Обзор: Как попасть в колдунщики Яндекса (спойлер: легко)
Всем привет. Это статья о том, как работают колдунщики Яндекса, зачем они нужны бизнесу и как в них попасть. Вокруг них много мифов, многие думают, что они недоступны обычным смертным. На самом деле, там все просто — с колдунщиками могут работать все, для этого не нужно быть ИТ-гигантом.
Три мифа о колдунщиках
В двух словах: колдунщики — это элементы выдачи, которые сразу отвечают на вопрос пользователя. Часто приходится слышать мифы о колдунщиках Яндекса — они особенно распространены среди клиентов и начинающих веб-мастеров. Вот мой личный хит-парад популярных заблуждений:
Миф №1: «Колдунщики доступны только самому поисковику»
Этот миф даже стал инфоповодом: несколько компаний («Авито», ЦИАН, 2ГИС и другие) обвинили Яндекс в том, что попасть в его колдунщики сторонние сервисы не могут. Теперь ФАС хочет, чтобы Яндекс обеспечил равный доступ к колдунщикам для всех компаний. Самое поразительное, что попасть в колдунщики давно может любой желающий — например, это сделали около 30 тысяч интернет-магазинов.
Миф №2: «Яндекс ворует позиции в выдаче»
Идея в том, что колдунщики якобы занимают позиции в выдаче, которые могли бы достаться сайтам. На самом деле, колдунщик — это дополнительная позиция в выдаче. Они не влияют на положение ваших сайтов, вы по-прежнему можете получать поисковый трафик.
Миф №3: «Колдунщики делают выдачу неконтролируемой»
Ок, мы научились оптимизировать сайты, а потом появились колдунщики и все испортили. Опять же, верно обратное: колдунщики делают выдачу более контролируемой. Благодаря ним, в выдаче появляются площадки, с которыми вы можете работать. Сейчас расскажу об этом подробнее.
Как попасть в колдунщики Яндекса
Итак, содержание колдунщиков по брендовым запросам можно контролировать. Главный совет: работайте с обратной связью, общайтесь с пользователями и следите за актуальностью информации на сайте. Я проанализировал методичку Яндекса и собственный опыт, чтобы составить несколько рекомендаций, которые помогут получить хороший результат от колдунщиков.
Список организаций
Когда люди ищут что-то вроде «где купить пиццу на ВДНХ», появляется колдунщик с каруселью релевантных организаций. Там отображаются адрес, фото, время работы, оценки, отзывы — в общем, информация, которая помогает людям принять решение о том, стоит ли обращаться именно к вам. Где Яндекс берет данные для этого колдунщика? В карточке компании из Справочника — и ее содержанием можно управлять.
Добавьте информацию о компании в Справочник и дождитесь проверки модераторами, чтобы получить синий бейджик верификации. Организации с бейджем вызывают больше доверия. Заполнение всех полей карточки повышает рейтинг компании в глазах алгоритмов Яндекса. Другой способ попасть в сниппет — разметить сайт с помощью Schema.org, тогда робот Яндекса сможет корректно обработать информацию и добавить ее в Справочник.
Ах, да, у вас должно быть много отзывов (само собой, положительных) — мотивируйте клиентов рекомендовать вас на Яндекс.Картах, напоминайте об этом после покупки. Обязательно отвечайте на негативные отзывы — Яндекс это учитывает при формировании рейтинга.
Рецепты
Идеальный вариант для кулинарного сайта: человек ищет рецепт борща, видит колдунщик с фотографиями и кратким описанием шагов, после чего может перейти по ссылке за подробностями. Попасть в этот сниппет можно, добавив на сайте разметку Recipe стандарта Schema.org или создав турбо-страницы с разметкой для рецептов. Такая возможность доступна только для чисто кулинарных проектов: не удастся привлечь трафик на корпоративный сайт с помощью рецепта вареников, которые готовила бабушка директора.
Товарный сниппет
Интернет-магазинам доступны разные варианты колдунщиков — например, сниппет с галереей предложений и богатый сниппет для товара. Остановлюсь подробно на одном из них — товарном сниппете. Этот колдунщик показывает рейтинг магазина на Маркете, рейтинг товара, фото и цену. Удобно для пользователей — можно сразу понять, есть ли в магазине нужные товары. И удобно для бизнеса — это шанс привлечь дополнительный трафик и совершить продажу. Чтобы попасть в колдунщик, нужно сформировать товарный фид в формате YML и загрузить его через специальный интерфейс. Модераторы проверят его в течение пары дней — после этого сниппет появится в поиске.
Не Яндексом единым: пытаемся занять место в колдунщиках Google
Свои колдунщики есть и у Google — там они называются OneBox. Хорошая новость: в колдунщики Google тоже можно попасть. Плохая новость: это не всегда тривиальный процесс.
Пожалуй, самый «вкусный» гугловый колдунщик для бизнеса — это, собственно, Google My Business. Он показывает дополнительную информацию в ответ на запрос с упоминанием бренда — например, часы работы, адрес и т.д. Для магазинов или ресторанов — то, что нужно.
Как же туда попасть? Здесь начинается самое интересное: сперва придется зарегистрироваться в сервисе Google Мой бизнес и пройти там верификацию. У кого-то это получается быстро, но некоторые компании жалуются, что ждать верификации приходится месяцами. Как повезет, в общем. Затем нужно заполнить профиль и внимательно следить за отзывами, которые оставляют вам пользователи Google. Работайте с негативом, отвечайте на вопросы — чем больше отзывов и ваших реакций на них, тем выше шансы попасть в колдунщик. И не забудьте про микроразметку на сайте — она поможет Google быстрее получить данные о вашей компании.
Чуть проще дело обстоит с некоторыми другими колдунщиками, например, со сниппетом Google Images, который показывает релевантные изображения по запросу. При клике на картинку пользователь переходит на сайт — это может стать хорошим источником трафика. Чтобы попасть в этот колдунщик, нужно использовать оригинальные картинки в хорошем разрешении, заполнять атрибуты title и alt, добавлять ключевые слова в названия файлов (например, stiralnaya-mashina-vyatka-avtomat.jpg), а также внедрить разметку schema.org.
Вывод
Колдунщики — удобный инструмент для пользователей, но и бизнесу не стоит их игнорировать. Они доступны всем, на их содержание можно влиять, чтобы привлекать клиентов. Еще раз напомню алгоритм: зарегистрируйтесь везде, используйте возможности всех сервисов поисковика, актуализируйте информацию о своей компании и настройте разметку там, где это уместно.