Кровью и потом: продвижение интернет-магазина спортивного питания и визиты за 300 (копеек)

Предупреждение: это не классический кейс, а скорее история: как мы росли и развивались, как выросли и пережили карантин. В процессе сторителлинга запалим немножко SEO-фишек и чуть-чуть коммерческой тайны, так что приятно вам почитать!

С Павлом Зерновым, коммерческим директором интернет-магазина спортивного питания FITBAR.RU мы познакомились в апреле 2019 года и буквально через пару сообщений в телеграме запустили работы по SEO-аудиту проекта.

Спойлер - через год выросли по трафику на ~340%

Сравнение SEO-трафика Апрель 2019 г. к Апрелю 2020 Михайлов Павел
Сравнение SEO-трафика Апрель 2019 г. к Апрелю 2020 Михайлов Павел

И да, это только SEO:

Структура трафика Апрель 2019 г. к Апрелю 2020 Михайлов Павел
Структура трафика Апрель 2019 г. к Апрелю 2020 Михайлов Павел

Что еще интересного в этой истории - на момент знакомства с Павлом, мы, как агентство, пока не существовали. Я вел частную практику и взял проект в продвижение за 25 000 рублей в месяц. Запомните эту цифру, чуть позже она пригодится нам для расчетов.

В годовом исчислении органика выросла с 70 739 визитов до 198 157 визитов, т.е. в сравнении с прошлым годом поисковики привлекли на 127 418 визитов больше.

Сравнение SEO-трафика 2019 г. к 2020 г. Михайлов Павел
Сравнение SEO-трафика 2019 г. к 2020 г. Михайлов Павел

Если умножить 25 000 на 12 месяцев, мы получим 300 000 рублей + ещё 100 000 на юзабилити эксперименты, ссылки, контент-маркетинг и прочее баловство.

Делим бюджет на число визитов и получаем переходы за 3 рубля 13 копеек. (или 313 копеек).

Есть стата покруче! Согласно данным не так давно настроенной Google Analytics, транзакционность органического трафика составляет 0,2% (низкая, в связи с существенной долей информационного трафика). Несложно посчитать, что наше SEO за год сгенерило +254 конверсии. Таким образом справедливый CPO составил 1 181 рубль.

А если посчитать как обычно считают агентства, весь годовой трафик целиком, а не чистый прирост, то цифра ещё приятнее: 396 конверсий и CPO 1010 рублей.

Надо учитывать,что результаты пришли только к концу рассматриваемого периода:

Динамика органического трафика на протяжении 2019-2020 гг. Михайлов Павел
Динамика органического трафика на протяжении 2019-2020 гг. Михайлов Павел

Поэтому если экстраполировать результаты последних месяцев на следующий год, то...

прогнозный CPO составит ~360 рублей. Короче говоря, сегодня у нас визиты за 300 (копеек), а завтра - заказы за 300 (рублей).

Результаты, конечно, огонь, но не только мы молодцы - без самоотверженного труда разработчика Михаила и готовности Павла рисковать и экспериментировать мы бы вряд ли далеко уехали. А ехать периодически было сложно, дорога оказалась не без ухабов и эксперименты иногда приводили к печальным последствиям.

Рассказываю!

К середине мая 2019 г. мы завершили аудит и сформировали пакет задач на доработку сайта, одна из выданных рекомендаций была по разработке смарт фильтра. Это штука, когда пользователь, кликая на параметры в фильтре, попадает на оптимизированные страницы: таким образом генерируется довольно много относительно ценных посадок - чтобы легко и приятно собирать низкочастотный трафик:

Пример смарт-фильтра на сайте fitbar.ru Михайлов Павел
Пример смарт-фильтра на сайте fitbar.ru Михайлов Павел

Зарезилизили, обрушили Яндекс на ~40%:

Снижение трафика в связи с ошибками в индексации Михайлов Павел
Снижение трафика в связи с ошибками в индексации Михайлов Павел

Почему так произошло? Потому что плохо оттестировали функционал, и он нам махом сгенерил более полутора миллионов мусорных страниц:

Мусорные страницы в индексе Яндекса Михайлов Павел
Мусорные страницы в индексе Яндекса Михайлов Павел

(а на сайте на тот момент страниц в целом было меньше тысячи)

Хотели как лучше, а получился ужас. Первая мысль “контракт всё” - но приложили усилия, разобрались в этом хламе, доработали функционал и уже в ноябре вернули упущенное, а в декабре получили лучшие результаты по трафику из Яндекса за всё время существования сайта:

Рост трафика в связи с устранением ошибок в индексации Михайлов Павел
Рост трафика в связи с устранением ошибок в индексации Михайлов Павел

Выводы: не бойтесь рисковать - если ошибетесь, то чему-то научитесь и будете в плюсе. А если сразу попадете в цель - то вообще всё найс.

Но не смарт-фильтром единым, как говорится! Что ещё было сделано нами для улучшения ранжирования проекта? Расскажу тезисно, останавливаясь чуть подробнее на ключевых моментах.

1 - Техническая оптимизация:

1.1. Оптимизация структуры сайта и ликвидация дублей - добились того, чтобы все целевые страницы были доступны по одному адресу.

1.2. Улучшение скорости сайта - перманентные работы, т.к. там всегда есть куда расти

1.3. Решили проблему с отсутствием товаров на страницах - наличие товара на страницах каталога не только обеспечивает индексацию таких страниц, но и влияет на ранжирование - чем больше ваш ассортимент, тем выше шансы обогнать конкурентов за заветный топ-10.

1.4. Устранили технические дубли - добились того, чтобы сайт был доступен по адресам единого формата - латиница, https, нижний регистр, слэш на конце.

1.5. Ликвидировали битые ссылки, редиректы и прочую техническую мелочь.

2 - Текстовая оптимизация - в основном, выехали на хороших шаблонах Title, Description и h1.

Совет: если у вас интернет магазин, обязательно указывайте в мета-данных: стоимость, ассортимент и УТП - это не только скажется на ранжировании, но и обеспечит прибавку к CTR.

3 - Коммерческие факторы и E-A-T

Ком. факторы рулят в Яндексе, про них всем давно известно, в рамках оптимизации данного направления мы залили на сайт сертификаты, добавили обратный звонок, воткнули витрину товаров на главную, контакты офисов продаж и т.д. И в Яндексе это конечно сработало, но Google лежал мертвецом.

В чём было дело? В стильных модных молодёжных E-A-T и YMYL («Your Money or Your Life» и «Expertise, Authoritativeness or Trustworthiness») про них разве что ленивый не написал. YMYL - это тематики, связанные со здоровьем и финансами - и да, мы попали в этот адок. E-A-T - это критерии оценки сайтов в данных тематиках, переводится как (Экспертность, Авторитетность, Достоверность) - или как смертный приговор для многих сайтов рунета.

Но мы хотели жить и решили побороться за топ-10 в Google, плотно занялись контент-маркетингом, продвижением экспертов от имени бренда - на сам сайт добавили страницы наших авторов и другими секретными способами доказывали что мы тот ещё E-A-T, в результате на сегодняшний день Google уверенно догоняет Яндекс и я предполагаю, что сможет в дальнейшем его обогнать:

Динамика трафика из Яндекса и Google Михайлов Павел
Динамика трафика из Яндекса и Google Михайлов Павел

Часть вторая - смерть индустрии

Всё бы ничего, если бы мы выросли в прошлом году, или в позапрошлом, или еще пару лет назад - было бы замечательно. Но пришёл коронавирус (кстати, по промо-коду CORONANAH вы скорее всего еще сможете успеть прикупить себе спортпита со скидкой).

Небольшое отступление, нынче модно писать в основном про пострадавших от короны, но кому интересно - ставьте плюсы, и если их будет хотя бы 20, в следующей статье расскажу про неочевидных бенефициаров коронакризиса.

Вернёмся к теме!

Закрылись не только торговые точки, но и фитнес-залы.

Закрылись не только фитнес-залы, но и уличные спортивные площадки.

В общем, приехали - закрылось всё.

Но открылись некоторые неочевидные возможности.

В этот момент мы как раз работали над большим и интересным анализом по e-commerce для Фитбара, и уже там предложили идею - добавить товары для тренировок дома. Идея была отличная, но Павлу Зернову она пришла раньше и ещё до презентации нашего исследования на сайте начали появляться товары для домашних тренировок. В худшие недели карантина латексные резинки и петли (без мыла) стали локомотивом продаж, и к тому же оказались высокомаржинальным направлением.

Мы же идею доупаковали и рассказали, как разместить такие товары на сайте - во всех наиболее доступных местах:

Блок "Тренируемся дома" на сайте fitbar.ru Михайлов Павел
Блок "Тренируемся дома" на сайте fitbar.ru Михайлов Павел
Карта кликов Михайлов Павел
Карта кликов Михайлов Павел

Как видно, сегодня данная категория пользуется довольно высоким спросом, особенно если учесть в том числе клики по категории “аксессуары”, т.к. в ней так же находятся товары для тренировок дома.

Не скажу, что петли и эспандеры спасли жизнь проекту, но тем не менее внесли свой вклад в его поддержку и, я уверен, будут пользоваться спросом даже после карантина, ведь народ узнал, что дома можно не только работать, но и тренироваться.

На сегодняшний день точки продаж вновь открылись, а успехи - ранее достигнутые в онлайне, закрепились. И мы можем выдохнуть и двигаться дальше - в светлое будущее (частично даже настоящее) с CPO по 300 рублей.

Ну и пруф на прощанье, чтобы доказать что кейс не нафотошоплен:

Благодарственное письмо FITBAR.RU
Благодарственное письмо FITBAR.RU

Какая мораль у нашей истории? Да нет её. Есть просто радость, которую испытываешь, когда что-то получается. И этой радостью хочется делиться. А кто любопытный, пишите вопросы в комменты - поделюсь не только радостью, но и более конкретными механиками, которые позволили нам сделать то что мы сделали в довольно конкурентной тематике (где мы бодаемся не только с прямыми конкурентами, но и с агрегаторами, и с аптеками) и в довольно непростое время.

С наилучшими пожеланиями, PM-Digital.

Роста, развития, успеха!

1010
17 комментариев

Если не секрет, сколько человеко-часов тратится в месяц при бюджете 25к?

3
Ответить

Дмитрий, доброго утра! Не секрет: мы не считаем 😁. Примерно - от 15 до 30 часов в месяц, количество работ от месяца к месяцу может отличаться. + на связи с клиентом регулярно по каким-то параллельным вопросам, которые сложно посчитать и выразить в часах. Сейчас по такой ставке не работаем, конечно. Тут просто ситуация договора, который дороже денег - подписались, трудимся)

1
Ответить

Показательный кейс, интересный проект. Плюсую. 

Вы конечно не разрабы магазина, но после спиннера (загрузчика) сайта я, как пользователь, вижу статичный HTML, а потом подгружаются стили с JS, и такой LAZY LOAD на всем сайте. ИМХО, но слегка долгий и шершавый момент.
 
(Mac OS + Google Chrome)

2
Ответить

Доброе утро, Эдуард! Спасибо за плюс и коммент по загрузке) это как раз на повестке дня, будем фиксить - момент действительно мозолит глаз

1
Ответить

Спасибо, было интересно и в целом технология основная ясна и довольно часто встречается в последнее время. Также было и много новых интересных мыслей. Вопрос только один, сколько проектов ведете одновременно? 

1
Ответить

Рустам, приветствую! Рад что статья понравилась, и да - мы действительно не делаем ничего сверхъестественного: только стандартные осмысленные работы с +/- прогнозируемым результатом и отлично, что этот подход часто встречается в последнее время)

По количеству проектов: наши SEO-специалисты ведут не больше 6-ти проектов, менеджеры побольше тащат - до 10, но у них существенно меньший объём работы, потому что SEO-специалистов проверяет тим-лид, который типа контроля качества. Так что менеджерам остаётся только презентовать отлично сделанную работу или предоставить аргументированные обоснования к снижению трафика/позиций.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить