Мобильная B2B платформа: Конкурентное преимущество в цифровой эпохе

B2B компании, работающие в сфере оптовых продаж, регулярно ищут новые способы автоматизировать и упростить процессы взаимодействия с торговыми точками. Один из самых популярных и эффективных инструментов для этого — мобильные B2B приложения. Но как сделать приложение не просто "ещё одним дорогим инструментом", а действительно преобразовать процесс работы, повысив его эффективность и прозрачность? Наша команда получила бесценный опыт в этом направлении. Подробнее - читайте в нашей статье !

Наш заказчик - производитель молочной продукции. Так как этот продукт является скоропортящимся, то грамотно настроенные каналы сбыта и инструменты реализации во многом определяют рост ключевых экономических метрик компании.

Заказчик обратился к нам с запросом на анализ, оптимизацию и ускорение его текущего бизнес процесса с целью повышения прибыли и продаж продукции.

Проанализировав текущий бизнес процесс заказчика, мы предложили в качестве ключевого изменения разработать собственное приложение для B2B продаж с возможностью ознакомиться с ассортиментом и заказать товары выбранных категорий, принимать участие в проводимых акциях, управлять заказами и задолженностями и обладать другими важнейшими функциями, необходимыми для получения максимально положительного пользовательского опыта.

Основная идея - перевести торговые точки с метода заказов через торговых представителей на заказы через приложение, что не только упростит и ускорит процесс, но и сделает его максимально прозрачным и эффективным.

На первом этапе мы провели анализ конкурентов, изучили ведущие B2B платформы, выбрав самый эффективный и востребованный функционал, составили спецификацию требований к продукту. Согласовав требования с заказчиком и определив границы MVP, мы проработали золотой путь пользователя и составили UX будущего продукта.

Что мы реализовали в рамках MVP:

Каталог товаров для неавторизованных пользователей

Возможность ознакомиться с каталогом товаров и ценами без предварительной регистрации в системе (своеобразный лидмагнит).

Каждый желающий может установить приложение и увидеть представленные на B2B площадке товары, их стоимость, акции, рекомендации, сроки доставки и прочие условия совершения заказа. Эта информация позволяет сделать потенциальному клиенту вывод, имеет ли смысл заключать договор с площадкой и пользоваться её услугами.

Мобильная B2B платформа: Конкурентное преимущество в цифровой эпохе

Регистрация пользователя в системе

Выполняется посредством заполнения и подачи заявки. Заявка отправляется в административную панель, где рассматривается менеджером. Менеджер связывается с пользователем, заключает на основе полученных в заявке данных договор и выдаёт авторизационные креды для доступа в личный кабинет.

Для упрощения процесса подачи заявки и минимизации возможных ошибок при заполнении формы, мы предусмотрели интеграцию с системой СБиС, которая в режиме онлайн проверяет корректность введенных данных юр.лица по ИНН, указанному пользователем в заявке.

Мобильная B2B платформа: Конкурентное преимущество в цифровой эпохе

Работа с разными торговыми точками одного пользователя

В процессе сбора требований мы решили, что для удобства пользователей на одном аккаунте должна быть возможность создания множества торговых точек. При этом и дистрибьюторы и торговые точки располагаются не только в различных частях города, но и в различных городах и регионах.

Мы искали варианты, как грамотно реализовать логистику заказов и пришли к такому решению: любой пользователь может заводить более 1 склада и торговой точки в рамках одной учётной записи. Каждый отдельный магазин (торговая точка) будут иметь свои адреса, что позволит минимизировать вероятность ошибки при совершении заказа.

Для создания карточки торговой точки в системе пользователю нужно заполнить анкету, включающую адрес точки, название магазина, контактное лицо, номер телефона обратной связи и прочую информацию. Интеграция с интерактивными картами позволяет выбрать адрес торговой точки, указав её на карте.

Мобильная B2B платформа: Конкурентное преимущество в цифровой эпохе
Мобильная B2B платформа: Конкурентное преимущество в цифровой эпохе

Каталог товаров

Классический каталог товаров. Пользователи могут быстро просматривать и фильтровать товары по категориям, брендам, характеристикам и ценам или искать требуемые товары через строку поиска с подсказками. Клик на карточку любого товара раскрывает поп-ап с подробной информацией. Также предусмотрена индикация товара, уже добавленного в корзину.

Мобильная B2B платформа: Конкурентное преимущество в цифровой эпохе

Омниканальная корзина

Сотрудники торговой точки могут использовать для работы в одном ЛК разные устройства. Омниканальность позволяет синхронизировать содержимое текущей корзины между устройствами. Это позволяет избежать необходимости пересобирать корзину заказа при смене устройства и снижает вероятность совершения ошибки при создании или дублировании заказа.

Сама же корзина является золотым стандартом. Содержит наименования товаров, их количество, цену (включая акционную скидку) и прочую информацию о товаре. Позволяет задавать количество товара, не превышающее остаток на складе, и либо оформить заказ, либо сохранить его в качестве шаблона.

Мобильная B2B платформа: Конкурентное преимущество в цифровой эпохе

Шаблоны корзин

Чтобы упростить процесс оформления регулярных однотипных заказов, достаточно один раз создать шаблон с необходимыми товарными позициями.

Это решение позволяет быстро и без ошибок оформлять заказы, экономя время на повторный “сбор корзины” и упрощая работу с часто закупаемыми товарами.

Шаблон может быть привязан к конкретной торговой точке, что снижает возможность ошибки ввиду человеческого фактора. Шаблоны могут гибко редактироваться пользователем.

Мобильная B2B платформа: Конкурентное преимущество в цифровой эпохе

Оформление и оплата заказа

Пользователь может выбрать способ доставки и оплаты товара, ознакомиться с уже сформированной счёт-фактурой и итоговой стоимостью заказа.

Мобильная B2B платформа: Конкурентное преимущество в цифровой эпохе

История заказов и возможность повторения

В системе предусмотрена подробная история всех совершённых заказов. Также каждый ранее совершённый заказ пользователь может повторить “в один клик”. Функция “повторить” заказ заполнит корзину и параметры оформления заказа теми же данными с возможностью редактирования.

Личный кабинет

Содержит персональные данные пользователя, текущий вариант договора и историю с возможностью сохранения всех счёт-фактур заказов.

Помимо стандартных функций в личном кабинете реализован модуль базовой статистики и аналитики, в котором доступны статистические данные в виде инфографики с фильтрами по периоду. С их помощью пользователь может посмотреть количество заказов, средний чек, потраченную сумму, наличие или отсутствие кредиторской задолженности и т.д. Также доступна фильтрация по магазинам пользователя и прочим атрибутам.

Мобильная B2B платформа: Конкурентное преимущество в цифровой эпохе

Управление задолженностями и бонусами

Мы разработали программу лояльности, в рамках которой пользователь получает бонусные баллы за выполненные заказы, которые может использовать для получения скидок или снижения цен в будущем на определённые позиции товаров.

Также пользователь в личном кабинете может ознакомиться со статусом всех совершённых заказов, включая статус их оплат и уровень задолженности.

Уведомления

Приложение имеет систему push уведомлений о ключевых событиях: изменениях в статусе заказов (обработка, сборка, отгрузка, доставка и т.д.), новых поступлениях продукции, актуальных акциях и скидках, а также напоминаниях о задолженностях и информацию о статусе платежа при оплате.

Это позволяет оперативно реагировать на изменения, не пропуская важную информацию. Уведомления гибко настраиваются в личном кабинете пользователя, что позволяет получать только те уведомления, которые считает важными для себя конкретный пользователь.

Архитектура, интерфейс и технологии

Технологии разработки:

  • Для высокой производительности было выбрано сочетание Golang и React

  • Для обеспечения масштабируемости и изоляции среды разработки серверная часть работает в контейнерах Docker. Это позволяет легко управлять зависимостями и развертыванием приложения.

  • Взаимодействие между клиентской и серверной частями происходит через REST API, что обеспечивает независимость и гибкость в обмене данными.

  • Для надёжного и эффективного хранения данных о пользователях, заказах и их статусах мы использовали реляционную базу данных PostgreSQL, тем самым обеспечили высокую производительность, надёжность и возможность масштабирования базы данных по мере роста количества пользователей и заказов.

MVP продукта:

MVP реализовали на PWA — технология web-разработки, визуально и функционально трансформирующая сайт в приложение. В дальнейшем, после отработки гипотез и повышения количества пользователей, мы планируем нативную разработку под Android и iOS. Благодаря PWA, для всех платформ поддерживается единый функционал, что обеспечивает пользователям идентичный опыт на разных устройствах.

Авторизация и аутентификация:

  • Для аутентификации и авторизации пользователей использовали стандарт OAuth 2.0, что обеспечило безопасность при работе с API и гибкость в управлении правами доступа.

  • Двухфакторная аутентификация (2FA) добавила дополнительный уровень защиты, требующий ввода временного кода после введения пароля.

Шифрование данных и хранение паролей:

  • Все данные, передаваемые между клиентом и сервером, зашифрованы с использованием SSL/TLS, что обеспечило безопасность передачи информации по сети.

  • Пароли пользователей хранятся в базе данных в зашифрованном виде с использованием криптографического алгоритма Argon2. Это исключает возможность несанкционированного доступа.

Безопасные платежи:

  • Для обеспечения безопасности при обработке платежей используется стандарт ГОСТ Р 57580, включающий требования к защите информации при проведении финансовых операций.

  • Приложение защищено от распространённых уязвимостей, таких как CSRF и SQL-инъекции, с помощью использования современных фреймворков и валидаторов данных.

Middleware и 1С интеграции:

  • Одной из ключевых особенностей приложения является получение данных из 1С конкретного склада и региона. В зависимости от местонахождения выбранного магазина, приложение подтягивает актуальные данные, включая наличие товаров на ближайшем складе, условия скидок, актуальные цены, товарные акции и т.д..

  • Middleware выступает посредником, который, благодаря загружаемым конфигам, определяет источники и маршруты передачи данных о товарах от 1С ближайшего склада, обрабатывает и перенаправляет запросы. Также логирует и собирает информацию об ошибках. Состоит из модуля приема запросов, модуля маршрутизации, 1С контроллера, модуля приема и обработки ответов, модуля управления конфигами и модуля логирования.

Интерфейс:

Так как приложение создавалось для B2B сегмента, было принято решение применить минималистичный дизайн: простой, удобный и интуитивно понятный, с коротким путём пользователя до совершения целевого действия, минимальным количеством анимаций и украшений, отвлекающих пользователя, что могло бы повлечь ошибку при совершении заказа.

Результаты внедрения приложения

После 5 месяцев с момента релиза приложения наблюдается динамика в нескольких ключевых для бизнеса областях:

  • Расширение клиентской базы на 21% благодаря доступу в приложение без регистрации.

  • Увеличение объема заказов на 23,7% за счёт удобных шаблонов.

  • Быстрые оформление и обработка заказов увеличили частоту покупок у существующих клиентов на 17%.

  • Оформление заказа через приложение снизило затраты на работу торговых представителей на 18%.

  • Интеграция с системой 1С и автоматическая настройка контекста торговой точки снизила ошибки при заказах на 23%, что, в свою очередь, снизило затраты на возвраты и переработки заказов.

  • Благодаря уведомлениям и интеграции с внутренними системами учёта, время обработки заказов сократилось на 42%.

  • Через 5 месяцев ROI составил 143% благодаря увеличению объёма заказов и снижению операционных расходов.

Выводы

Полученные результаты подтверждают, что внедрение B2B приложений значительно улучшает взаимодействие с клиентами, оптимизирует процессы и повышает рентабельность Вашего бизнеса.

Важно, что с каждым месяцем его использование продолжает приносить пользу и улучшать ключевые показатели, а долгосрочный эффект от его внедрения будет только увеличиваться.

Команда проекта

  • 1 PM

  • 1 Технический архитектор

  • 1 Бизнес аналитик

  • 1 DevOps

  • 1 React разработчик

  • 1 Golang разработчик

  • 1 Специалист по безопасности

  • 1 UX/UI дизайнер

  • 1 Тестировщик

7
Начать дискуссию