«Маркетплейсы — это наша любовь»: глава X5 — о дефиците кадров, рынке готовой еды, конкуренции с маркетплейсами и возвращении Coca-Cola

Выжимка беседы Екатерины Лобачевой с РБК.

Источник: РБК
Источник: РБК

Про влияние ограничений на продажу алкоголя

  • С начала марта 2025 года Вологодская область ограничила продажу алкоголя двумя часами в день. Прямого влияния на магазины X5 («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик») это не оказало — алкоголь составляет 10% от продукции, а отдельных алкомаркетов у компании нет.
  • Это «интересный кейс»: у регионов есть право как угодно ограничивать продажу алкоголя, и в Вологодской области — «смелый эксперимент», но «жаль, что его не обсудили с бизнесом заранее». Результат оценят «ближе к лету», пока «цифры не очень показательные».
  • На объёмах потребления такое ограничение не скажется — так как «алкоголь в любом случае купить можно». Но есть риски: если его нельзя купить там, где «гарантируют качество», будут покупать контрафакт. Самая «действенная мера» — занятость работой, «пропаганда» здорового образа жизни, спорт и прочее.

Про риски для бизнеса и дефицит кадров

  • Рост ставок по кредитам требует «бережного» взаимодействия с поставщиками, с которыми компания с 2022 года пилотирует формат стратегического партнёрства. Их уже около сотни — вместе они прогнозируют, что хотят «видеть на полке».
  • Растёт дефицит кадров, единственный ответ на это — инвестиции в персонал, повышение доли штатных сотрудников, уменьшение количества мигрантов. Полностью отказаться от их услуг нельзя, «экономика в любом случае использует труд специалистов из других стран». Но меняется состав: привлекают кадры из азиатских стран, Индии.
  • Риски несут «вызов»: если есть понимание, что «не хватает рук», нужно придумывать способы, чем их заменить. Сейчас X5 пилотирует решения, где «рутинные процессы» передают ИИ и роботам.

Про готовую еду и конкуренцию с маркетплейсами

  • Рынок готовой еды — это «огромная возможность». Он только «зарождается», и пока уровень безопасности и качества продуктов не соответствует требованиям X5.

Мы, по сути, стоим на пороге формирования рынка упакованной готовой еды. Раньше чем мы оперировали? У нас была кулинария на развес в магазинах, ложка в салате, что-то положили в лоточек, обернули плёночкой. Сейчас мы понимаем, что это прошлый век и не отвечает тем требованиям, которые мы устанавливаем для самих себя.

Екатерина Лобачева, президент X5
  • У компании есть программа по замещению кулинарных «развалов». «Хвост» потребительской памяти — «вот этого салата 50 граммов, вот этого ещё 50 граммов» — пока остаётся, но будет уходить с рынка. Собственное производство упакованной еды есть, но его меньше, чем продуктов от поставщиков.
  • На рынке много «гаражного» производства готовой еды, но не хватает регулирования: в нём нет даже прописанного термина «готовой еды». Компания только «за» повышенное внимание регуляторов к рынку, её в этом поддерживает Роспотребнадзор.
  • Маркетплейсы — это «любовь». Они «огромные молодцы, респект им». У них есть то, чего нет у X5: «100-процентный цифровой контакт с клиентом, 100% клиентов персонализировано, 100% клиентов заходят только с цифровых устройств, фактически бесконечная полка».
  • Но с продажей еды «другая история». Многие модели маркетплейсов неприменимы, а те, что применимы, — до сих пор не развиты в таких количествах, как у ритейлеров.

Будут ли они нас догонять? Конечно, будут. И в целом рынок торговли, как мы его видим к 2030-му, — это взаимное переплетение офлайна, как мы его сейчас ещё пока называем, онлайна, маркетплейсов друг в друга. Потому что для нас, например, маркетплейс является витриной и каналом продаж в том числе. По сути, мы можем поставить свой магазин на маркетплейс и, используя их трафик, продавать свой товар с использованием наших логистических возможностей.

Екатерина Лобачева, президент X5
  • Пока полноценного «переплетения» нет, но X5 тестирует продажи на Wildberries, «Яндексе» и «Сбермаркете». Скорее всего всё придёт к тому, что «все друг в друга каким-то образом проникнем».
  • Маркетплейсы уступают «по части контроля качества», но не потому, что они «не хотят этого делать».

Даже к непродовольственным товарам, которые продаются на маркетплейсах, пока ещё есть вопросы — иногда мы слышим жалобы на контрафакт и отсутствие маркировки, отсутствие систем прослеживаемости, необорудованность ПВЗ, дробление бизнесов и куча разветвлённых схем «серого» импорта. Всё это должно устраниться через законодательные инициативы.

Екатерина Лобачева, президент X5

О возможном возвращении Coca-Cola

  • Покупатели «хорошо адаптировались к той полке, которая есть сейчас». Если компании захотят вернуться — X5 готова на «диалог».

Но это не значит, что если они пришли, то мы сразу открыли им двери и поставили на полку. У нас есть долгосрочная программа, на которую мы будем смотреть. И плюс всё-таки российский поставщик тоже сильно вырос и заметно преобразился. И есть очень много новых российских поставщиков, которые достойно встали на полку и не имеют условий для того, чтобы раз — и подвинуться.

Екатерина Лобачева, президент X5
7
5
3
1
1
126 комментариев