Что делать, если собственники бизнеса не готовы к переменам?

Что делать, если собственники бизнеса не готовы к переменам?

В прошлом году я работал с тремя очень похожими друг на друга кейсами. При этом все компании абсолютно разные: по размеру, рынку и даже стране нахождения. Общее лишь то, что во главе каждой — довольно консервативный человек, который всю жизнь вел дела по определенной модели. И в этой же модели продолжает мыслить по сей день, хотя бизнес давно требует изменений. Что делать?

Поделюсь своим опытом. Абсолютно во всех случаях я откровенно говорю фаундеру, что перемены нужно начать с себя — иначе и в бизнесе ничего не поменяется. Люди немного тушуются, но говорят, что готовы. И мы начинаем действовать.

И тут выявляются 3 основных ограничения:

  • Консервативный подход к инновациям, неготовность брать риски, экспериментировать и, соответственно, вкладывать деньги в проверку гипотез, запуск новых направлений и т.д.;
  • Нежелание идти на новые рынки — даже с пониманием, что это поможет сделать х100;
  • Нежелание смотреть в сторону более активных, «горячих», «голодных», где-то слишком рискованных людей, жаждущих сделать что-то классное.

И вроде бы фаундеры жадно впитывают новую правильную методологию, методы управления, поиска ценностей на рынке, которыми я делюсь... Но когда доходит до дела, не готовы всё это применять — разве что отдельные компоненты, — и просят начать с чего-то простого. И никакие объяснения, что нужен рывок, не работают.

Важно: желание перемен может даже декларироваться! Но затем проявится «Маниловщина»: реальных нужных усилий сделано не будет.

Выводы:

  • Компании, как и люди, проходят разные стадии роста. Чем старше руководители, тем более они консервативны — и тем сложнее бизнесам адаптироваться. А жизнь — это изменения. Все успешные компании многократно меняют свою бизнес-модель, структуру, людей и т.д. В противном случае бизнес либо переходит в состояние стагнации, либо продается, либо становится убыточным и со временем умирает.
  • Если вы собственник, обратите внимание, достаточно ли инновационно ваши ключевые сотрудники смотрят на бизнес. Или они просто хотят сохранить статус-кво и ничего не сломать? Во втором случае подумайте, как таких людей поменять.
  • Для изменений прежде всего работайте над собой: узнавайте что-то новое, учитесь, читайте, знакомьтесь с людьми, смотрите на новые модели, пользуйтесь новыми сервисами и т.д.

И помните: самое важное, что вам нужно сделать, — это решиться на изменения. Нанять другого человека и надеяться, что он всё починит, не получится, если вы сами не готовы к переменам.

А вот ситуация для размышления. Представьте себя наемным генеральным директором достаточно успешной компании, где есть своя модель развития, определенные наработки, денежный поток клиентов. Компания не готова останавливаться на достигнутом, хочет развиваться и увеличивать прибыль. Но собственник очень консервативный и не готов к серьезным изменениям. Что бы вы сделали?

Больше интересных кейсов и бизнес-задач в моем телеграм-канале. Предлагаю подписаться.

1
4 комментария