Кейс: как мы сняли санкции в Гугле с сайта стоматологии
Моя команда в «Лидере поиска» занимается SEO-продвижением и поддержкой сайта сети стоматологических клиник «Центр Эстетической Стоматологии» уже более 10 лет. За это время сайт impl.ru с нами пережил несколько редизайнов, взлетов и падений по разным причинам: от заражения сайта вирусом до попадания под фильтр Гугла. Наиболее трудной задачей было снятие санкций, которое заняло практически 2 года. Почему так долго и какие работы были проведены рассказываю и показываю далее. Получилось подробное руководство про то, как работать с медицинскими сайтами, чтобы понравиться Гуглу.
Предыстория
Ничего не предвещало беды. На сайте ежемесячно проводились работы, добавлялись новые посадочные страницы, успешно проводилась оптимизация под быстрые ответы и как следствие увеличивался трафик.
В личном кабинете Search Console не было никаких уведомлений о санкциях. Трафик просто стал падать на глазах. За 3 месяца снизился примерно в 3 раза (с 17000 посетителей в месяц до 6000), а потом ушел почти в ноль.
В январе 2020 Гугл запустил обновление основного алгоритма (core update), которое больше всего повлияло на YMYL (your money, your life) сайты.
YMYL-сайты — это сайты, которые могут потенциально повлиять на здоровье, безопасность, финансовое благополучие или другие важные аспекты жизни посетителя. Наш ресурс как раз попадает под эти критерии.
Google уделяет особое внимание YMYL-сайтам и предъявляет к ним высокие требования в плане качества и достоверности информации.
Качественный YMYL-сайт должен:
- содержать достоверную и актуальную информацию;
- иметь экспертный контент;
- иметь ссылки на авторитетные источник;.
- быть хорошо структурированным и удобным для пользователей;
- иметь хорошую репутацию.
Наш план действий
Так как Гугл не предоставил информации, на что именно было направлено обновление, разбираться пришлось самим.
В 2020 году в русском сегменте большинство сайтов не были готовы к YMYL требованиям, поэтому мы не стали ориентироваться на них. Мы обратились к руководству для асессоров Гугла, исследованиям и зарубежным сайтам, которые выросли во время апдейта.
Наши действия:
- Из руководства для асессоров мы выделили основные направления по оптимизации, чтобы контент мог соответствовать оценке «очень высокое качество».
- Проанализировали трастовые сайты. Такие как https://www.mayoclinic.org/, https://www.healthline.com/, https://my.clevelandclinic.org/ и другие на предмет подхода к написанию текстов и предоставления контента на страницах.
- Проанализировали множество кейсов по восстановлению трафика на медицинских сайтах. Выделили самые популярные доработки.
E-E-A-T
E-E-A-T (Experience, Expertise, Authoritativeness, Trust) — это основные критерии Гугла при оценке качества страниц для YMYL-сайтов.
Пройдемся по каждому из них: дадим цитаты из руководства и что мы сделали.
Опыт (Experience)
Подумайте, достаточен ли непосредственный или косвенный опыт создателя контента в данной сфере. Многие страницы заслуживают доверия и хорошо достигают своей цели, если их создают люди с богатым личным опытом. Например, какому отзыву вы бы поверили больше: от человека, который лично пользовался тем или иным продуктом, или от того, кто знает о плюсах и минусах лишь понаслышке?
В случае некоторых типов страниц уровень опыта и компетентности может быть очевиден из самого ОК. Какие свидетельства вы можете найти, изучив ОК или проанализировав страницу? Например, вы можете понять, что человек является экспертом в укладке волос, если посмотрите видео его работы (укладка волос клиента) и прочитаете комментарии пользователей (комментаторы часто подчеркивают компетентность мастера или ее отсутствие).
Свой опыт на страницах мы подтверждаем различными способами:
- Используем триггерные слова в явном виде: «опираясь на наш опыт», «благодаря нашим практическим знаниям», «основываясь на наших наблюдениях», «согласно исследованиям»
- Используем фото примеров работ врачей.
- Выводим видео с врачами о проводимой услуге, как она проходит, вопросы, которые интересуют пациентов.
- В блоке специалистов на страницах услуг показываем фактический опыт врачей в годах.
- Регулярно пополняем раздел «Наши работы» с краткими описаниями проведенных процедур.
Компетентность (Expertise)
Если цель страницы на тематику YMYL состоит в том, чтобы предоставить информацию или дать совет, требуется высокий уровень компетентности, чтобы страница считалась заслуживающей доверия.
Подумайте, достаточно ли знаний или навыков у создателя контента в данной сфере. Разные темы требуют разного уровня и типа компетентности, чтобы считаться заслуживающими доверия. Например, чему бы вы поверили больше: совету опытного электрика или совету любителя старинных домов, который ничего не смыслит в электропроводке?
Практически на каждой странице есть вопросы пациентов на которые отвечает компетентный специалист, который разбирается в теме. Если вопрос по гнатологии, то отвечает гнатолог. Если — по хирургии, то отвечает хирург и так далее. Из ответа можно сразу перейти на страницу врача, где есть информация о его образовании, что подтверждает компетентность.
На некоторых услугах выводим цитаты врачей.
Авторитетность (Authoritativeness)
Подумайте, достаточно ли создатель контента или сайт известен как авторитетный источник информации в данной сфере. В отношении большинства тем нет единого официального/авторитетного сайта или создателя контента, но если таковой имеется, то его можно считать одним из самых надежных и заслуживающих доверия источников. Например, страница местного магазина в социальной сети может быть авторитетным и надежным источником информации о том, какие товары есть наличии. Официальная правительственная страница, посвященная получению паспорта, является уникальным, официальным и авторитетным источником информации о продлении паспорта.
Чтобы заслужить авторитет в глазах поисковых систем было сделано следующее:
- стали делать актуальный, обновляемый, объективный и экспертный контент — публиковать статьи;
- стали ссылаться на авторитетные источники информации;
- более требовательно отнеслись к репутации компании и сайта (об этом далее в соответствующей главе);
- добавили ссылки с авторитетных сайтов;
Надежность (Trust)
Независимо от способа создания контента, странные утверждения и фактические неточности делают статью ненадежной и, следовательно, страница обладает очень низким уровнем E-E-A-T и очень низким качеством.
Мы пересмотрели все существующие до этого статьи и переписали часть из них, исключили неточности, дополнили примерами работ, видео, ценами, отзывами и прочим полезным релевантным материалом.
Для страниц, требующих высокого уровня надежности, информация о том, кто создал контент и кто несет за него ответственность, имеет решающее значение.
На каждой странице разместили специальный блок для подтверждения того, что информация проверена экспертом.
На странице эксперта максимально подробно представлена информация: актуальные данные по профессиональному образованию, ссылки на научные публикации, отзывы и работы.
Работа с репутацией
В руководстве для асессоров репутации посвящен целый блок (глава 3.3).
Хорошая репутация достигается за счет:
- наличия наград;
- положительных отзывов;
- упоминаний на различных сайтах и рекомендаций от признанных экспертов.
У клиники нет премий или наград, которые можно было бы вывести на сайте. Поэтому был сделан акцент на других направлениях.
Отзывы
Была проведена большая работа с отзывами по всем направлениям.
На страницах врачей вывели формы для сбора откликов и рейтинг с Продокторов. Это позволило получать больше отзывов с их последующей модерацией и размещением на релевантных страницах.
На Главной и страницах каждой клиники разместили рейтинги и ссылки на профили на сторонних площадках.
Скептически относитесь к тому, что сайты заявляют о себе, особенно когда присутствует явный конфликт интересов. Вместо этого ищите независимые обзоры, упоминания, рекомендации экспертов, новостные статьи и другие источники достоверной информации о сайте. Ищите информацию, источником которой является человек или организация, а не статистику или другие данные, обработанные компьютером.
Клиент серьезно отнесся к сбору отзывов: организовал сбор отзывов с пациентов, следит за оценками на внешних площадках, дает обратную связь на отзыв и реагирует на негатив.
Ссылки
Работа может идти по 2-м направлениям: с внешними ссылками и внутренними.
Наличие хорошего внешнего ссылочного профиля важно в Гугле, чтобы показать авторитетность сайта, однако в медицинской тематике с этим сложно: высокие требования к качеству площадок; сложность размещения; отсутствие роста ссылочной массы у большинства конкурентов из ТОП-10.
Поэтому мы сосредоточились на внутренних ссылках, которые также важны для подтверждения авторитетности.
В каждом тексте мы ссылаемся на авторитетные ресурсы, которые Гугл считает качественными (можно проверить в Gemini — продукт Гугла, которые предоставляет список авторитетных сайтов).
Помимо этого были проанализированы и отклонены плохие ссылки через Disavow Tool.
Настроены 301 редиректы с удаленных страниц, на которые вели внешние ссылки.
Контент
Ежемесячно мы создавали новые посадочные страницы под услуги, обновляли старые, а также публиковали статьи для подтверждения экспертности. Мы ориентировались на конкуренцию в выдаче и выбирали в первую очередь темы, где высокая вероятность попасть в ТОП-3.
Тексты — это основа контента в нашем случае. Мы серьезно подошли к поиску хорошего копирайтера, который не просто имеет опыт в написании статей на стоматологические темы, но и является практикующим специалистом. После работы с несколькими исполнителями, мы остановились на одном, который полностью соответствует следующим требованиям:
имеет опыт в сфере стоматологии;
не допускает ошибок в написании текстов, пишет без воды и неточностей;
мнение совпадает с большинством экспертов в тематике;
компетентен в большинстве стоматологических тем;
использует профессиональную литературу и авторитетные сайты для написания текстов.
Список проведенных работ по контенту:
- Эксперт написал новые тексты и переписал старые.
- Добавили примеры работ.
- Заменили видео с ютуба, которые перестали работать, а также добавили новые.
- Добавили блок вопросов и ответов, а также форму для сбора вопросов, в которую каждый месяц поступает порядка 20 вопросов. В конце месяца мы собираем все вопросы, передаем специалисту и размещаем ответы.
- Добавили отзывы.
- Добавили цитаты врачей.
- Добавили блок для оценки страницы.
- Указали источники информации.
- Указали дату обновления статьи.
- Добавили памятки для пациентов после проведения процедур.
- Добавили сводные и сравнительные таблицы.
- Заменили фотографии, содержащие кровь, на более нейтральные.
Добавили информацию об используемом в клиниках оборудовании.
Дополнительно заполнили страницы специалистов.
Результаты
Нам удалось снять фильтр с сайта, хотя это и потребовало много ресурсов, как наших, так и клиентских, результаты в долгосрок отличные.
В октябре 2019 из Гугла было ~16,5 тысяч посетителей на страницы услуг, в мае 2024 года ~12 тысяч. Страниц со статьями в 19-20х годах не было, в мае 2024 года более 45 тысяч посетителей приходится на раздел статьей.
Почему так долго?
Особенность влияния Google Core Update в том, что переоценка сайта возможна только после очередного апдейта.
Мы внедряем ключевые обновления раз в несколько месяцев. Если в результате этого ваши материалы потеряли свои позиции в результатах поиска Google или в рекомендациях, то ситуация может не измениться вплоть до выхода следующего ключевого обновления (даже если вы доработали контент).
Поэтому после наложения фильтра важно внести изменения в максимально короткие сроки, чтобы успеть к следующему обновлению.
В нашем случае трафик начал возвращаться к прежнем показателям только на 6-м апдейте.
А что Яндекс?
У Яндекса нет практики объявлять об апдейтах заранее. Вебмастера узнают о них по факту, например на конференциях. Наиболее масштабное обновление алгоритмов было в марте 2021 года, когда медицинская выдача сильно изменилась и статейники из ТОПа вытеснили профильные сайты. Следующий глобальный апдейт был в марте 2023, который был направлен на ужесточение требований к YMYL сайтам.
Самые свежие изменения в алгоритмах отметили на 12-й вебмастерской. Корректировки пришлись на январь и февраль 2024 года.
Все наши доработки под Гугл дали потрясающий эффект на позициях в Яндексе.
Вывод
SEO — это постоянная работа над сайтом и оптимизация под внешние условия, будь-то сезонной спрос или обновление алгоритмов. На примере данного проекты мы в очередной раз убедились, что можно исправить любую ситуацию и получить результат. Главное не унывать, постоянно анализировать и продолжать работу.
Если у вас есть сайт, который попал под фильтр одной из поисковых систем — напишите, мы с командой проанализируем ваш случай и дадим рекомендации. Если вам нужны качественные SEO-услуги и/или техподдержка сайта, пишите, мой аккаунт в телеге @abochkarev.
Достойно восхищения! 👏
Колоссальная работа проделана, конечно
Четко и по делу, такое приветствуется)
Основательно конечно подошли к процессу, молодцы
Восстановление трафика после апдейта основного алгоритма Гугла, увы но сложный процесс
Столько всего проделано а реально важно было только одно о чем в статье 1 предложение ))
Поведайте плз, о каком одном предложении речь, будем знать, что действительно важно)