Рекрутер на аутсорсе VS своя команда подбора: разбираемся, какой вариант выбрать
Плюсы, минусы, подводные камни (простите)
С необходимостью найма новых сотрудников регулярно сталкивается любая компания. Процесс поиска может быть сложным и трудоемким, а значит, выбирать подходящего специалиста для этой задачи нужно особенно тщательно. Но кого привлечь к подбору персонала: штатного рекрутера, фрилансера или сотрудников кадрового агентства? Разбираем эти варианты, чтобы вы могли выбрать оптимальное решение.
Когда стоит отдать рекрутинг внутренней команде
Компании практически всегда начинают рекрутинговый процесс внутренними силами.
На этапе стартапа или маленького бизнеса с командой из 10–20 человек поиском и отбором кандидатов нередко занимается собственник. Как только количество наймов в год достигает 10, уже следует задуматься о передаче этой задачи HR-специалисту или рекрутеру-фрилансеру.
Если вы чувствуйте, что наем занимает у вас слишком много времени или вам просто не нравится им заниматься, то найдите себе рекрутера. Более сложный/осознанный вариант — посчитать, сколько времени вы тратите на подбор персонала за месяц, квартал или год. Здесь надо сравнить 3 цифры:
- Стоимость ваших затрат времени на наем: исходя из своей заработной платы посчитайте стоимость часа вашей работы (вашу ежемесячную ЗП разделите на 159). А затем умножьте часы, потраченные на наем, на цену вашего часа. Так вы узнаете ваши текущие примерные затраты на подбор персонала (+ плата за размещение вакансий и доступы, если вы их приобретаете).
- Забейте в поисковике, сколько сейчас составляет средняя зарплата рекрутера в месяц и сколько стоит час его работы.
- А затем — сколько стоят услуги кадрового агентства по закрытию одной позиции.
В результате у вас появится достаточно информации, чтобы принять взвешенное решение на основании денег.
Более крупные компании снова оказываются на развилке — поручить рекрутинг HR-дженералисту, который помимо поиска сотрудников будет заниматься и другими HR-задачами, или нанимать рекрутера или даже собирать внутреннюю команду подбора.
Первый вариант — рекрутинг силами HR-дженералиста — подходит компаниям с нестабильным наймом. Второй вариант — наем рекрутера или создание команды — можно выбирать быстрорастущим организациям или компаниям с высокой текучкой кадров. При этом важно учитывать реальные возможности специалистов — один штатный рекрутер может закрывать в среднем 4-5 вакансий в месяц. Если объем резко увеличивается, он может не справиться.
Плюсы работы с внутренней командой:
Полный контроль над процессом.
Глубокое понимание рекрутерами внутренней культуры компании и ее процессов, а также потребностей руководителей, для которых они ищут сотрудников.
- Знание рекрутерами долгосрочной стратегии найма при ее наличии в компании.
Минусы работы с внутренней командой:
Высокие затраты на зарплату, налоги и обучение, при этом штатным специалистам сложнее всего развивать рекрутерские навыки.
Ограниченность ресурсов при внезапном росте потребности в персонале.
Возможна неравномерная загрузка специалиста из-за сезонных колебаний на рынке труда.
Когда можно воспользоваться услугами рекрутера-фрилансера
Сотрудничество с HR-фрилансерами стоит рассмотреть в нескольких случаях:
- Компании нецелесообразно нанимать рекрутера в штат. Например, для такого специалиста нет задач на полный день, а основные кадровые задачи закрывает HR-дженералист.
- Для поиска сотрудника требуется специализация, которой нет у штатных рекрутеров или HR-дженералистов.
- Штатные специалисты не могут закрыть вакансии собственными силами. Например, когда долго ищут кандидатов и уже пересмотрели все доступные резюме или когда возникает кратковременная потребность в более активном подборе.
Рекрутеров-фрилансеров, так же, как и штатных специалистов, нужно погружать в корпоративную культуру компании. В этом случае они смогут подбирать наиболее релевантных сотрудников. А если у рекрутера есть только одна или несколько специализаций, можно рассчитывать на то, что он будет предлагать вам не только кандидатов, которые активно ищут работу.
Из сложностей работы с фрилансерами — такие специалисты реже, чем штатные рекрутеры или рекрутеры из кадровых агентств, используют специализированные сервисы и оборудование. Кроме этого, они нередко одновременно ведут сразу несколько проектов и не отказываются от повышенной нагрузки.
Плюсы работы с рекрутерами-фрилансерами:
Экономия на содержании штатного сотрудника.
Гибкость в выборе специалистов под конкретные задачи.
Возможность увеличивать или уменьшать объем работ.
Минусы работы с рекрутерами-фрилансерами:
Ограниченное внимание к вашей компании.
Возможно, более низкая вовлеченность и скорость подбора по сравнению со штатными специалистами и рекрутерами из кадровых агентств.
Менее качественный подбор в случае отсутствия специализации.
Когда следует выбрать кадровое агентство
Кадровое агентство следует выбирать, когда становятся критически важны такие критерии, как объем, скорость или специализация.
Например, производственная компания открывает IT-отдел, но в организации нет никого, кто мог бы оценивать кандидатов по информационной безопасности. В этом случае рекрутинг специалистов лучше поручить кадровому агентству, которое специализируется на IT.
Преимущество агентств — в наличии платных специализированных сервисов и ПО, которые существенно ускоряют работу, а также сформированная база кандидатов и насмотренность.
Нельзя сказать, что кадровые агентства однозначно лучше рекрутеров-фрилансеров или штатных специалистов. Но у них больший объем ресурсов. К тому же клиенты нередко привлекают к рекрутингу сразу два кадровых агентства — это повышает вероятность выйти на релевантных кандидатов.
При этом есть и свои риски. Например, по мере роста агентства порой настолько фокусируются на поиске больших и дорогих заказов, что превращают поиск кандидатов в конвейер. В этом случае страдают все участники процесса: и работодатель, и соискатель, и агентство.
Плюсы работы с кадровым агентством:
Доступ к обширным базам кандидатов.
Большая насмотренность.
Возможность закрывать сложные позиции.
Минусы работы с кадровым агентством:
Высокая стоимость услуг.
Возможная шаблонность подхода.
Меньшая погруженность в корпоративную культуру заказчика.
Подводим итоги: от каких критериев зависит выбор между штатными рекрутерами, фрилансерами и кадровым агентством
Чтобы понять, какой формат рекрутинга подойдет вашей компании, важно учитывать следующие критерии:
- Объем и стабильность найма. Если потребность в персонале стабильна, можно рассматривать вариант со штатной командой. При волнообразных пиках найма оптимально подключать фрилансеров или кадровые агентства. А при запуске нового направления в компании лучше всего с наймом необходимых специалистов справится кадровое агентство.
- Важность времени. Если задержки в найме критически влияют на бизнес-процессы, стоит вложиться в ускоренный наем через фрилансеров или агентства. Если время позволяет, можно распределить нагрузку на штатных рекрутеров.
- Бюджет. Держать штат под максимальную нагрузку в моменте — дорого, особенно если в другую половину года рекрутеры будут недозагружены. Работа с фрилансерами позволяет платить за конкретные закрытые вакансии, что выгодно при разовых задачах. Агентства эффективны для сложных или массовых вакансий, но их услуги обойдутся дороже.
- Специфика вакансий. Штатный рекрутер лучше понимает внутреннюю культуру компании и требования к кандидатам. Фрилансеры отлично справляются с поиском кандидатов для стандартных позиций, а также могут усилить штатную команду в период пиковой нагрузки. Агентства хороши для закрытия узкоспециализированных или сложных вакансий.
При этом бывают причины, из-за которых внешние специалисты не помогут решить задачи, поставленные перед рекрутерами. Среди них — «бутылочные горлышки» в процессах и реалии рынка.
Например, если принятие финального решения о найме кандидата зависит от генерального директора, у которого нет времени на финальные интервью, или в вакансии указаны нерелевантные рынку условия труда, то усилия даже самых дорогих и опытных рекрутеров не принесут результата.