9 ключевых принципов успешной финансовой консолидации

9 ключевых принципов успешной финансовой консолидации

Закрытие финансового года – сложный и трудоемкий процесс, который подразумевает многоэтапную подготовку отчетности, включающую сборку данных из множества подразделений, различных корректировок.

Недостаток автоматизации вынуждает компании тратить значительные ресурсы на ручные проверки и соблюдение стандартов для соответствия регуляторным нормам. Однако существуют методы, которые могут упростить и ускорить консолидацию финансовой отчетности.

Что такое финансовая консолидация?

Консолидация финансовой отчетности или финансовая консолидация — это процесс объединения финансовых данных нескольких связанных компаний в единую отчетность. Он включает сбор, анализ и корректировку бухгалтерской информации от всех компаний группы и может занимать от нескольких дней до недель, в зависимости от размера организации, сложности ее структуры и используемого программного обеспечения.

Почему это важно?

Консолидация нужна, чтобы компании могли действовать как единый экономический субъект и соответствовать обязательным стандартам, таким как РБСУ или МСФО.

РБСУ (Российские стандарты бухгалтерского учета) — набор норм и правил, используемых для подготовки и представления бухгалтерской отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой универсальную систему правил, которая позволяет компаниям из разных стран представлять финансовые результаты в едином формате. Это облегчает инвесторам сравнение и оценку деятельности финансовых показателей предприятий по всему миру.

Консолидация финансовой отчетности помогает получить полное представление о работе компании, что способствует принятию стратегических решений и соблюдению нормативных требований. Однако руководители часто сталкиваются с трудностями, связанными с:

  • Ручным сбором и обработкой данных в Excel.
  • Объединением информации из разных бухгалтерских систем.
  • Соблюдением сроков подготовки отчетности.
  • Различиями в правилах финансовой отчетности в регионах присутствия дочерних компаний.
  • Сокращением затрат на аудит.

Эти проблемы могут привести к ошибкам в данных и, как результат, неверным стратегическим решениям, а также сорвать сроки сдачи отчетности и повлечь за собой штрафы, дополнительные расходы.

Лучшие практики эффективной финансовой консолидации

1. Определите необходимый уровень

В зависимости от потребностей организации процесс сбора консолидированной финансовой отчетности будет различаться. Как правило, выделяют три уровня:

1) Согласование: выравнивание текущих процессов и синхронизация команд в общих предпосылках.

2) Частичное объединение: внедрение инструмента для процессов управленческой отчетности и следование принятому набору практик при сохранении прочих процессов, которыми руководят отдельные команды.

3) Полное объединение: внедрение единого решения, системы и команды для консолидации и управленческой отчетности.

2. Поймите свои потребности в отчетности

Одна из важнейших задач финансовой консолидации — превратить горы данных в четкие и подробные отчеты, соответствующие стандартам РБСУ или МСФО. Важно заранее определить, какая именно отчетность нужна, чтобы избежать лишних затрат и изменений в середине процесса, ведь точность данных критична.

3. Выработайте единую базу для принятия решений

Многие компании проводят финансовую консолидацию только в определенное время (ежемесячно/ежеквартально/ежегодно), поэтому не уделяют достаточно внимания оптимизации процесса. Часто используются только электронные таблицы, что приводит к ошибкам при ручном вводе данных и проблемам с контролем версий.

Для улучшения процесса консолидации важно:

Создать единую систему правил и стандартов для всех участников.

  • Использовать интегрированную платформу вместо электронных таблиц.
  • Разработать лучшие практики для сверки между компаниями и проверки данных.
  • Четко определить необходимые данные для отчетности до начала консолидации.

Эти меры помогут избежать дорогостоящих ошибок, несогласованности и дублирования работы, ускорив и улучшив процесс финансовой консолидации.

4. Инвестируйте в коллаборацию

Команды, занимающиеся созданием финансовой консолидированной отчетности, часто работают отдельно и не взаимодействуют друг с другом из-за недостатка интеграции процессов. Чтобы исправить это, нужно принять определенные меры.

  • Во-первых, важно решить проблемы с разрозненными источниками данных и их форматами.
  • Во-вторых, следует улучшить взаимодействие между командами.

Кроме того, рекомендуется заменить электронные таблицы современными инструментами для совместной работы в реальном времени. Налаженная коммуникация между командами может значительно улучшить ситуацию.

Наконец, назначение менеджера проекта для координации всего процесса поможет обеспечить слаженную работу всех участников и повысить эффективность финансовой консолидации в целом.

5. Соответствуйте стандартам

Объединение финансовых данных — непростая задача, включающая сбор информации из разных отделов и ее грамотное объединение. Сложности возникают, когда у компании есть филиалы в разных странах с различными валютами и законами, поэтому важно следить за изменениями в законодательстве, чтобы избежать нарушений и штрафов. Для этого нужны интегрированные IT-решения, которые помогают соблюдать правила управленческого учета.

6. Оцените IT-архитектуру

Выбирайте решение с учетом объема обрабатываемых данных. Крупные организации могут иметь дело с миллионами записей, и не все программы справляются с таким объемом. Интегрируйте платформу с инструментами, которые уже используются в компании или выберите комбинированный вариант, сочетающий в себе планирование, бюджетирование и бизнес-анализ.

7. Вовлекайте руководство

Слишком активное участие руководящего звена может замедлить работу, а обратная ситуация приведет к потере ценного опыта. Чтобы оптимизировать процесс:

  • Определите четкие роли и обязанности руководителей.
  • Установите, когда и как каждый вносит свой вклад.
  • Cоздайте систему обратной связи для предложений по улучшению процесса.

Это особенно важно, так как сбор консолидированной финансовой отчетности затрагивает все дочерние компании и требует стратегических решений.

8. Автоматизируйте

Финансовая консолидация часто сопряжена с большим объемом ручной работы, что отнимает время и может приводить к ошибкам. Автоматизация процесса поможет:

  • Сократить время на выполнение задач.
  • Уменьшить количество ошибок при вводе данных и составлении отчетов.
  • Обеспечить масштабируемость процессов по мере роста организации.
  • Предоставить доступ к данным в реальном времени, улучшая реакцию на изменения рынка.
  • Повысить качество принимаемых решений.
  • Улучшить готовность к аудиту благодаря точному и последовательному отражению данных.
9 ключевых принципов успешной финансовой консолидации

Автоматизация позволит эффективнее управлять растущими объемами данных и их сложностью, не требуя дополнительных усилий.

9. Выбираем платформу для финансовой консолидации

Optimacros предлагает комплексное решение, которое упрощает сбор и обработку данных из разных источников, и предоставляет широкий спектр возможностей для финансового планирования и анализа.

Система позволяет выстраивать бюджетный процесс, рассчитывать функциональные и операционные бюджеты, а также проводить консолидацию финансовой отчетности по международным стандартам (МСФО).

Optimacros предлагает удобный инструмент для работы с МСФО, который автоматически собирает данные из разных систем учета компаний группы, преобразует их в единую отчетность по международным стандартам, исключает внутригрупповые операции и поддерживает функциональность аудита ввода/изменения данных.

Ключевые преимущества платформы включают:

  • Автоматизацию процессов консолидации и трансформации отчетности.
  • Элиминацию внутригрупповых оборотов и капитала.
  • Возможность сценарного и версионного анализа.
  • Гибкие настройки отображения данных и широкую библиотеку визуализаций.
  • Интеграцию с существующими ERP-системами или системами бухгалтерского учета.
1
Начать дискуссию