Как SEO-шница 5 раз сайт переделывала. И что из этого вышло
Привет! Это моя первая публикация на vc.ru – так что поддерживающие комментарии, оскорбления и иной фидбэк приветствуются.
С сентября 2015 по июль 2020 года я занималась поисковым продвижением сайта туристической компании в городе Челябинск.
Компания реализовывала собственный туроператорский продукт и занимала позиции лидера Урало-Сибирского региона.
Материал пригодится начинающим SEO-специалистам и оптимизаторам, которые продвигают сайты турагентств и туроператоров.
Осторожно, много макетов!
Погнали.
Начало.
С чего начинали в 2015 году?
Со всего и сразу.
Что было не так?
- Старая CMS то и дело подвергалась взломам, на сайте размещались невнятные исходящие ссылки – от порно до магазинов детской одежды.
- У каждой страницы существовало минимум 4 дублирующих версии.
- Файл robots.txt разрешал индексировать всё содержимое сайта, включая админ-панель и её содержимое – в индексе поисковых систем оказалось больше «мусора», чем целевых страниц.
- Первичная техническая оптимизация отсутствовала в принципе – о заполненных метатегах речи не шло.
- Последние опубликованные материалы на сайте датировались 2014 годом. Размещение новостей спихивалось с менеджеров компании на программистов – как итог, до размещения дело не доходило.
Что мы сделали в 2015 году?
- Обновили существующую CMS, параллельно подыскивая новую, с более совершенной системой защиты.
- Провели несколько глубоких технических аудитов.
- Составили новый robots.txt
- Избавились от технических дублей.
- Наладили регулярную публикацию новостей и статейных материалов.
- Прописали корректные метатеги для продвигаемых страниц.
Результат 2015 года
Полученные через 5 месяцев результаты оказались смехотворными: сайт вошёл в ТОП-20 по нескольким запросам, но этого было ничтожно мало.
Вебвизор и Метрика красноречиво орали, что пользователям сайт не нравился (нам тоже) и зачем он вообще такой нужен?
Вывод 2015 года
Редизайну и переработке структуры сайта быть.
Второй этап работ – 2016-2017 год
Что оставалось не так?
- Низкие показатели трафика из поисковых систем на сайт (в качестве цели на 2016 год поставили рост минимум в 70% по сравнению с предыдущим годом.
- Низкая видимость по продвигаемым запросам (трафика не будет, пока хотя бы по части позиций мы не войдём в ТОП-10).
- Посредственный уровень конверсий в заявки и звонки (обычно SEO-специалисты мало вовлечены в процесс выстраивания конверсий с отделом продаж. Нам такой вариант не подходил, поэтому объединили усилия с руководителем отдела продаж ).
- Высокий уровень отказов и слабая вовлёчённость пользователей красноречивее всего говорили, что сайт не нравится пользователям и требует обновления.
Что мы сделали в 2016-2017 году?
- Отрисовали макеты новых страниц и начали работу над фирменным стилем компании.
- Собрали семантическое ядро для Урало-Сибирского региона, отсмотрели популярные направления для более продвинутых с точки зрения полётной программы городов-соседей (Екатеринбург,Тюмень) и добавили для туристов Челябинска, которым недостаточно туров в Турцию.
- Оптимизировали работу сайта под десктоп и для мобильных устройств.
- Создали посадочные страницы, строго заточенные под продвигаемые запросы.
- Расширили структуру сайта и список предоставляемых услуг, так как начали работу как визовый центр, открыли реализацию круизного продукта.
- Особое внимание уделяли работе со спецпредложениями, акциями и рассылками как с одним из весомых коммерческих факторов при работе с поисковым продвижением сайта.
- Первично проработали текстовые факторы, составили список приоритетных страниц для продвижения, наполнили текстовым и видео-контентом.
- Выстроили обратную связь с клиентами – собрали больше 190 отзывов реальных туристов с фотографиями, разместили на сайте в соответствующем разделе.
После реализации доработок и выстраивания фирменного стиля компании, позиции сайта незначительно улучшились (вошли в ТОП-15).
Рост трафика? Достигнут.
Удовлетворение от проделанной работы? Даже не пахнет.
Середина
Третий этап работ 2017 год – мы всё ещё не сдавались
Что нам по-прежнему не нравилось?
- Недостаточный уровень видимости по высокочастотным и среднечастотным запросам, уступаем мастодонтам индустрии.
- Часть запросов отражала нерелевантные страницы - вместо страницы курорта в выдаче оказывалась страница страны.
- Снижение уровня трафика из Google.
Что мы сделали в 2017 году?
- Стали чаще добавлять акции, добавили поддомены в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Магнитогорске.
- Начали эксперименты с перелинковкой, на странице горящих туров сформировали ссылки со странами, тем самым увеличили глубину просмотра для пользователей и позволили поисковому роботу быстрее находить страницы туров в страну
Результат второго редизайна – осень 2017 года
ТОП-5 по-прежнему не виден, но ТОП-10 местами уже покорился.
Четвёртый этап работ 2018 год
Что не так в 2018 году?
- В игру вступают агрегаторы и крупные игроки рынка по всей России, а также сервисы путешествий – конкуренция возрастает. Идёт отжим целевого трафика.
- В регионах теперь запрашивают не только туры в страну, но и туры на курорт – у нас не подготовлены страницы.
- Для дополнительной генерации трафика конкуренты задействуют статейные материалы – этот канал привлечения мёртв.
- У нас посредственный ссылочный профиль, подпорченный накрутками в 2014 году, до начала работы над проектом.
Что мы сделали в 2018 году?
- Добавили страницы курортов, вложили их в туры в страну.
- Начали формировать костяк статейных материалов, опираемся на информационные запросы пользователей региона.
- Упарываемся контент-маркетингом, размещаем материалы на сторонних ресурсах, сотрудничаем с печатными и интернет-изданиями, проставляем ссылочки.
Результат работ в 2018 году
Конец
Пятый этап работ – 2019-2020 год
Революция неизбежна, SEO-специалист отправляется на очередное повышение квалификации.
Что было не так в 2019-2020 году?
- Сайту необходим дальнейший рост по среднечастотным маржинальным запросам в других регионах и «допинывание» до ТОП-5 высококонкурентных частотников.
Часть из этих запросов находится за пределами поисковой выдачи.
- Специалисту необходимо упорядочивание уже имеющихся знаний в единую систему и углублённое изучение технической оптимизации, коммерческих и поведенческих факторов.
Как продолжили мытарства в 2019-2020 году?
- Выделили низкую видимость запросов с высокой маржинальностью.
Есть чётко ограниченный пул запросов, по которым мы упёрлись в потолок трафика (занимаем 1-5 место ТОПа). Мы не приносим сайту больше новых пользователей, а следовательно, и новые заявки. При этом видимость других запросов с высокой маржинальностью находится за пределами ТОПа. Пример – Туры/путёвки в Абу-Даби из Челябинска.
-Определили ограниченность возможностей работы с большим количеством запросов.
- Мы работаем со сторонним модулем горящих туров (Турвизор), поэтому временно лишены возможности тонко выстраивать структуру сайта и прорабатывать часть среднечастотных и низкочастотных запросов.
В результате проведенного анализа разработчики приступили к работе над созданию собственного поиска туров, поэтому необходимость в тонкой семантической проработке усилилась. Пример – туры выходного дня в Париж, майские туры в Европу.
- Поисковый трафик сокращается из-за нововведений поисковых систем.
Благодаря внедрению сервисов путешествий и агрегаторов, поисковой трафик сокращается даже для ТОП-3. Необходимы альтернативные каналы привлечения.
- Высокий уровень конкуренции со стороны онлайн-турагентств, работающих по всей России.
Как добивались результатов в 2019-2020?
- Адаптировали URLы страниц туров в страну и туров на курорт. Снизили показатели спамности.
Во время очередной бессонной ночи обнаружили несколько неочевидных текстовых фильтров Яндекса на ряде продвигаемых страниц.
Приняли решение о переработке URLов страниц туров в страну и туров на курорт. Эта мера дала неслабый просад позиций, однако мы знали на что идём. Нет
- После настройки нового URL на каждой странице выставляем 301 редирект, чтобы страница не отдавала 404-ю ошибку по старому адресу, после чего отправили роботов на переобходы страниц в Яндекс.Вебмастере и Google Search Console, проставляли ссылки из новостей на целевые страницы, чтобы ускорить индексацию по новым адресам.
- Переработали тексты на продвигаемых страницах, уменьшили количество вхождений ключевых слов.
- После завершения работ по адаптированию и редиректам пересобрать sitemap.
В файле должны содержаться прямые ссылки на страницы туров в страну и туров на курорт, а не редиректы.
За время работы заметили прямую корреляцию – если в sitemap указаны прямые ссылки, страница быстрее проходит индексацию со стороны поисковиков.
- Проработали детальный механизм перелинковки, дать возможность контент-менеджеру формировать список похожих курортов/стран самостоятельно.
Как это должно было выглядеть?
Чего добились в 2019-2020 году?
Удовлетворения (наконец-то) и роста позиций/трафика.
Перед началом пандемии успели реализовать часть доработок на страницах и можем продемонстрировать динамику результатов на примере нескольких продвигаемых запросов.
Данные предоставлены сервисом Se-Ranking от 23 июля.
Запрос «тур на Кипр из Челябинска»
Запрос «путёвки в Италию»
Запрос «туры в Сочи из Челябинска»
Запрос «путёвки в Таиланд»
Запрос «туры в Италию»
Яндекс
Запрос «туры в Сиде»
Запрос «туры в Дубай»
Запрос «туры на Пхукет»
Запрос «туры в Индию»
Запрос «туры в Анталию»
Что так и осталось мечтой?
Разработчики не успели приступить к созданию собственного поиска туров, поэтому реализовать тонкую семантическую проработку, а значит, выйти на всероссийский уровень и реализовать собственный туроператорский продукт не получится.
Смерть турагентской индустрии
Несмотря на заверения туристической братии в светлом будущем, работе агентств в прежнем формате конец. 21 сентября компания объявила о приостановке деятельности из-за невозможности продолжать работу.
Что стало тому виной – пресловутый COVID-19, отсутствие поддержки со стороны государства и туроператоров, сказать сложно.
Сказать наверняка можно только одно – это нечеловеческое спасибо команде программистов, контент-менеджеру, дизайнеру и интернет-маркетологу, что ни разу не послали лесом с многочисленными доработками (справедливо) и поддерживали на протяжении всей работы над проектом.
Всем отважившимся продолжать работу в туризме – сил, терпения и успехов!