Железнодорожные перевозки «в кредит»: миф или реальность

Для сегмента автоперевозок инструмент не новый. Он позволяет владельцу перевезти товар без предоплаты, оплачивая услуги по факту осуществления перевозки. Напоминает кредит, только выплачивается не в рассрочку, а в полном объеме в оговоренные партнерами сроки. На железной дороге этот способ оплаты появился не так давно, однако массового распространения пока не получил. Разбираемся, кто из железнодорожных компаний уже оказывает услугу, и почему пока невозможно повсеместное внедрение.

Источник: economist.kg
Источник: economist.kg

Чаще условия для предоставления отсрочки платежа оговаривают множество ограничений и требуют подтверждения с помощью достаточно обширного перечня документов. Это вполне объяснимо, ведь иначе недобросовестные плательщики могут создать опасную финансовую ситуацию для компании, предоставившей отсрочку.

Вот пример: летом прошлого года российские автоперевозчики при поддержке Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс" обратились в Госдуму с просьбой ограничить максимальный срок отсрочки платежа за уже осуществленные перевозки до 15 рабочих дней. Произошло это потому, что среднерыночная отсрочка платежа достигала 60 рабочих дней (а иногда превышала 90), из-за чего автоперевозчики не могли обеспечить своевременную оплату труда водителям. Это заявление поддержали также многие российские экспедиторы. Конечно, основной удар пришелся на малый бизнес, но даже крупные компании отметили рост дебиторской задолженности, приводящей к кассовым разрывам.

Источник: rusinfo.info
Источник: rusinfo.info

Однако в условиях высокой конкуренции во многих сферах такой вид расчетов становится необходимостью. Не можешь предоставить комплекс услуг с предоставлением неких льгот – тебе не место на рынке. Возможно поэтому именно в автоперевозках, где больше мелких игроков и конкуренция выше, стала возможной подобная ситуация.

В отрасль железнодорожных грузоперевозок механизм отсрочки платежа пришел весьма неспешно. Жесткое регулирование и известный пул основных операторов помогли подойти к вопросу более осторожно.

К примеру, перевозчик с осени прошлого года предоставляет грузоотправителям отсрочку платежа. Ранее это можно было сделать только при наличии банковских гарантий. Получить такую услугу могут клиенты, работающие с перевозчиком не менее 2 лет и ежемесячно осуществляющие объем перевозок не менее чем на 50 млн рублей. Однако, в этом случае речь не идет о массовой услуге, доступной для каждого клиента.

Похожий опыт есть и у «Агентства рефперевозок». Компания кредитует заказчиков, среди которых есть клиенты, пользующиеся отсрочкой до 45-60 дней. По словам руководства компании, просрочек по платежам пока не было, но процесс всегда нужно контролировать. К примеру, если клиент арендует один вагон, то третий вагон будет выступать в качестве условной страховки. Услуга доступна только стабильным партнерам, обеспечивающим постоянные грузопотоки.

Источник: pravodeneg.net
Источник: pravodeneg.net

Первая грузовая компания (ПГК) достаточно давно предоставляет своим клиентам отсрочку платежа, но каждый клиент при этом всегда рассматривался индивидуально. Надежные партнеры получали отсрочку как бонус, зафиксировав условие отложенного платежа в договоре. Если отсрочка не предусматривается текущим договором, можно было подписать дополнительное соглашение.

Такой вариант сотрудничества действует и сейчас, однако недавно ПГК запустил услугу отсрочки платежа на железнодорожные грузоперевозки на основе экспресс-скоринга. Быстрая оценка кредитоспособности клиентов позволит оператору ускорить сроки согласования отсрочки платежа с месяца до нескольких дней и значительно упростит пакет необходимых документов.

Перед запуском продукта для массового клиента ПГК провела тестирование, предварительно определив кредитные лимиты. Оператор утвердил расчет скорингового балла для оценки кредитоспособности и добросовестности заемщика, разработал метрики контроля за экономической эффективностью и платежной дисциплиной клиентов.

Источник: businesslike.ru
Источник: businesslike.ru

«Пилотный запуск услуги в Челябинском и Ростовском филиалах ПГК показал, что отсрочка платежа пользуется большим спросом. В настоящее время многие клиенты отправляют груз покупателю за свой счет, получая оплату за товар лишь тогда, когда груз принимает грузополучатель, то есть расходы на перевозку им удается компенсировать только после доставки. Поэтому отсрочка платежа открывает для всех новые перспективы: грузоотправителям поможет увеличивать объемы продаж и развивать бизнес, а оператору – привлекать дополнительную грузовую базу. Первый опыт применения экспресс-отсрочки платежа показал, что доверие с нашей стороны стимулировало партнеров наращивать погрузку и щепетильно выполнять финансовые обязательства», – рассказал исполнительный директор ПГК Дмитрий Притула.

Услуга отсрочки платежа весьма востребована, но часто строится на взаимных договоренностях, не имея жестких ограничений. Механизмы регулирования максимального срока отсрочки платежа в российском законодательстве есть, но секрет в том, что они не адаптированы для отдельных отраслей. Поэтому каждая компания ищет свой путь и формирует свои условия получения отсрочки платежа для клиентов, стараясь предотвратить возможные риски. По взаимному согласию участники сделки могут указать в контракте собственные условия и определить сроки предоставления отсрочки платежа.

Опыт подсказывает, что именно такой – ориентированный нужды клиентов подход станет наиболее эффективным путем развития услуги. А отсрочка платежа в будущем перейдет в разряд опций, доступных для массового клиента.

44
Начать дискуссию