Обязательно ли компании создавать миссию, для чего она и как ее написать вообще?!
В моем понимании миссия компании — это слова с глубоким смыслом и эмоциональным оттенком о том, для чего компания существует. Важно, что миссия должна быть не абстрактной, не исключительно с целью финансового результата, а в первую очередь с уклоном в сторону пользы для целевой аудитории.
Миссия должна быть краткой и емкой, не нужно расписывать страницы, даже одну, текстом и пояснять детали. Миссия должна уместиться в строчку, не в две. Идеально — 5 слов (но от этого можно отступить, естественно — идеалов не существует)
Миссия компании нужна по нескольким причинам:
— внутренние: получать финансовый результат (если, конечно мы о коммерческой компании говорим), понимать для чего вообще существует компания, создать корпоративный дух, ориентир для развития;
— внешние: сформировать имидж, повысить лояльность, создать уникальный стиль, отличный от конкурентов, отобразить выгоду для клиентов.
Как ее сделать?Подготовительный этап
:1) понять и выделить точную цель (или цели) компании, целевую аудиторию (желательно);
2) определить специфику и предназначение организации;
3) описать продукты бизнеса.
Этап выделения ключей:
1) кратко и понятно выпишите тезисы на основе всего, что вы сделали ранее;
2) постарайтесь сделать выжимку и объединить смыслы (лучше широко, а не узко, если это применимо);
3) вспомните про то, что миссия должна приносить пользу обществу — это ключевое. Через эту призму сформируйте основные варианты миссии компании.
Этап принятия решения и выбор:
вариант первый — вы самостоятельно решаете какая будет миссия из всех тех, что вы выделили. Ее и внедряете;
вариант второй — вы согласовываете из набора вариантов миссий самую подходящую и пользуетесь ей;
вариант третий — вы оцениваете рынок, проводите качественное исследование и выбираете то, что нравится и вам и вашей аудитории в большей степени.
Я лично за второй вариант т.к. индивидуальность и уникальность в этом случае не размывается! Можно, естественно, заморочиться и каждое слово согласовывать с арт-диркетором, регулярно пересматривать концепт и упираться рогами в продукт, спорить с собственниками... и так до бесконечности. Выберите лучше один из трех вариантов — вы не ошибетесь.
Немного деталей и дополнений:
— миссию вы должны утвердить так, чтобы она не менялась ближайшие пять лет! Если мы говорим о уже устойчивом бизнесе, конечно;— на начальных этапах миссию можно утвердить временную (до двух лет);— если у вас стартап или вы только запустились и ничего не понимаете еще на этом рынке, то большой вопрос — «а нужна ли миссия». Порой достаточно примерного, на начальных этапах, «куда двигаться». Миссия для многих на старте не так важна, как работа в операционке. Порой миссия отнимает значимое количество времени и сил, которые можно направить на другое. Тут лучше будет, конечно, если миссию определят заранее. Но если пошло без нее — ладно. Попозже точно ее определите;— только после создания миссии можно и нужно переходить к выделению ценностей и принципов компании.
Итого: