Ежемесячная SEO проверка сайта: зачем это нужно и что проверять?

Актуально в первую очередь для бурж Google, но подойдет и для Ру / Яндекса

SEO специалисты делятся на тех, кто пока еще не делает ежемесячную проверку сайта и тех, кто уже обжегся на внезапных ошибках и больше не хочет повторения.

Оптимизировать и продвинуть сайт в топ - это еще не все. Ведь с каждым новым релизом сайта может перестать работать какая-то старая SEO-доработка или появятся новые ошибки. Но не только в сайте дело. Может случиться что угодно. Например, Googlebot заглянет по десятку тысяч url, которые в принципе не должны были существовать на сайте, а потом успешно их проиндексирует.

Всегда проще предупредить снижение позиций и трафика, чем героически трудиться над их восстановлением. И если со страшными и ужасными Google Core Update и Spam Update мы мало что можем поделать, то на продвигаемый сайт и его индексацию обычно вполне способны повлиять. Поэтому и необходима регулярная SEO проверка сайта.

Сергей Горохов
SEO специалист, продвигаю в "бурже" с 2019 года. Развиваю канал о зарубежном SEO.

Залог успеха - регулярные SEO проверки

Однако мало провести проверку, ее надо сделать регулярной. Проблема в том, что ежемесячный чекап сайта - один из самых нудных, скучных и “бесящих” задач для SEO-специалиста. (Сам автор не раз ленился и откладывал подобные задачи пока ему не прилетало.)

Поэтому предлагаю следующее:

  • Добавить задачу в процесс работ по продвижению сайта. Если в компании есть должность SEO Lead, то необходимо, чтобы он контролировал исполнение этой задачи.
  • Поставить регулярную задачу в таск-трекер или хотя бы в Google Calendar.
  • Составить понятный шаблон мониторинга и следовать ему.

Проверяем SEO ежемесячно на максималках

1. Выдача Google

Поскольку мы продвигаем в Google, то в первую очередь стоит обратить внимание именно на поисковую выдачу.

Новые страницы в выдаче Google по запросу /site:domain.com/. Проверяем нет ли жалоб DMCA, выглядят они вот так:

<i>Поиск по сайту, часть страниц которого скрыта из-за DMCA</i>
Поиск по сайту, часть страниц которого скрыта из-за DMCA

Страницы в индексе за последний месяц. Нажимаем Tools > Any time меняем на Past month. Смотрим на сниппеты, не корявые ли они, смотрим на url страниц, не появляются ли какие-то дубли или мусорные страницы. Конечно, Google покажет только малую часть таких страниц, но это лучше, чем ничего.

<i>Как смотреть страницы за последний месяц</i>
Как смотреть страницы за последний месяц

Проверка сайта на размещение спама и “пирогов”. Используем запрос к поиску /site:domain.com "online casino" OR "slots machines" OR "viagra" OR "porn" OR "write essay" OR "paper writing" OR "escort" OR "poker online"/ Количество спам-маркетров можно расширить в пределах размера запроса в Google (32 слова не включая поисковые операторы)

2. Google Search Console

Трафик. Резкое снижение или плавное снижение несколько месяцев, которое нельзя объяснить рыночными или прочими явлениями. Скорее всего это проблема.

Страницы в индексе. Рост или снижение на >25-30% могут говорить о проблеме.

Страницы не в индексе. Рост на >30% могут говорить о проблеме.

Проблемы с безопасностью и ручные действия. Если пусто, то все хорошо.

Ссылки. Снижение или рост на >25-30% могут говорить о проблеме. Здесь надо вести историю сколько ссылок было каждый месяц и смотреть какие ссылки отваливаются / появляются.

Проблемы с сервером. Settings > Crawl stats > Host status. Более 5% - проблема.

<i>Host status в GSC</i>
Host status в GSC

3. Google Analytics

Трафик с органики. Снижение на >25-30% может говорить о проблеме. Мониторить надо не только трафик в GSC, но и в GA, т.к. бывают случаи, при которых реальный трафик обваливался до 0, а GSC показывал стабильный трафик еще несколько месяцев.

Конверсии по SEO. Смотрим динамику одной или нескольких конечный целей вроде скачивания приложения, оформления корзины, нажатие на кнопку оплата. Снижение на >30% может говорить о проблеме.

Трафик с высоким % отказов и низким временем на сайте. Резкий рост такого трафика может говорить о попытках негативной накрутки сайта.

4. Ahrefs

Битые входящие ссылки. Broken backlinks - это ссылки, ведущие на страницы с кодом 404. На благо вашего сайта такие ссылки не работают.

Ссылающиеся домены. Referring domains. Резкий рост или снижение могут опять же говорить о проблемах.

Потерянные ссылки. Backlinks - Lost. Отчет иногда ошибается - записывает в потерянные вполне себе живые ссылки, да еще и содержит данные о массе мусорных ссылок. Однако в целом он тоже полезен

Ошибки из аудита Ahrefs. Бывают полезны, если вы не делаете обход в Screaming Frog каждый месяц.

5. Что еще стоит проверить

Можно настроить переобход сайта в Screaming Frog каждый месяц. Лучше сделать это на отдельном сервере.

Также стоит настроить сервисы проверки контента и кода ответа url. На слуху у меня только Топвизор Радар и Rush Analytics Мета Сканер, наверняка есть и другие. В этих сервисах стоит мониторить:

  • Мета-теги и наличие seo текста на всех видах SEO страниц.
  • Доступность robots.txt и изменение его кода.
  • Корректность отдачи 404 кода по ряду паттернов несуществующих url.
  • Корректность работы 301 редиректов опять же по ряду паттернов url.

Мониторинг для SPA сайтов (сайтов на JS-фреймворках)

Для сайтов на JS-фреймворках (React, Angular, Vue и т.п.) настоятельно рекомендуется регулярно проверять рендеринг всех важных для SEO видов страниц: трафиковых и листингов (разводящих) страниц.

Как проверять рендеринг страниц в Google Search Console или Google Rich Results ранее уже рассказывал в другой статье. Если же вы для своего SPA сайта все еще не настроили серверный рендеринг, то рекомендую обратиться вот к этой статье про важность его настройки в общих словах.

Например, для интернет-магазина имеет смысл мониторить рендеринг хотя бы

  • Главной
  • Страницы каталога
  • Страницы бренда
  • Страницы тега
  • Карточки товара

Для сайта услуг, у которого лендинги построены на разных шаблонах, а также есть блог, стоит мониторить:

  • Главную
  • Разводящие страницы по услугам сайта
  • Лендинг, построенный на шаблоне №1
  • Лендинг, построенный на шаблоне №2
  • Главную блога
  • Категорию блога
  • Статью

Внутри каждой (!) такой страницы нужно проверять корректность всех важных для SEO блоков:

  • Доступность CSS и JS для Googlebot, важных для отображения страницы
  • Title
  • Meta description
  • Микроразметку OG: и Schema.org
  • Hreflang (если есть)
  • Canonical
  • Meta robots
  • Меню с гиперссылками
  • Переключатель языков
  • Хлебные крошки
  • H1 страницы
  • Все текстовые блоки
  • Картинки
  • Пагинация
  • Ссылки на App Store / Play Market (если есть)
  • Футер сайта со ссылками и логотипом

Шаблон файла для мониторинга

Можно использовать вот такой шаблон файла для мониторинга. Каждый новый мониторинг добавляется в виде даты с таблицей перед текущей таблицей. В принципе можно использовать и табличный файл, но мне удобнее именно Doc.

Что еще полезного могу рассказать?

Если вы интересуетесь SEO под Google, то подписывайтесь на мой блог на VC, а также буду рад вам в группе в Телеграм по зарубежному SEO.

Пока рассказываю в основном про техническое SEO, но в планах рассказать про анализ конкурентов, линкбилдинг, контент и семантику.

П.С. Кто смог прочитать этот пост в последний рабочий день 2024 года - однозначно SEO-монстр! Всех с наступающим!

1
Начать дискуссию