ИИ убьет SEO? Нужно ли оптимизировать сайт под Нейропоиск от Яндекса
В апреле 2024 года Яндекс выкатил сервис Нейро — принципиально новый поисковик, который использует технологии искусственного интеллекта. Рассказываем как работает индексация в нейропоиске и объясняем, что делать уже сейчас, чтобы ваш сайт не упал на дно выдачи.
Что это вообще за зверь?
Нейро — сервис, который можно описать фразой «ChatGPT встретил Яндекс». Нейропоиск соединил функции поисковика и способность нейросетей генерировать уникальные тексты. В обычном поисковике вам нужно выбрать определенную ссылку и перейти на сайт, чтобы что-то узнать. А новый сервис выдает ответы, которые можно использовать сразу. Не нужно искать крохи знаний по нескольким ресурсам. Вы сразу получаете связный текст и список ссылок, из которых понятно, где поисковик брал данные.
Яндекс активно пиарит новый сервис, но пока он доступен только в их собственном браузере, а для использования нужно авторизоваться через ЯндексID.
10 млн пользователей
Будут пользоваться Нейро к концу года, по ожиданиям Яндекса
Точной статистики по количеству активных пользователей пока нет. При этом аудитория самого поиска от Яндекса — 50 млн, а непосредственно на браузер приходится 30% визитов в рунете. Сам Яндекс рассчитывает на 10 млн. пользователей Нейро к концу 2024 года. В общем, нейропоиск — это инструмент, который скоро поменяет понимание о поиске в рунете. А значит уже сейчас нужно учитывать его при решении бизнес-задач.
Как отличается выдача поиска и Нейро?
Маркетинговые инженеры в перформанс-агентстве Top-Spot проанализировали, в чем сейчас состоит отличие выдачи обычного поиска и сервиса Нейро. В качестве примера мы взяли один из наших проектов — ONE! International School. Это частная школа с кампусами в Москве. Для нее мы настраивали контекстную рекламу, а также делали SEO-оптимизацию сайта (скоро расскажем в кейсе).
Сначала посмотрим на обычную выдачу Яндекса. Во-первых, мы видим, что по запросу «частная школа на Мосфильмовской» ONE! International School отображается на 2 месте. Как в выдаче на картах, так и в виде обычной ссылки на сайт.
В случае с выдачей Нейро, результат, который получит пользователь, не сильно отличается от поисковой выдачи в «обычном Яндексе». Если никак не менять запрос, то на втором месте все так же окажется школа ONE. При этом Нейро не показывает ссылку на официальный сайт, а источник, с которого искусственный интеллект взял информацию о школе, — это подборка частных школ на агрегаторе услуг и компаний www.yell.ru.
Интересная особенность: в нейропоиске в принципе нет ссылок на официальные сайты школ. Нейросеть предпочитает собирать информацию со сторонних ресурсов и ориентируется на сайты-каталоги и статьи в СМИ.
Тут стоит немного объяснить, как работает Нейро. Об этом рассказал один из разработчиков «Яндекса» в блоге на Habr, а мы коротко опишем схему тут.
→ Пользователь спрашивает о чем-то в чате с Нейро.
→ Этот вопрос трансформируется в поисковый запрос.
→ Поисковик ищет топ релевантных документов и выбирает пять из них.
→ Специализированная генеративная модель из семейства YandexGPT 3 получает на вход диалог, запрос пользователя и полезные фрагменты текстов из пяти документов и формирует ответ, который мы видим в чате.
Если смотреть на эту схему работы, становится понятно, что Нейро все равно смотрит на сайты в топе поисковой выдачи. Но как именно ИИ отбирает пять ссылок — вопрос, ответить на который могут разве что разработчики сервиса.
Если изменить запрос и попросить нейропоиск «посоветуй 5 частных школ на Мосфильмовской», новый поиск выдает ONE! International School на первом месте. Но снова делает это без ссылки на официальный сайт. При этом по такому же запросу в поисковике мы увидим как ссылки на сайты-агрегаторы, так и на официальные сайты школ.
Выдача для интернет-магазинов отличается сильнее. В поиске Яндекс активно пиарит свои сервисы. Например, если поискать «фиолетовый шерстяной свитер», то Яндекс выводит на первые места Яндекс.Маркет и популярные сайты брендов, у которых явно проведена поисковая оптимизация.
А вот Нейро выдает абсолютно другую подборку сайтов при таком же запросе. В случае с другими товарами вроде канцелярии или бытовой техники отличия в поисковой выдаче также были сильными.
Что делать со стратегией маркетинга уже сейчас?
Прямо сейчас у нас мало данных, чтобы говорить о том, что менять в стратегии маркетинга. Нужно следить за развитием инструмента.
Зато точно можно сказать, что в нейропоиске появляются сайты, которые уже ранжируются поисковиками так, что попадают в ТОП-3 или в ТОП-5. Это ресурсы, которые уже оптимизированы для поисковых алгоритмов на максимум. Это понятно как из практики поиска, так и из объяснения разработчиков, которые рассказали, что выдача Нейро формируется именно из результатов выдачи обычного поисковика.
Как попасть в выдачу «Нейро», используя инструменты SEO?
Чтобы попасть в выдачу, нужно сначала понять, в каком состоянии ваш сайт сейчас. Вы уже занимаетесь SEO? Или у вас есть только лендинг на конструкторе или вообще только аккаунт в Telegram или известной запрещенной сети? Схема действий для двух этих ситуаций будет разной.
Если ваш сайт уже хорошо ранжируется в поисковиках, стоит продолжать делать все стандартные работы, чтобы удерживать сайт как можно выше в поисковой выдаче по нужным запросам.
Если вы «новички», то не сможете конкурировать с большими сайтами по коммерческим запросам, вроде «купить куртку». Зато у вас есть возможность писать информационные статьи, которые могут попасть в топы. Ниже расскажем, как этого добиться.
Как написать статью, чтобы она попала в выдачу Нейро?
Чтобы написать статью, которая попадет в топ поиска и Нейро нужно учесть несколько факторов. Разберем это на примере статьи о том, как выбрать школу для ребенка. Вот что должно быть в такой публикации.
Точный ответ на вопрос или же использование нужных «ключей». Специалист, который пишет статью сам, в любом случае будет использовать слова, которые нужны, чтобы поисковик понял, что статья отвечает на запрос пользователя. Например, в случае с выбором школы, это слова «учиться», «школьник», «классы» и другие.
Широкая семантика или плотность ключевых слов. Важно использовать ключевые слова в определенной плотности по тексту. Этот параметр отдельно рассчитывается для каждой статьи, чтобы она получилась конкурентоспособной.
Ширина ответа на вопрос. Тут важно понимать, что в качественной статье расскажут не только о том, как выбрать школу для первоклассника, но и объяснят, как выбрать школу, если ребенок удаленно учится в другой стране. Чем шире раскрыта тема, тем больше шансов, что эта статья удовлетворит все интересы читателя.
Поведенческие факторы лучше, чем у конкурентов. Важно, чтобы поисковые алгоритмы видели, что пользователи дочитывают статью. Если поисковик фиксирует, что человек зашел на ваш сайт, начал читать статью, дошел до конца, а после перестал вбивать в строку вопросы по теме — значит, текст полностью удовлетворил запрос. Яндекс и Google держат такие страницы в топе выдачи.
Цитируемость. Важно, чтобы другие сайты ссылались на статью, которую вы опубликовали. Чем более авторитетный сайт запостил ссылку, тем лучше ваша статья в глазах поисковика. То есть, если на вас сослался Forbes, то это более весомый фактор, чем гиперссылка на каком-то неизвестном ресурсе.
Если соблюсти все это, можно выйти в топ, особенно по узкой теме, в которой в принципе мало контента.
Вывод: стандартное SEO работает и в Нейро
Пока нельзя точно сказать, как именно потребуется изменить стратегию. Но вот что точно нужно делать:
Продолжайте продвижение в поисковиках, если уже его делали. Ведь Нейро подбирает сайты из поиска. То есть базово это все еще поисковик, просто с немного другими технологиями под капотом.
Нейросеть во многом ориентируется на сайты-каталоги и статьи в СМИ при формировании выдачи. Позаботьтесь, чтобы у вас как минимум был хороший рейтинг на популярных площадках.
Если у вас небольшой бизнес и есть только лендинг или соцсети, вы можете попробовать продвинуться через информационные статьи в блоге.