Менеджеру продукта: как посмотреть на старый интерфейс свежим взглядом, где искать вдохновение и что почитать на досуге
Представители Avito, «2ГИС», «Точки» и TalentTech рассказали Redmadrobot Design Lab о своём опыте работы над проектами.
Redmadrobot Design Lab открывает цикл статей о продукте и дизайне. Сегодня мы расскажем, как работают над проектами менеджеры из Avito, «2ГИС», «Точка» и TalentTech.
Чем занимается менеджер продукта
Менеджер продукта отвечает за развитие команды и всего проекта. Он рассказывает о продукте окружающим, привлекает аудиторию и выбирает наилучшее направление развития.
По словам руководителя продукта в компании Avito Анны Ошаровой, менеджер аккумулирует в себе знания и опыт, а дальше транслирует его в работе над проектом.
В основе мышления «продакта» — придумать, как можно сделать лучше. Одним из первых людей с продуктовым мышлением в нашей стране можно назвать Петра Первого. Он поехал на Запад, изучил, как там живут люди, а когда вернулся, адаптировал продукты под отечественный рынок.
Анна добавляет, что несмотря на большую ответственность менеджера, за конечный результат отвечает вся команда.
При работе над продуктом главное — понимать, какую пользовательскую цель он решает. Иногда «продакт» придумывает лучшее решение, иногда его озвучивает дизайнер, а иногда — разработчик, главное — донести до всех боль пользователя и поделиться мнением друг с другом. Лучшее решение будет общим.
О сильной команде
Менеджер продукта в «Точке» Мария Поликарпова рассказывает, что в продуктовой команде должна быть горизонтальная структура, а задача менеджера в ней — держать всех сотрудников на одной волне. Дизайнер должен знать о пользователе, конкурентах и смежных продуктах не меньше менеджера и применять эти знания в своей области.
Если в команде возникает спор между дизайнером и менеджером — это нормально. Это отличный повод для тестов или пересмотра приоритетов в работе над продуктом. Вся команда должна понимать, что она делает и почему. Когда у дизайнера, разработчика или аналитика есть друг к другу предложения — это показатель вовлечённости в работу.
О совместной работе менеджера продукта, дизайнера и аналитика рассказывает и Анна Ошарова. По её словам, такая команда сможет намного быстрее решать рабочие вопросы.
Чем больше менеджер и дизайнер проводят вместе времени — тем лучше для продукта и пользователей. Аналитик, менеджер продукта и дизайнер — идеальная связка.
Многое зависит и от рабочих задач. Менеджер продукта в «2ГИС» Антон Спиридонов рассказывает, что связка «дизайнер-менеджер» нужна не всегда. «Бывают моменты, что всю неделю дизайнер и менеджер сидят рядом. А случаются циклы, что на месяц ‘‘в разводе’’, и это тоже нормально», — рассуждает Антон.
О работе над продуктом
Одна из основных составляющих успеха сервиса — понятный интерфейс. По словам Анны Ошаровой, UX выступает в роли указателей и помогает клиенту достигнуть нужной цели. Задача команды — сделать «указатели» понятными для пользователей. Для этого существуют различные приёмы, один из таких — представление продукта в чужом интерфейсе.
Всегда стараюсь заинтересовать команду, проводить с ними интересные упражнения. Недавно представляли Avito с интерфейсом Instagram и Tinder. И вот, допустим, пользователю нужно найти на таком сервисе подходящую вакансию. Как он будет это делать? С помощью свайпов или лайков? А что упростит пользователю взаимодействие с интерфейсом? Такой приём помогает найти нестандартные решения для улучшения пользовательского опыта.
Ещё один приём, который использует команда Анны — работа с пользователями, которые не относятся к аудитории сервиса.
Работу на Avito ищут в основном «синие воротнички», а что случится, если мы попросим воспользоваться сервисом «экстремального пользователя», — например, балерину? Человека, который вообще никогда работу не искал и даже потребность такую не испытывал. Нам интересно, как он станет взаимодействовать с сервисом, в чем его поведение на сайте будет отличаться от опыта обычных пользователей. Такой приём помогает обнаружить многие проблемы.
По словам Антона Спиридонова, самый лучший способ посмотреть на продукт «свежим взглядом» — выйти за пределы офиса и показать его окружающим.
Мне повезло, я работаю над продуктом, которым пользуются очень много людей. Поэтому, например, при каждой поездке в такси я обязательно пристану к водителю и спрошу, что он думает о «2ГИС». Здесь работает самый классический метод: выходить и смотреть глазами других людей. Важно, чтобы это было не отдельной задачей, а ежедневным процессом.
А менеджер продукта в TalentTech Андрей Ежов при тестировании сервиса наибольшее внимание уделяет цифрам. «В запущенном продукте я доверяю только аналитике, любые недоработки видны в отчётах», — рассуждает Андрей.
Как себя «прокачать»
По словам Анны Ошаровой, книги и курсы для изучения нужно выбирать исходя из конкретной задачи. Это поможет сэкономить время и не забивать голову ненужными вещами.
Когда мне нужно решить какую-то задачу, то я формирую список вопросов и «гуглю», что почитать на нужную мне тему, или прошу коллег порекомендовать конкретные книги. Недавно была потребность не только послушать о «гроухакинге», но и применить его на деле, и я нашла очень полезную книжку от компании Intercom — ‘‘High Growth Handbook: Scaling Startups from 10 to 10,000 People’’, рекомендую.
Антон Спиридонов советует изучать новые продукты и больше путешествовать.
Важно изучать новые продукты, которые пытаются решать старые проблемы. А когда в таком продукте будет находиться что-то интересное, — нужно начинать изучать детали, команду продукта и образ её мыслей. Для этого хорошо подходят площадки Producthunt и Techcrunch. А ещё, полезно путешествовать, наблюдать за миром, людьми и их поведением.
Мария Поликарпова советует обратить внимание на конференции Mind the Product, — их можно посмотреть в записи. А на воркшопы от организаторов конференции советует сходить лично.
Их воркшопы — это и вдохновение, и общение, и возможность структурировать имеющиеся знания, и иногда получить новые. Перерывы в воркшопах — это отдельные мини-митапы, где, кстати, часто делятся своими рекомендациями. Так я узнала, например, про Joe Leech, у которого позже проходила воркшоп по психологии продуктового дизайна, у него есть отличная книга на эту тему.
О вдохновении
По словам Анны Ошаровой, её вдохновляют мобильные игры и приложения. В них она находит интересные идеи для работы над продуктом.
У меня на телефоне установлено около 200 приложений, и каждое я изучаю на предмет пользовательского опыта — насколько просто я могу достичь с помощью него конечного результата. А ещё меня жутко вдохновляют мобильные игры. В игровой индустрии работают самые креативные люди. Они двигают развитие UI вперёд и мастерски работают с монетизацией, не забывая при этом об удобстве сервиса для пользователя.
Антона Спиридонова вдохновляет окружающий мир, — он помогает ему отвлечься от работы и лучше понять человеческое поведение.
Черпать вдохновение, но не опыт, лучше всего не из цифрового мира, а из природы, городской инфраструктуры и наблюдений за тем, как люди взаимодействуют с окружающей нас действительностью.
О наблюдениях за окружающим миром рассказывает и Мария Поликарпова. По её словам, на самые интересные идеи её подталкивают пользователи. «Полевые UX-исследования — это способ найти внезапное решение проблемы, о которой даже не знал», — рассуждает менеджер.
А по словам Андрея Ежова, ему проще всего найти вдохновение во время размышлений.
Представляю в голове поведение пользователя и разрисовываю сотню листов ручкой или карандашом, и когда собирается пазл — переношу его сначала в мир UX, а затем в UI через Figma или Sketch. Всё это уже отдаю дизайнеру на отрисовку, а тексты для интерфейса стараюсь писать самостоятельно.
О творческой деформации и борьбе с «выгоранием»
«Когда я пользуюсь сервисом, то сразу пытаюсь изучить его финмодель, метрики и дизайн. Для меня важно, чтобы в продукте отражался профессионализм его команды», — так описывает свою профессиональную деформацию Мария Поликарпова.
Но критический взгляд на вещи может быть и особенностью мышления. «До того, как стать менеджером, у меня уже был подходящий для этой работы стиль мышления — я постоянно обращала внимание на то, как сделан продукт, и искала возможности его улучшить», — рассуждает Анна Ошарова.
Схожую точку зрения высказывает и Антон Спиридонов. По его словам, у него профессиональная деформация произошла ещё до того, как он пришёл в менеджеры.
Я всегда любил что-нибудь придумывать и размышлять над тем, как привычные вещи могут стать лучше. Эти особенности мышления я использую в работе над продуктами. Очень удобно и позволяет работу любить всем сердцем.
Даже если работа нравится — это не защищает от «выгорания», но с ним можно бороться. «Мне помогают микропутешествия на 3–4 дня на машине. Уеду на Кавказ или в Карелию, и потом ‘‘отпускает’’», — рассказывает Андрей Ежов.
Ещё один способ «не сгореть» — поменять проект или найти новые задачи. «Как только работа перестаёт дарить радость и зажигать глаза, надо менять контекст», — рассуждает Антон Спиридонов.
Но бывают ситуации, когда ничего из вышеперечисленного не помогает.
Если сам продукт ещё интересен, значит — можно сменить темп работы, выбрать другие задачи или реорганизовать рабочие ритуалы. Но иногда, помогает только смена продукта, а то и всей сферы. И это ни для кого не плохо.