«Я уйду и всё рухнет!» — есть ли жизнь после ухода ключевых работников

Четверо не связанных друг с другом людей за месяц подняли со мной вопрос о жизнеспособности своего детища (того, чем они сейчас занимаются, что возглавляют) после их ухода. Для двоих это было беспокойство после уже принятого решения покинуть занимаемую позицию, для других двоих — рассуждение на тему «а что, если». Я описал мое персональное видение и опыт таких ситуаций.

Основные опасения строятся вокруг трех ключевых тезисов:

  1. На мне держатся процессы, если я уйду — все само развалится.
  2. Мне некому это оставить\меня некем заменить.
  3. Я уйду и из компании уйдут другие ключевые для бизнес-направления люди, которые «здесь» из-за меня и тоже все развалится.

Осознанные люди, вырастившие продукт, департамент, бизнес или направление, встречаются редко и то, что они задумываются о будущем своего детища долго играет на руку компании, но часто упускается из виду и не поощряется до уже принятого решения. Есть отдельная категория угрожающих: «я уйду и все рассыпется», но про них речь не идет.

«Я уйду и всё рухнет!» — есть ли жизнь после ухода ключевых работников

Что же происходит после того, как ключевые работники уходят? В среднем все коллективы совершают примерно примерно один и тот же набор действий после окончательного решения о том, что ценный кадр все-таки уходит:

  • согласование даты ухода.
  • назначение ответственного или ответственных (очень часто так бывает, что у обеспокоенных судьбой своих детищ обнаруживается такой объем задач, который не лезет ни в кого одного и задачи делятся на двух-трех и более человек с надеждой потом нанять того, кто возьмет все сразу).
  • подготовка и согласование плана передачи дел.
  • выполнение плана передачи дел.
  • расставание.

Поиском нового ответственного, составлением плана и передачей дел чаще всего занимается сам уходящий. Многие руководители считают, что на этом все закончилось и единственный шаг, который следует дальше совершить — нанять нового человека и передать ему все, что ранее было передано другим (а может и не передавать — дела ведь как-то передались), но это работает не так.

Что же на самом деле происходит в коллективах в это время? Какое-то время все идет так, как было заведено и настроено. Это может длиться пару-тройку недель и даже чуть больше, но никогда не длится дольше квартала. В 100% таких случаев выясняется, что план передачи дел не включал «все обязанности», потому что такого типа ответственные люди занимаются многими вещами, которые им никто никогда не поручал: они видели, что есть что-то брошенное и начинали заниматься этим сами. Обнаруживаются процессы менторства младших сотрудников, специфические внутренние процессы управления окладами и премиями (оказывается премии выписывались не сами по себе), уникальные связи внутри клиентов, уникальные (действительно уникальные) знания о работе компании, подразделения или информационной системы и многое, совершенно непредсказуемое, другое.

В компаниях, где в ситуации разобрались верно, уже в этот момент приходит осознание, что человек окончательно ушел, принимаются новые, правильные управленческие решения и дальнейшие действия фиксируются, документируются и назначенным ранее ответственным вменяется разобраться и начать отвечать по-настоящему.

Ушедшего начинают одолевать звонками и сообщениями с просьбами разобраться и помочь и, в идеальной ситуации, после таких советов все тщательно записывают. Но я идеальных ситуаций не встречал, поэтому обычно такая практика заканчивается тем, что ушедший, как человек ответственный и уже выполняющий новые обязанности — помогать перестает, так как обращаются с одним и тем же не по одному разу.

В большинстве ситуаций, которые мне удалось видеть или раскопать информацию о них — только в этот момент до новых ответственных доходит осознание того, что мир изменился и теперь у них действительно есть новые обязанности. Они начинают всерьёз с ними разбираться и управлять ситуацией.

То есть тезисы «на мне все держится” и “меня некем заменить» достаточно часто частично обоснованы, но они не ведут краху, если беспокоящийся не строил свою работу по принципу менеджера-снежинки. Производственные процессы остаются работать, потребности бизнеса закрываются, а потеря производительности отдельно взятых процессов в такое время — бывает.

Что же касается ухода из компании вслед за хорошим человеком лояльных ему людей, то в 99% случаев этого не происходит, если профессионал не тянет коллег за собой сам и не рассказывает, что он ушел, потому что «все плохо в королевстве». Бывают уникальные ситуации, когда в большой компании с плохой внутренней культурой под таким человеком собираются преданные ему люди и живут в защищенном от остальной компании мирке, но в последние несколько лет такие ситуации практически пропали.

Что делать человеку, болеющему за свое дело, но понимающему, что это дело у него не последнее? Строить свою работу таким образом, чтобы после ухода в компании сохранилась экспертиза и компетенции: делиться знаниями, выстраивать независимые от личности процессы, документировать происходящее.

Что делать компании, которая обнаружила у себя высокоэффективных ребят и понявшая, что в случае ухода будет долго с этим разбираться? Выстраивать работу таким же образом: документировать процессы и договоренности, собирать артефакты, стараться уйти от уникальности людей (это хорошо проверяется в длинных отпусках).

88
6 комментариев

в целом верно, но как принято говорить -да, но нет.
Вот это
если беспокоящийся не строил свою работу по принципу менеджера-снежинки.Часто вызвано вот этим
потому что такого типа ответственные люди занимаются многими вещами, которые им никто никогда не поручал: они видели, что есть что-то брошенное и начинали заниматься этим сами

Часто бывает так, что такой человек вообще единственный кому не плевать и кто не работает строго по регламенту в формате от скоро обед до скоро домой. И причина ухода как раз таки в том, что для того чтобы он мог не стать той самой "снежинкой" ему не выделяются никакие ресурсы. Лошадка везет, везет, тащит тащит, а потом говорит. -Да е...сь оно все н....й, сами сидите в своем г...не и уходит.

2
Ответить

Логично если инициатива не подкрепляется ресурсами возникает вопрос - нужна ли компании эта инициатива.

Ответить

Несколько раз встречался с этой ситуацией. Один раз пришлось вернуться с повышением в зп😂😂

Ответить

стараться уйти от уникальности людейВ целом совет правильный, но вот работать в таких компаниях как-то мерзко. Тот же Net Cracker, где в среднем никто ничего не стоит... Стоить толпу безамбициозного планктона целесообразно в условиях продажи шкурок, но в условиях бурного развития бизнеса и ограниченного количества людей, на таких бедолагах много не построишь имхо.

Ответить

Сама ушла из такой компании. Поднимала фирму вместе с руководством. Строила процессы, наработки. Когда озвучила, что даже не в деньгах дело руководителю, то меня не поняли. Работа продолжалась и дома: 1С стояла и дома, телефон рабочий всегда со мной был.Нравился сам процесс, общение и было не наплевать. Сломалась, т.к. даже в отпуск(неотгулянный), на больничный нельзя было уйти. "А кто будет работать?" Помощников давали, но тут же либо увольняли их по разным причинам (отстоять не получалось, т.к. от меня эти процессы, увы, не зависели как не сопротивлялась и договаривались бы), либо начальник вёл себя не совсем корректно (мог запросто обматерить).
Почти год уговаривали перейти в другую фирму. Уволилась одномоментно. Но не спаслось с новой фирмой.
Сейчас прежняя фирма теряет в прибыли. Теряет клиентов. Больно это видеть, т к. была налажена работа. Торговый, с кем работала, уговаривает начальника взять меня обратно,но у того не позволяет гордость и оправдание самого себя.

Ответить