Менеджеру продукта: как посмотреть на старый интерфейс свежим взглядом, где искать вдохновение и что почитать на досуге

Представители Avito, «2ГИС», «Точки» и TalentTech рассказали Redmadrobot Design Lab о своём опыте работы над проектами.

«Сбербанк»
«Сбербанк»

Redmadrobot Design Lab открывает цикл статей о продукте и дизайне. Сегодня мы расскажем, как работают над проектами менеджеры из Avito, «2ГИС», «Точка» и TalentTech.

Чем занимается менеджер продукта

Менеджер продукта отвечает за развитие команды и всего проекта. Он рассказывает о продукте окружающим, привлекает аудиторию и выбирает наилучшее направление развития.

По словам руководителя продукта в компании Avito Анны Ошаровой, менеджер аккумулирует в себе знания и опыт, а дальше транслирует его в работе над проектом.

В основе мышления «продакта» — придумать, как можно сделать лучше. Одним из первых людей с продуктовым мышлением в нашей стране можно назвать Петра Первого. Он поехал на Запад, изучил, как там живут люди, а когда вернулся, адаптировал продукты под отечественный рынок.

Анна Ошарова

Анна добавляет, что несмотря на большую ответственность менеджера, за конечный результат отвечает вся команда.

При работе над продуктом главное — понимать, какую пользовательскую цель он решает. Иногда «продакт» придумывает лучшее решение, иногда его озвучивает дизайнер, а иногда — разработчик, главное — донести до всех боль пользователя и поделиться мнением друг с другом. Лучшее решение будет общим.

Анна Ошарова

О сильной команде

Менеджер продукта в «Точке» Мария Поликарпова рассказывает, что в продуктовой команде должна быть горизонтальная структура, а задача менеджера в ней — держать всех сотрудников на одной волне. Дизайнер должен знать о пользователе, конкурентах и смежных продуктах не меньше менеджера и применять эти знания в своей области.

Если в команде возникает спор между дизайнером и менеджером — это нормально. Это отличный повод для тестов или пересмотра приоритетов в работе над продуктом. Вся команда должна понимать, что она делает и почему. Когда у дизайнера, разработчика или аналитика есть друг к другу предложения — это показатель вовлечённости в работу.

Мария Поликарпова
«Точка»
«Точка»

О совместной работе менеджера продукта, дизайнера и аналитика рассказывает и Анна Ошарова. По её словам, такая команда сможет намного быстрее решать рабочие вопросы.

Чем больше менеджер и дизайнер проводят вместе времени — тем лучше для продукта и пользователей. Аналитик, менеджер продукта и дизайнер — идеальная связка.

Анна Ошарова

Многое зависит и от рабочих задач. Менеджер продукта в «2ГИС» Антон Спиридонов рассказывает, что связка «дизайнер-менеджер» нужна не всегда. «Бывают моменты, что всю неделю дизайнер и менеджер сидят рядом. А случаются циклы, что на месяц ‘‘в разводе’’, и это тоже нормально», — рассуждает Антон.

О работе над продуктом

Одна из основных составляющих успеха сервиса — понятный интерфейс. По словам Анны Ошаровой, UX выступает в роли указателей и помогает клиенту достигнуть нужной цели. Задача команды — сделать «указатели» понятными для пользователей. Для этого существуют различные приёмы, один из таких — представление продукта в чужом интерфейсе.

Всегда стараюсь заинтересовать команду, проводить с ними интересные упражнения. Недавно представляли Avito с интерфейсом Instagram и Tinder. И вот, допустим, пользователю нужно найти на таком сервисе подходящую вакансию. Как он будет это делать? С помощью свайпов или лайков? А что упростит пользователю взаимодействие с интерфейсом? Такой приём помогает найти нестандартные решения для улучшения пользовательского опыта.

Анна Ошарова

Ещё один приём, который использует команда Анны — работа с пользователями, которые не относятся к аудитории сервиса.

Работу на Avito ищут в основном «синие воротнички», а что случится, если мы попросим воспользоваться сервисом «экстремального пользователя», — например, балерину? Человека, который вообще никогда работу не искал и даже потребность такую не испытывал. Нам интересно, как он станет взаимодействовать с сервисом, в чем его поведение на сайте будет отличаться от опыта обычных пользователей. Такой приём помогает обнаружить многие проблемы.

Анна Ошарова
Redmadrobot
Redmadrobot

По словам Антона Спиридонова, самый лучший способ посмотреть на продукт «свежим взглядом» — выйти за пределы офиса и показать его окружающим.

Мне повезло, я работаю над продуктом, которым пользуются очень много людей. Поэтому, например, при каждой поездке в такси я обязательно пристану к водителю и спрошу, что он думает о «2ГИС». Здесь работает самый классический метод: выходить и смотреть глазами других людей. Важно, чтобы это было не отдельной задачей, а ежедневным процессом.

Антон Спиридонов

А менеджер продукта в TalentTech Андрей Ежов при тестировании сервиса наибольшее внимание уделяет цифрам. «В запущенном продукте я доверяю только аналитике, любые недоработки видны в отчётах», — рассуждает Андрей.

Как себя «прокачать»

По словам Анны Ошаровой, книги и курсы для изучения нужно выбирать исходя из конкретной задачи. Это поможет сэкономить время и не забивать голову ненужными вещами.

Когда мне нужно решить какую-то задачу, то я формирую список вопросов и «гуглю», что почитать на нужную мне тему, или прошу коллег порекомендовать конкретные книги. Недавно была потребность не только послушать о «гроухакинге», но и применить его на деле, и я нашла очень полезную книжку от компании Intercom — ‘‘High Growth Handbook: Scaling Startups from 10 to 10,000 People’’, рекомендую.

Анна Ошарова

Антон Спиридонов советует изучать новые продукты и больше путешествовать.

Важно изучать новые продукты, которые пытаются решать старые проблемы. А когда в таком продукте будет находиться что-то интересное, — нужно начинать изучать детали, команду продукта и образ её мыслей. Для этого хорошо подходят площадки Producthunt и Techcrunch. А ещё, полезно путешествовать, наблюдать за миром, людьми и их поведением.

Антон Спиридонов

Мария Поликарпова советует обратить внимание на конференции Mind the Product, — их можно посмотреть в записи. А на воркшопы от организаторов конференции советует сходить лично.

Их воркшопы — это и вдохновение, и общение, и возможность структурировать имеющиеся знания, и иногда получить новые. Перерывы в воркшопах — это отдельные мини-митапы, где, кстати, часто делятся своими рекомендациями. Так я узнала, например, про Joe Leech, у которого позже проходила воркшоп по психологии продуктового дизайна, у него есть отличная книга на эту тему.

Мария Поликарпова

О вдохновении

По словам Анны Ошаровой, её вдохновляют мобильные игры и приложения. В них она находит интересные идеи для работы над продуктом.

У меня на телефоне установлено около 200 приложений, и каждое я изучаю на предмет пользовательского опыта — насколько просто я могу достичь с помощью него конечного результата. А ещё меня жутко вдохновляют мобильные игры. В игровой индустрии работают самые креативные люди. Они двигают развитие UI вперёд и мастерски работают с монетизацией, не забывая при этом об удобстве сервиса для пользователя.

Анна Ошарова

Антона Спиридонова вдохновляет окружающий мир, — он помогает ему отвлечься от работы и лучше понять человеческое поведение.

Черпать вдохновение, но не опыт, лучше всего не из цифрового мира, а из природы, городской инфраструктуры и наблюдений за тем, как люди взаимодействуют с окружающей нас действительностью.

Антон Спиридонов

О наблюдениях за окружающим миром рассказывает и Мария Поликарпова. По её словам, на самые интересные идеи её подталкивают пользователи. «Полевые UX-исследования — это способ найти внезапное решение проблемы, о которой даже не знал», — рассуждает менеджер.

А по словам Андрея Ежова, ему проще всего найти вдохновение во время размышлений.

Представляю в голове поведение пользователя и разрисовываю сотню листов ручкой или карандашом, и когда собирается пазл — переношу его сначала в мир UX, а затем в UI через Figma или Sketch. Всё это уже отдаю дизайнеру на отрисовку, а тексты для интерфейса стараюсь писать самостоятельно.

Андрей Ежов

О творческой деформации и борьбе с «выгоранием»

«Когда я пользуюсь сервисом, то сразу пытаюсь изучить его финмодель, метрики и дизайн. Для меня важно, чтобы в продукте отражался профессионализм его команды», — так описывает свою профессиональную деформацию Мария Поликарпова.

Но критический взгляд на вещи может быть и особенностью мышления. «До того, как стать менеджером, у меня уже был подходящий для этой работы стиль мышления — я постоянно обращала внимание на то, как сделан продукт, и искала возможности его улучшить», — рассуждает Анна Ошарова.

Схожую точку зрения высказывает и Антон Спиридонов. По его словам, у него профессиональная деформация произошла ещё до того, как он пришёл в менеджеры.

Я всегда любил что-нибудь придумывать и размышлять над тем, как привычные вещи могут стать лучше. Эти особенности мышления я использую в работе над продуктами. Очень удобно и позволяет работу любить всем сердцем.

Антон Спиридонов

Даже если работа нравится — это не защищает от «выгорания», но с ним можно бороться. «Мне помогают микропутешествия на 3–4 дня на машине. Уеду на Кавказ или в Карелию, и потом ‘‘отпускает’’», — рассказывает Андрей Ежов.

Ещё один способ «не сгореть» — поменять проект или найти новые задачи. «Как только работа перестаёт дарить радость и зажигать глаза, надо менять контекст», — рассуждает Антон Спиридонов.

Но бывают ситуации, когда ничего из вышеперечисленного не помогает.

Если сам продукт ещё интересен, значит — можно сменить темп работы, выбрать другие задачи или реорганизовать рабочие ритуалы. Но иногда, помогает только смена продукта, а то и всей сферы. И это ни для кого не плохо.

Мария Поликарпова
А как вы ищете вдохновение для работы над продуктом?
Беру отпуск или выезжаю на выходных из города 🚵‍♂
На работе — меня вдохновляют коллеги 👩‍💻
Увольняюсь и ищу новую работу 🤷‍♂
У меня есть более интересные способы 👌
82
15 комментариев