[SEO кейс] Как мы продвинули сайт до 0,5 миллионов визитов в сутки, пройдя все круги ада

Это история о SEO-продвижении одного фарм портала, наполненная кровью, потом, слезами и отчаянием, или как мы продвинули сайт с 26 тысяч визитов в сутки до ~0,5 миллиона визитов в сутки за 4,5 года работы.

На связи Косурин Юрий, в SEO около 8 лет, и в этой статье я расскажу:

  • Почему опасно продвигать сайты под одну поисковую систему?
  • О чем надо помнить при продвижении крупных проектов
  • И конечно, как мы вырвались в лидеры рынка, войдя в ТОП-5 крупнейших фарм порталов России.

О проекте: Справочник лекарственных средств Видаль - один из старейших фарм порталов RUnet’a, авторитетный ресурс, используется десятками тысяч врачей в нашей стране ежедневно. Это один из первых проектов, который отцифровал описания лекарственных средств.

Исходные данные: более 100 тысяч страниц, был произведен неудачный редизайн сайта с изменением структуры от одного известного агентства, проект находился в глубокой рецессии около года.

Цель проекта: максимально быстро, агрессивными методами продвижения, увеличить посещаемость портала релевантным трафиком.

Бюджет: 150 тыс.руб/мес + KPI

p.s. В этой статье, я часто употребляю “мы”, почему? Потому что это тот самый случай идеального клиента, когда заказчик вовлечен, докручивает и подсказывает (фарма это вам не шутки), и, конечно, вовремя оплачивает оказанные услуги.

Ну что ж, начнем.

Part 1. Почему опасно продвигать под одну поисковую систему.

Помните далекий 2015-й год, когда были первые голоса, что надо уходить в Google, и Яндекс изживет SEO? Я был приверженцем этой идеи, за что поплатился при продвижении этого проекта. Ключевой поисковой системой, под которую затачивался проект был, естественно, Google. На то время, проект уже обладал солидной ссылочной массой в несколько десятков тысяч обратных ссылок, и что главное, - естественной.

​Динамика ссылочной массы со старта работ над проектом По данным ahrefs.com
​Динамика ссылочной массы со старта работ над проектом По данным ahrefs.com

Если с момента старта SEO-продвижения проекта доля Google была около ⅔, то уже через полгода работ, доля Google стала ⅚ и этот разрыв продолжал расти:

​Динамика изменения посещаемости после старта работ По данным Яндекс.Метрики
​Динамика изменения посещаемости после старта работ По данным Яндекс.Метрики

Отвечая на вопрос, почему опасно продвигать под 1 поисковую систему, достаточно показать скриншот ниже:

​Резкие изменения уровня посещаемости в даты обновления алгоритмов Google По данным ahrefs.com
​Резкие изменения уровня посещаемости в даты обновления алгоритмов Google По данным ahrefs.com

Необходимо отметить, что если сравнивать реальные данные с данными ahrefs, то расхождение присутствует, и иногда различия более чем в 2 раза, тем не менее, ahrefs показывает ориентировочную динамику уровня посещаемости проекта.

Если присмотреться подробнее, то мы видим, что проект пережил сложные времена, даже когда еще не было Google Core Update (кто-то из динозавров еще помнит Google Phantom?), резкие взлеты и падения, в целом, соответствуют датам обновления этого алгоритма.

Вывод: не уходите в крайность, в нашем случае, перестроиться уже невозможно. Сейчас проект имеет критическую зависимость уровня посещаемости от “нововведений” Google.

Part 2. О чем надо помнить.

Это может быть банально, НО при достижении определенного уровня посещаемости, ваш проект или проект клиента становится интересен хакерам. Причем, чтобы вы ни думали, лучше потратить деньги на аудит вашего проекта.

Мы стали интересны представителям данной профессии, когда проект добрался практически до 80 тысяч визитов в сутки. В ходе продвижения было 2 взлома, в результате чего, в какой-то момент, на несколько дней проект даже попал в бан поисковых систем.

После устранения проблем, ресурс вернулся чуть ниже старых позиций.

​Бан после взлома в поиске Google По данным Яндекс.Метрики
​Бан после взлома в поиске Google По данным Яндекс.Метрики

Part 3. Что было сделано.

Интро:

Очень грубо, структуру проекта можно разделить на 4 части:

  • Страницы инструкций препаратов;
  • Страницы инструкций ветеринарных препаратов;
  • Инфостраницы (статьи, новости и прочее);
  • Прочие типы страниц для разветвления внутренней перелинковки на проекте.

Основной пул работ был ориентирован на продвижение страниц инструкций препаратов, исходя из стратегии монетизации проекта.

Прежде всего, необходимо отметить, что проект обладает потенциалом, который даже до сих пор полностью не исчерпан.

Этапы работ:

1. Обновление шаблонов мета-тэгов

  • Было произведено обновление шаблонов мета-тэгов title, description, keywords для более чем 16 типов страниц на проекте;
  • В целом, шаблоны мета-тэгов меняются на проекте каждые 4-6 месяцев, дорабатываются и улучшаются.

Это прежде всего итерационная задача, нельзя сказать, что раз сделали и забыли, постоянно приходится что-то докручивать.

2. Глубокая проработка скорости загрузки

Скорость загрузки на проекте являлась одной из точек роста, в срезе наличия колоссального количества страниц, эта правка дала проекту неплохой буст в ранжировании.

Улучшение скорости загрузки было произведено относительно срезов страниц, и даже на протяжении 4,5 лет по мере роста и внесения дополнительных блоков информации, скорость загрузки проекта периодически дорабатывается.

3. Контроль поискового индекса

За годы продвижения проекта, на данном портале сменилось несколько команд разработки, в результате чего стояла остро проблема контроля поискового индекса, т.к. иногда были моменты, когда тысячи технических страниц попадали в индекс поиска. В результате чего, происходили периодические доработки файла robots.txt, анализ данных веб-мастеров и систем аналитики.

4. Сокращение пути пользователя

Данную задачу можно смело отнести к ключевой точкой в развитии всего проекта. При аналитике данных отказов, карт и вебвизора посредством Яндекс.Метрики, была выявлена гипотеза, что пользователям сложно найти необходимую информацию на портале.

Чтобы протестировать данную гипотезу, были внедрены следующие методы:

  • Дополнительное расширение уже существующей сегментации инструкций препаратов по первым 2-м буквам;
  • Вынос блока сегментации на главную страницу сайта;
  • Создание алгоритмов для доработки внутреннего поиска проекта с обработкой популярных ошибок (тогда сервисы внутреннего поиска только-только появлялись на рынке, данную задачу насколько возможно пришлось решать самим);
  • Внедрение всплывающих рекомендуемых подсказок при вводе информации во внутренний поиск по отдельному алгоритму;
  • Увеличение количества отображаемой информации на 1 странице пагинации.

5. Корректировка структуры проекта

В данной задаче должен отдать должное команде Видаля, которая провела просто колоссальную работу по подготовке и структуризации информации в своей базе данных.

Были созданы:

  • Новый тип страниц - Аналоги лекарственных средств;
  • Построены связи между инфостатьями и препаратами и многое другое.

Тем не менее, работы по данному направлению больше относятся к корректировке иерархии блоков и элементов на различных типах веб-страниц, как и к изменении технологий вывода информации.

Представляете мое “удивление”, когда я увидел, что несколько типов страниц выводятся через javascript и в HTML коде полностью отсутствует контент и перелинковка?)

6. Перелинковка на проекте

В ходе работы над проектом, был обнаружен паттерн поведения, когда пользователь просматривает несколько статей/новостей по интересующей его теме, соответственно, было создано базовое тэгирование для страниц новостей, а также циклическая перелинковка между смежными статьями/новостями в листинге.

После внедрения расширения структуры по аналогам препаратов, была внедрена, соответственно перелинковка по аналогам, которую вы можете увидеть на практически на любой странице препаратов.

Стоит отметить, что было также проведено и не мало антиэкспериментов, которые либо не дали никакого результата, либо давали отрицательный результат. Например,

  • внедрение перелинковки с препаратов на статьи, а со статей на препараты,
  • внедрение автоматической перелинковки с вхождений ключевых слов, которая дала прирост только в кратковременной перспективе (а дальше в минус).

7. Проработка факторов E-A-T

Я думаю, что многие специалисты помнят 1 августа 2018 года, когда поисковую выдачу Google тряхнуло первым “медицинским апдейтом”. При полном информационном вакууме сообществе и псевдо-догадок SEO-шников, потребовалось в кратчайшие меры разрулить ситуацию.

Что было сделано:

  • в первые дни был произведен перевод и изучение всего обновновленного руководства для асессоров с английского языка;

  • произведено создание и добавление на проект Политики конфиденциальности и Пользовательского соглашения;
  • добавлен раздел Лицензии со Свидетельством о регистрации СМИ;
  • к доминирующему количеству лекарственных препаратов добавлен блок с информацией о производители с контактными данными;
  • ко всем статьям на проекте добавлена информация об авторах статей (все статьи пишутся врачами!);
  • создан раздел с информацией о Редакции портала;
  • и несколько других вещей, о которых не стоит говорить публично (фишки не палим).

8. Техническая оптимизация (ost)

Естественно, было внедрено несколько десятков ТЗ по проработке технической составляющей ресурса:

  • внедрение микроразметок хлебных крошек, разметки внутреннего поиска, разметка статей, разметка OpenGraph;
  • за время поддержки проекта был произведен переезд без потери посещаемости с http на https;
  • техническая проработка тэгов Н1-6;
  • внедрение методов обработки внутренних ссылок (были как удачные, так и не удачные эксперименты);
  • исправление тысяч внутренних 404-х ссылок и десятков тысяч внутренних 301-х редиректов и т.д.

9. Внешняя оптимизация

Внешняя оптимизация для такого крупного проекта имеет ряд особенностей и нетипичных задач. Т.к. данный проект один из первых отцифровал собственными силами инструкции лекарственных препаратов, то при проведении внешней оптимизации проекта, присутствует отдельный блок работ, посвященный поиску сайтов, которые распарсили контент проекта и не совсем легальными методами разместили его у себя. На протяжении всего срока работы по проекту, ежеквартально производится поиск подобных проектов и, в случае, если не получилось договорится с веб-мастерами данных ресурсов, - производится процесс рассылки “абуз” хостерам.

Помимо этого, были проведены работы по чистке ссылочной массы от спама, работы по аутричу, получение обратных ссылок методом 404-х страниц.

В результате работы, при очередном апдейте Google Core Update проект отлично вошел в выдачу на топовые позиции:

​Достижение уровня посещаемости более 490 тысяч визитов в сутки По данным Яндекс.Метрики
​Достижение уровня посещаемости более 490 тысяч визитов в сутки По данным Яндекс.Метрики

Это была моя первая статья, прошу строго не судить.

Надеюсь, Вам понравилось :)

1010
24 комментария

Приятно читать статью без воды 😉

1
Ответить

Спасибо:)

Ответить

Спасибо за объемный и наглядный кейс, прочитал с удовольствием! 
Могли бы вы привести пример KPI, который ставился и динамику по нему за все время работы? Трафик-то понятно, что вырос, но что с остальными показателями: количество просмотренных страниц, время на сайте, показатель отказов по GA/ЯМ для визитов из поиска. Здесь хотелось бы подробнее узнать.

1
Ответить

Спасибо за отзыв, приятно:)

Основной критерий KPI - объем небрендового трафика.

Динамику KPI не готов привести по личным соображениям, т.к. это связано с финансовой составляющей. В целом, KPI мы изменяли/корректировали каждые полгода/год, в зависимости от ситуации по проекте. У нас были даже моменты, когда приходилось делать перерасчет KPI из-за того, что он становился неподъемным для бизнеса клиента, несмотря на предполагаемые обороты для портала с такой посещалкой, - мы шли навстречу в этом вопросе из-за сложившихся за годы доверительных отношений.
Начали сотрудничество мы с обозначения первой цели ~50-60к визитов/сутки за год работы (трафик х2), получилось лучше запланированного и быстрее.

Внутренние ПФ - одно из сложнейших направлений работ на данном ресурсе. Из-за бизнес-модели и позиционирования бренда Видаль, как независимого (вот на этот слове особый акцент) авторитетного источника информации в фарм индустрии, я имею запрет на внедрение колоссального количества методов корректировки внутреннего функционала проекта, чтобы плотно работать с данными метриками.

Ответить

Четко, без воды и переспама. 

1
Ответить

Спасибо :)

Ответить

Отличный кейс, минимум общих фраз и бесполезной информации! А что вы подразумеваете под добычей ссылок методом 404-х страниц?

Ответить