Как мы делали SEO в Финляндии и сэкономили клиенту 20к евро
Это история о диком финском крауд-маркетинге, росте трафика в 10 раз, а также откровенный анализ экономики всего проекта.
Всем привет!
В августе 2018-ого года к нам в NX Agency обратился клиент с сайтом финской стоматологии. У него было два вопроса:
- Почему трафик сайта упал до нуля?
- Как его восстановить и преумножить
Как вы помните, именно в этот период Google выкатил свой медицинский апдейт и большинство сайтов, продвигающихся старыми методами, сильно подкосило.
С чем мы столкнулись при анализе клиентского сайта:
1. Подарок от прошлого оптимизатора – PBN на сгенерированном контенте
Клиент заплатил больше 10к долларов оптимизатору, который уверял, что ему нужен PBN. Но по итогу получил не сетку из полезных сайтов, аккуратно ссылающихся на основной сайт, а сетку из ужасных дорвеев, максимально вредящих сайту. PBN состоял из:
15 доменов, зарегистрированных в один день, на одного человека, в одной компании
Вордпресс-сайтов, сделанных на одном шаблоне с минимальной уникализацией
По каждому сайту было 80-100 статей, с автоматически сгенерированным текстом + перемешанным с помощью синонимайзера
- Большинство ссылок были с прямыми коммерческими анкорами
- На каждой странице была ссылка на сайт клиента
Оптимизаторы при прочтении этого всё поняли и испытали боль не меньшую, чем Гарольд. А для владельцев бизнеса напишу, что все эти действия, - это как если бы маркетологи шаурмешного ларька на глазах толпы освежевали милого котика. Абсолютно убийственные действия.
2. Отсутствие семантического ядра
Тайтл на странице «Цены» был «Цены». Тайтл на странице «Срочная хирургия» был «Срочная хирургия». Никаких дополнительных слов, топонимов, ключевых фраз и т.д.
3. Отсутствие хороших ссылок, тексты с выделением каких-то слов жирным шрифтом, и всё прочие оптимизаторские грехи из двухтысячных
В общем, достаточно классическая история, результатом которой стала полная потеря трафика.
Они убили Кенни?
У нас было два варианта: попытаться вывести сайт из фильтра либо переезжать на новый домен.
Минусы спасения домена:
- На тот момент в SEO-обществе еще не было кейсов вывода из под фильтра и даже каких-то конкретных идей об этом
- Этот процесс мог затянуться на месяц, а мог и на год – совсем не хотелось попадать в такую неопределённую ситуацию
Минусы переезда на новый домен:
- новый сайт сложнее продвигать
- необходимо некоторое время, чтобы домен отстоялся (владелец был против любых дропов)
Мне было очевидно, что нет смысла ввязываться в историю спасения домена в условиях плохого ссылочного и жесткого фильтра, поэтому переехали на новый домен в зоне .fi (раньше был .com)
Что было сделано:
После переезда на новый домен проводились стандартные SEO-процедуры, изюминку которым добавляло то, что работали мы с очень специфическим языком.
1. Семантическое ядро на финском языке
Абсолютно незабываемый опыт работы с переводчиком, клиентом и финскими сайтами конкурентов. На каждую итерацию, выполненную нами, клиент присылал свой видео-отзыв на 10-15 минут на английском.
На это ядро ушло 4 недели и сотрудники до сих пор вспоминают в страшных снах.
2. Аудит, стратегия продвижения, анализ конкурентов
Этим пунктом занимались с момента первого контакта клиента и до сих пор. Анализ конкурентов – важнейший этап в любом SEO деле.
Особенность финского веб-региона в том, что самые важные информационные сайты – это городские порталы.
Сложно конкурировать с такими порталами, потому что они занимают несколько позиций в ТОПе выдачи по любому запросу, связанному с услугами. У этих доменов потрясающий траст, внешнее ссылочное и живая аудитория.
3. On-page оптимизация
Внедрение ключевых слов на страницы сайта
- Переписывание текстов согласно ТЗ копирайтеру
- Внутренняя перелинковка
- Новая структура сайта
- Техническая оптимизация
Основные страницы сайта клиента сделаны в формате лендингов с преобладанием изображений. В SEO-среде еще иногда можно услышать, что «лендинги продвигать сложно, нужен текст и т.д.», но есть тысячи кейсов, утверждающих обратное. Поэтому мы спокойно их продвигали, тем более, что сделаны они удобно и красиво.
Линкбилдинг – зеркало души?
Времена идут, а любовь Гугла к ссылкам стоит на месте. Я это понимал, сотрудники это понимали, но клиент тяжело преодолевал свой пост-PBN синдром и самый важный этап в продвижении под Google нам пришлось отложить на долгие месяцы.
За это время сайт вернул свой минимальный трафик, но о чём-то существенном речи абсолютно не шло:
Когда же клиент перенял наш энтузиазм по-поводу простановки ссылок, мы вздохнули с облегчением и принялись за дело.
Что из себя представляет Интернет в Финляндии?
Очевидно, что в стране с населением в 5 миллионов человек, не может быть настолько развитая веб-сфера, к которой мы привыкли. Анализируя выдачу, я заметил, что:
- Хороших тематических сайтов нет
- Гостевые посты писать негде
- Покупать ссылки негде
- Живых форумов очень мало
- Живых справочников очень мало
- Вики-сайтов практически нет
Приоритетные направления:
И так по каждому типу сайтов. Исходя из этой ситуации, я определил приоритетные направления:
- упор на любые хорошие сайты в финской доменной зоне .fi (потому что лучше всего ссылки работают в том регионе, к которому они принадлежат)
- мы не покупаем ссылки, потому что нам предлагали откровенную дичь в виде заброшенных статейников, не обновляющихся десятилетиями
- доступнее всего получать ссылки на форумах и справочниках
- также нужен будет инфоповод, чтобы получить ссылки с местных СМИ (вы сильно удивитесь результату)
- в идеале также сделать исследование, либо любой крутой материал в научном формате (или инфографики), который можно было бы тиражировать в приличных изданиях
- или же сделать шоковую новость, которую распространили бы СМИ (например: «Финская стоматология – худшая в Европе, последнее исследование»)
1. Форумы и классический крауд-маркетинг под Европу
Самым доступным и действенным типом линкбилдинга был выбран крауд-маркетинг. Он теряет свои позиции в сверх конкурентных тематиках, но всё еще очень хорошо работает на достаточно свободном рынке маленьких европейских стран.
Сначала мы искали сайты вручную, выдёргивая из поиска живые финские форумы. Потом подключили софт, чтобы спарсить все остальные сайты.
Самой большей дичью оказался этап регистрации профилей на этих форумах. Очень часто требовался ответ на секретный вопрос, который откровенно ставил нас в тупик.
К примеру:
- Первое имя главы основателя Пиратской Партии Финляндии?
- Кто был играл в ХК Хельсинки под четвертым номером в 2012 году?
Или вопрос, требующий погуглить и разобраться. Секретный вопрос состоит из фразы «Not port»
Оказалось, что это чей-то герб и нужно указать противоположную сторону к элементу Port:
И таких примеров сотни. Мы в команде стали мастерами в отгадывании секретных вопросов и сидя дома, постигали финскую душу быстрее, чем любой турист в Хельсинки.
2. Справочники и каталоги компаний
Кроме стандартных методов поиска каталогов, также использовали по физическим адресам конкурентов. Т.е. вводили в софт адрес клиники компании-конкурента:
И получали список всех каталогов, в которых он размещен:
Это очень удобно использовать, когда конкурент скрыл ссылки в Ahrefs.
3. Инфоповод в лучших традициях жанра
История смешная и грустная одновременно. Я написал клиенту в WhatsApp о том, что нужно поработать над инфоповодом.
А спустя неделю он присылает сообщение о том, что их клинику ночью ограбили. Вынесли кассу, разбили стёкла, испортили оборудование. Об этом сразу же написали местные городские СМИ, ну а я ответил клиенту, что инфоповод мы конечно получили хороший, но метод можно было выбрать и полегче
Результаты по трафику и позициям
С момента работы над линкбилдингом трафик вырос почти в 10 раз:
Для многих тематик, 200 человек в сутки – это уровень статистической погрешности. Но при стоимости в 2-4 евро за клик, двести человек из органики – хороший показатель. И я вижу, что потенциал роста еще очень большой.
Позиции сайта тоже радуют:
По запросам город+стоматолог, город+стоматологические услуги сайт вошел в ТОП5 и начинает конкурировать с городскими порталами. Кроме этого, сайт вырос по очень прибыльным для клиента запросам по услугам оперативной хирургии.
Экономика сошлась?
Но интереснее всего могут быть цифры расходов и доходов.
Нам повезло, потому что кроме SEO-продвижения, заказчик всё время работает с Google Ads. И у нас была возможность напрямую сравнить стоимость клиента с контекстной рекламы и с органики.
Расходы на контекст:
С сентября (именно тогда начали делать линкбилдинг) по декабрь клиент потратил на Google Ads больше 40 тысяч евро:
За это время он получил 397 лидов. Лид в данном случае – это запись к стоматологу через онлайн-форму на сайте.
Средняя стоимость одного лида = 101 евро (40200 евро делим на 397 лидов)
Расходы на SEO:
Мы начали работу по линкбилдингу с тарифа 2000 долларов в месяц. И за 5 месяцев клиент заплатил 10000 долларов или 9000 в переводе на евро.
За это время мы привлекли 165 лидов
Средняя стоимость одного лида = 54 евро (9000 евро делим на 165 лидов)
На самом деле, здесь еще не учтены 30 лидов, полученных в ноябре. Был косяк с Гугл Аналитикой и подсчетом органического трафика, который не сразу заметили. Но я уже не добавлял это в подсчеты, потому что разница и так очевидна.
Сравнение Google Ads и SEO
Стоимость лида в SEO вышла на уровень почти в два раза дешевле лидов из Google Ads. Причем с каждым месяцем стоимость лидов из поискового трафика будет уменьшаться из-за того, что трафик растёт, а расходы на него – нет.
Масштабируя цены контекста на расходы на линкбилдинг можно сказать, что мы сэкономили клиенту 20 тысяч долларов за 5 месяцев.
Итоги
В результате работы клиент снова обрёл веру в SEO и доверил нам уже второй свой проект. Мы добились хорошего трафика по очень хорошей для клиента цене.
А сами при этом снова убедились, что работа с такими маленькими европейскими регионами – это очень весело, хоть иногда и тяжело.
Если у вас есть сайт, продвигяющийся в Европе, и ваше сердце желает увлекательных приключений по миру SEO – заходите к нам, мы рады будем поучаствовать в развитии вашего проекта.
Не болейте!