблюдается рост интереса к определённому продукту или категории, это может стать сигналом.

  • Станет понятно, находится ли ваш продукт в тренде рынка. Технически, если функции организации работают слаженно и правильно, коммерческие показатели будут близки к тренду или даже опережать. Но если что-то сбоит, Share of Search будет отрицательным по отношению к рынку.

  • Станет ясно, кто делает рынок. Поможет очень быстро понять конкурентные позиции.

Тренды рынка

Как правило, даже в B2B-продуктах есть свои бренды или сильные торговые марки. Известность определяется показателем Top of Mind — доля респондентов, которые без подсказок упомянули бренд/торговую марку в числе первых ассоциаций в конкретной категории. Соответственно, когда что-то ищут в поисковике, могут начинать изыскания как раз с Top of Mind.

Для SaaS-сервисов в Share of Search подмешаны также текущие пользователи, которые выполняют задачу по входу в личный кабинет.

Общая динамика запросов торговых марок в категории, может выглядит примерно так.

График показывает тренд, что происходит с рынком в категории торговых марок. Фактически тренд является ориентиром, если наша торговая марка повторяет направление тренда, значит, можно говорить о том, что наш продукт «в рынке».

Например, тренд по категории CRM-систем, на основе данных Яндекса c 2018 по конец 2024

Как быстро увидеть рыночную позицию.

Чтобы определить, соответствует ли конкретный продукт тенденциям рынка, достаточно просто наложить на график данные для сравнения с общим трендом.

В данном случаи видим устойчивую отрицательную динамику относительно рынка.

Как быстро увидеть рыночную позицию.

Конкурентный позиции

Чтобы посмотреть на рынок целиком, можно представить долю поисковых запросов в виде тепловой карты, где цвет связан с значением Share of Search.

Тут заметен очевидный лидер под номером «2», который с 2018 года сохраняет положительную динамику по показателю и, кроме того, делает рынок.

Доля некоторых торговых марок в запросах по категории CRM-систем
Доля некоторых торговых марок в запросах по категории CRM-систем
Начать дискуссию