Что делать во время кризиса — короткий гайд для предпринимателей и продактов

Кризисы — это уникальная возможность либо хорошо вырастить свой продукт/бизнес, либо потерять всё. После успеха поста с разбором выступления Грефа на ПМЭФ я (автор Telegram-канала Игорь про продукт и бизнес и сооснователь UK-based стартапа Jiffy) решил детальнее проанализировать, что сейчас стоит делать предпринимателям и продактам.

Московский стартапер после прочтения статьи про то как ЦБ пытается сохранить экономику страны хотя бы на уровне 90х
Московский стартапер после прочтения статьи про то как ЦБ пытается сохранить экономику страны хотя бы на уровне 90х

Думаю что сейчас крайне важно действовать вдумчиво и быстро, т.к. (по моему субъективному мнению) компании родившиеся в кризис обычно показывают более эффективный и устойчивый рост, а окно возможностей оперативно займут желающие.

Взять к примеру Mailchimp, являвшийся прибыльным с ранних 2000х годов и проданный за $12 млрд. в 2021, по сути являясь частной компанией. Или Farfetch, основанный как раз перед кризисом 2008 года. Тогда многие Luxury бренды начали терять доходы и искали новые источники продаж, одним из которых стал Farfetch.

Базовые рекомендации

Пока я разбирал более долгосрочные тренды, мне под руку подвернулся еще один отчёт GP Bullhound (как и в прошлый раз, он будет в моем telegram канале), в котором коротко и ёмко разложили базовый алгоритм действий. Ниже их алгоритм с моими небольшими дополнениями:

1. Обеспечьте себя деньгами

  • Поднимать деньги если у вас их мало по реалистичной оценке. Для тех кто работает в России так же стоит посмотреть на выделяемые гранты.
  • Резать косты и пересобирать бизнес план с прицелом на прибыльность. Например в Jiffy мы решили уходить из b2c сегмента в enterprise, монетизируя уже готовый IT продукт.
  • Гипер-рост → рост с позитивной экономикой. Инвесторы будут спрашивать про прибыльность, но не стоит забывать и про рост бизнеса — тут нужен баланс, когда базовые показатели юнит-экономики будут доказанно сходиться.

2. Прибыльность это первый приоритет

Тут по сути нужно сузить фокус до вещей которые могут принести прибыль в моменте

  • Разработка: сделать фокус на критичных стратегических фичах и проверять гипотезы роста
  • Маркетинг: оптимизировать рекламу с прицелом на вещи с коротким сроком возврата инвестиций и срезать косты на менее эффективную рекламу
  • Продажи: фокус на лидах, которые могут сконвертиться в ближайшее время

3. Фандинг в момент кризиса

  • Смириться с тем что размытие может быть больше чем раньше — это ваш ключ к выживанию
  • Готовиться что инвесторы будут глубоко ковырять цифры показывающие здоровье бизнеса. При этом на бизнес-модели с большим burn-rate инвесторы сейчас просто не готовы смотреть, вероятно до цифр вы даже не дойдете если не дадите понять что у вас другой случай
  • Рассчитывать бюджет с прицелом на 2 года (привет знаменитое письмо YC)

4. Что делать если у вас есть деньги

Дальше можно не читать, алгоритм действий изображен на картинке
Дальше можно не читать, алгоритм действий изображен на картинке
  • Радоваться
  • Нанимать лучших сотрудников. Зарубежные компании закрывают офисы, остальные экономят бюджет. Это создаёт уникальную возможность захватить хороших специалистов, если у вас на это есть деньги.
  • Больше маркетинга на фоне отвала конкурентов. Ещё один способ отусить большой кусок рынка, пока конкурентность в рекламных каналах будет снижаться.
  • Искать варианты M&A по выгодной цене (для больших ребят). Можно купить как команды так и технологии существенным дисконтом, так как все мультипликаторы сильно упали,а для некоторых продажа сейчас единственный способ заработать на своём бизнесе.

На какие ниши обратить своё внимание

Далее я собрал список ниш, которые по моему мнению, подкрепленному аналитикой из разных источников, будут актуальны в ближайшее время.

1. B2B & Enterprise

Тут базовая история такая — хоть enterprise клиентам зачастую нужны более сложные продукты, там долгий цикл сделок, но стартапы в этом секторе могут относительно быстро выходить на положительную юнит-экономику.

Потребность на новые IT решения для бизнеса, возникающая в ходе цифровизации офлайн-бизнесов становится даже более актуальной в кризис, когда идет борьба за экономию на неэффективных процессах.

Прогноз роста европейских компаний “единорогов” по нишам. Источник: Репорт GP.Bullhound “Titans of Tech”
Прогноз роста европейских компаний “единорогов” по нишам. Источник: Репорт GP.Bullhound “Titans of Tech”

2. Агротех

На фоне новостей про риски голода в некоторых странах, проблемы с поставками удобрений, ростом цен на зерно и тому подобные вещи наверняка возникнет спрос на новые решение в области агротеха.

Для меня это наименее понятная индустрия. Но учитывая что это история связанная с удовлетворением базовых потребностей человека в еде, думаю у этой ниши огромный потенциал. Можно начать изучение темы с пары статей на том же vc (раз, два).

3. Кибербезопасность

На фоне противостояния России и западного мира обострилось количество кибератак. Несколько фактов о том, что сейчас происходит в индустрии для иллюстрации серьезности картины:

  • Количество атак на открытие API увеличилось в 7 раз за последние 12 мес (как и количество открытых API)
  • В Европе на 2022 7 из 55 компаний “единорогов” были проектами в области кибербезопасности
  • В России так же участились атаки на бизнес, вспомните недавние утечки персональных данных клиентов разных сервисов а так же новости об участившихся атаках на Сбербанк.
Цитаты из зарубежных изданий касательно кибератак. Репорт GP.Bullhound “Titans of Tech”
Цитаты из зарубежных изданий касательно кибератак. Репорт GP.Bullhound “Titans of Tech”

4. Ментальное здоровье

Я изучал этот рынок после 1-й волны ковида, и сделал вывод о том, что в моменты кризисов растут рынки, которые помогают справиться со стрессом. Взять для примера то что происходило во время 1-й волны COVID с рынком Mindfulness приложений (медитации и т.д.). Тогда в соответствии с отчетом Sensor Tower установки 10 крупнейших англоязычных аппов для ментального здоровья подскочили на 2 млн. за Апрель 2020 по сравнению январем того же года, достигнув 10 млн.

То же самое происходит и сейчас в России — спрос на психологов к апрелю 2022 года вырос на 81%, подсчитали в «Авито Услугах». А мировые прогнозы на этот рынок сейчас такие — к 2027-му он вырастет до 498,3 млрд. от $402,4 млрд. 2021 года по данным аналитической компании Imarc.

5. Игровая индустрия

Аналогичная ситуация и с играми — это еще одна ниша, к которой я бы присмотрелся и проверил, будет ли она расти в этот кризис (все таки во время COVID сильную роль сыграли и локдауны — сейчас ситуация несколько иная).

6. Бонус для тех кто делает бизнес/продукты в РФ

Логотипы компаний, ушедших с рынка РФ. Источник: https://som.yale.edu/story/2022/over-1000-companies-have-curtailed-operations-russia-some-remain
Логотипы компаний, ушедших с рынка РФ. Источник: https://som.yale.edu/story/2022/over-1000-companies-have-curtailed-operations-russia-some-remain

Как бы не тупо звучали фразы про импортозамещение, но думаю если подсуетиться можно откусить значимый кусок рынка в том же b2b секторе. Конечно, вряд ли в РФ создадут аналогичную Windows ОС, но вот в более узких нишах автоматизации (например закупки, логистика, HoReCa) вполне могут вырасти большие локальные бизнесы.

Итого

Начинать новые проекты в кризис круто — вы многим рискуете но при этом и потенциальный выигрыш увеличивается. Чтобы увеличить ваши шансы на успех, нужно как минимум обеспечить себя деньгами на период турбулентности (резать косты, фандрейзить если еще можете, приоритезировать прибыльные проекты), а если есть деньги то тратить их в первую очередь на то что вам позволит получить конкуретное преимущество (найм крутых спецов, кост-эффективный маркетинг и т.д.).

При этом вам повезло если вы можете начать или переформатировать свой бизнес с прицелом на те ниши, которые будут расти. Я бы обратил внимание на b2b (особенно enterprise), агротех, кибербезопасность, ментальное здоровье и игровую индустрию.

Так же напоминаю, что один из отчётов (”Titans of Tech” от GP Bullhound), который я использовал для составления этого материала можно будет найти в моём telegram канале.

77
3 комментария

Аккурат перед событиями знакомы ребята запустили телеграмм бота @work_around_bot для поиска работы. Планировали развить в сервис. Что думаете им делать сейчас?

1

Учитывая сколько людей осталось и останется в ближайшее время без работы, сама ниша может быть актуальной.

Но вопрос в том, а есть ли product market fit у решения с ботом?

Наводка — какие работы в терминах Jobs to Be Done оно выполняет и почему оно лучше аналогичных способов эти работы выполнить?

1

В текущей ситуации надо: копить деньги, не тратить деньги, хранить деньги. И все. Больше ничего. Никакой прибыльности, никаких перспективных ниш сейчас нет. Только ждать, не торопиться.