Повсеместные массовые сокращения, как и агрессивный наём перед ними, — пример стадного инстинкта в бизнесе
Так считает профессор по организационному поведению в Стэнфордском университете Джеффри Пфеффер. По его словам, это всё равно что переходить дорогу на красный свет светофора, просто потому что «все остальные пошли».
Человек нередко повторяет за действиями других «на автомате», поэтому неудивительно, что стадное чувство возникает и в бизнесе. Сперва многие компании принялись агрессивно нанимать сотрудников на фоне роста в пандемию, и остальные последовали их примеру. Теперь то же происходит с увольнениями: один сократил — другой «собезьянничал».
Большинство объясняет сокращения «кризисом», но возникает парадокс, который фирмы не берут в расчёт: чем больше специалистов останется без работы, тем сильнее упадёт покупательская активность. И чем быстрее распространятся панические настроения в обществе, тем хуже будет производительность оставшихся сотрудников и тем экономнее станут, например, рекламодатели — люди, от которых часто зависит бизнес.
Иными словами, «устраивая увольнения, компании своими же руками порождают тот самый экономический спад, от которого хотят защититься», считает Пфеффер. По его словам, это наглядный пример самоисполняющегося пророчества.
Сокращения, которые раньше были крайней мерой, превратились в рутинную задачу «по сокращению затрат». Но чаще всего они не способствуют росту стоимости акций и не экономят бюджетные средства. Увеличивается ли от них прибыль — неизвестно. Зато известно то, что они требуют денег и снижают продуктивность.
А ещё и увольнения, и наём — сами по себе затратные процессы, отмечает автор. Сначала придётся выплатить выходные пособия, потом — вновь выделить бюджет на зарплаты рекрутерам, чтобы найти новых сотрудников, и на бонусы, ради которых последние захотят приходить.
Если бы компании изначально нанимали осознанно, а не «обезьянничали», то они бы заранее просчитали расходы и возможность нести их в кризис. И вряд ли избавлялись бы от специалистов при каждом экономическом потрясении, говорит профессор.
Как иронично, что ещё год назад компании называли сотрудников самым важным своим активом, а теперь увольняют их по почте, в одночасье отключая доступ ко всем корпоративным сервисам.
Все эти увольнения — [не крайняя мера], а выбор, обнажающий ценности бизнеса. По большому счёту сотрудникам просто показали средний палец.