Нафиг нужна стратегия малому и среднему бизнесу?
Сейчас вижу два типичных мнения стратегия это для крупных и слишком умных. Если я открываю стартап или магазинчик, все что мне надо - это продажи. Или "нахера стратегию разводить, надо просто РАБОТАТЬ и все будет". С другой стороны даже на вакансию младших менеджеров хотят взять людей с системным и стратегическим мышлением. Так нужна стратегия или малому бизнесу?
Я думаю, что нужна. И источник правды тут в самом понимание, что же такое стратегические вопросы. А это вопросы про самое важное. Нерешенные стратегические вопросы 1) угрожают существованию бизнеса 2) угрожают быстрым разорением 3) Обычным совещанием не решаются 4) Требуют системного подхода и особенных инструментов. Обычно это вопросы такие: правильно ли мы выбрали отрасль? Что нам нужно уметь делать лучше всех конкурентов? Какая конкурентная стратегия у нас будет? А какая стадия жизни у отрасли сейчас? А к чему мы хотим прийти через год?
Вот пример: некто хочет открыть кофейню и фигачит бизнес-план. В нем все отлично: график доходов растет и выходит на окупаемость (а есть ли другие бизнес-планы?). Сметы посчитаны до копейки, исследованы все детали. Смотришь и радуешься: вот он путь к миллионам. Но чего нет в бизнес планах?
- Размер рынка. Мы стоим на улице с 5-ю кофейнями по соседству. А сколько тут денег тратиться на кофе вообще? Ведь это наш потолок, больше на этой улице денег не будет. А как бы его посчитать?
- А какие тренды в потреблении будут влиять на нас? Привычки в потреблении кофе? Возраст клиентов? Что можно будет этому предоставить?
- А как будут вести себя поставщики кофе, выпечки, коммунальных услуг? Они же меняют тарифы, свои политики и вообще уходят.
- А наши сотрудники будут какими? А что они должны будут уметь делать лучше всех? Ведь другие кофейни будут перекупать барист, официантов, вести агрессивную рекламу. Что нам надо делать для сохранения свой доли рынка?
- А вообще все меняется: мобильные приложения появляются, заказы онлайн, люди любят десерты без сахара, а еще геотаргетинг нужен, и еще курс доллара скачет и производители кофемашин козлят и так далее и тому подобное. Как все учесть, чтобы голова не взорвалась?
Часто на эти вопросы бизнес-план не отвечает. А вот стратегия - отвечает. Простые в исполнении инструмент стратегического менеджмента как раз и призваны показать самое важное. Факторов влияния на кофейню может быть 100-200, а в ответ кофейне нужно сфокусироваться на серии КФУ (ключевой фактор успеха). Ну об этом в продолжении...