Почему Amazon решила сосредоточиться на продаже своей системы оплаты покупок без касс стороннему бизнесу

Компания отказалась использовать её в части своих магазинов ещё в апреле 2024 года, но не потому, что технология не оправдала себя. Без поддержки со стороны других магазинов её трудно масштабировать, поэтому она по-прежнему кажется «чужеродной».

Источник: Amazon
Источник: Amazon

Конспект заметки CNBC.

В 2012 году основателя Amazon Джеффа Безоса спросили, не думает ли компания выйти на рынок розничной офлайн-торговли. Тот ответил: с удовольствием, если сможет предложить что-то уникальное. Открывать магазины просто ради галочки Amazon не хотела.

Уже в 2018 году компания запустила первую торговую точку Amazon Go в США — без касс и продавцов. Рассчитывать клиентов помогала её собственная система под названием Just Walk Out. Она определяет, что взял покупатель, анализируя 3D-сканы помещения, изображения из каталога товаров, а также видеозаписи и информацию с датчиков веса на полках. Клиенту нужно только «авторизоваться» на входе — с помощью банковской карты или приложения.

Для развития системы Безос привлёк «лучших специалистов разных подразделений Amazon», в том числе старшего руководителя, который отвечал за разработку первой электронной «читалки» Kindle в 2000-х.

Amazon рассчитывала, что в долгосрочной перспективе Just Walk Out поможет ей стать «гигантом» на американском рынке продуктовой розницы, который оценивают в $1,6 трлн. Поэтому компания запустила магазины Amazon Fresh с этой системой, установила её в нескольких точках своей сети Whole Foods и начала лицензировать Just Walk Out сторонним магазинам на стадионах, в аэропортах и больницах.

Однако в апреле 2024 года — на фоне оптимизации бизнеса — решила отказаться от технологии в магазинах Fresh и Whole Foods, поставив части из них «умные» тележки, закрыла некоторые точки своих сетей и временно заморозила открытие новых магазинов Fresh.

Релиз системы стал «переломным моментом» для отрасли и заставил практически всех местных ритейлеров задуматься о собственных разработках, отметил глава консалтинговой компании Tomorrow Джордан Берке.

Вот только все они быстро поняли, что автоматизация покупок — одна из самых непростых задач. Такие технологии требуют существенных первоначальных инвестиций: недостаточно оснастить магазины камерами и датчиками, нужно нанять специалистов, которые будут маркировать сведения для обучения будущих алгоритмов. Значит, чтобы окупить вложения, нужно сначала «заметно» нарастить продажи.

В торговой сети Walmart ещё в 2019 году подсчитали, что разработка и установка аналогичной системы в супермаркете на 3716 м² обойдутся в $10-15 млн.

Сама Amazon, по данным собеседника Берке, выделяла на это направление около $1 млрд в год. Деньги шли в том числе на исследования, тесты и масштабирование.

Американский оператор парков развлечений начал тестировать технологию Amazon в мае 2023 года — перед началом летнего сезона. Источник фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.modernretail.co%2Ftechnology%2Fsix-flags-to-pilot-amazons-just-walk-out-technology-in-june-ahead-of-peak-summer-season%2F&postId=1569642" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Modern Retail</a>
Американский оператор парков развлечений начал тестировать технологию Amazon в мае 2023 года — перед началом летнего сезона. Источник фото: Modern Retail

Бывший старший руководитель подразделения Just Walk Out Джон Дженкинс подчеркнул, что решение Amazon отказаться от системы в большинстве своих точек не значит, что её сочли провальной или же что она потеряла актуальность. Она доказала свою эффективность в магазинах, где покупки совершают по 600 человек одновременно.

Просто теперь Amazon решила сосредоточиться на продаже технологии стороннему бизнесу. Она уже заключила более 200 сделок, планируя по итогам 2024 года удвоить это количество, и по-прежнему работает над улучшениями. Например, в июле научила систему параллельно обрабатывать все входных данных, чтобы точнее прогнозировать положенные в корзину и поставленные на полки товары, а также быстрее генерировать чеки.

Подход для Amazon не новый. Её облачное подразделение Amazon Web Services изначально создавалось, чтобы покрывать внутренние потребности компании. Логистические объекты тоже использовали, прежде всего, для себя. А теперь оба «актива» монетизируют за счёт спроса со стороны внешних клиентов.

Amazon не единственная компания, занимающаяся автономными системами для торговой розницы. Просто масштабирование этих систем осложняют дороговизна и пока ещё «чужеродность». К ним не привыкли ни работники магазинов, ни потребители, ни рынок в целом.

У технологии Just Walk Out «вирусный» потенциал, просто реализовывать его будет долго, и инвесторы должны быть к этому готовы, говорит аналитик Forrester Research Сучарита Кодали. С ней согласен и Берке. Процесс ускорится, когда рынок поймёт, что такой системе можно доверять, а покупатель перестанет задумываться, что и как должен сделать, чтобы совершить покупку.

66
5 комментариев

Это те самые ИИ магазины в которых индусы за камерами сидели и пробивали товар?

2
Ответить

Предлагаешь их без работы оставить?

Ответить

Потому что без кассы для афроамериканцев как бесплатное пособие

Ответить

конкуренция.

волмарт юзают свою , даже эппл пей оплатить нельзя

амазон в вхол фудс (их магазин)

точкам как fry’s не выгодна

Ответить