SEO для спасения вашего ресторана или кафе в эпоху QR-кодов
В ноябре 2021 года в Госдуму РФ были внесены проекты законов об обязательных QR-кодах на транспорте, в общепите, в розничной торговле. В середине декабря состоится 1 слушание законопроектов. Но в связи со сложной эпидемической ситуацией в России сомневаться в том, что законы будут приняты, нет оснований.
Что ждет ресторанный бизнес, который пострадал больше всех в первую ковидную волну и только-только начал восстанавливаться? Как среагирует основная целевая аудитория общепита – платежеспособные миллениалы, среди которых максимальный процент ковид-диссидентов без QR-кодов? Можно ли рестораторам сократить убытки от такого решения властей?
Конечно, всегда можно устроить пикник на обочине…
Но в стране, где больше полугода очень холодно, а в остальное время – просто холодно, вряд ли это выход.
Для начала – давайте попробуем понять, кто же выжил в первый жесткий локдаун 2020 года и в последующий период ограничений, и как им это удалось.
Ковид: кризис общепита в цифрах
По данным Росстата:
- весной 2020 года оборот предприятий общественного питания РФ составил 49% от оборота этого же периода 2019 года;
- за 2020 год из каждых 10 ресторанов 8 вынуждены были закрыться. И только 77% открылись вновь, с временем простоя до 8 месяцев;
- летом 2021 года средняя сумма чека сократилась на 30% по сравнению с аналогичным доковидным периодом.
Причина проста — если в ресторане нет 70% заполняемости, он убыточен. А кто захочет пойти в ресторан и потратить от 100 €, учитывая все ограничения и опасения COVID-19?
Мы ходим в ресторан, чтобы пообщаться с друзьями, получить ощущение комфорта, изысканности и где-то элитарности, которых невозможно добиться дома. Вкусная еда – хорошо, но когда остальное недоступно – стоит ли подниматься с дивана?
А вот что говорит население:
- только 6% жителей РФ заявили, что они не откажутся от походов в ресторан ни при каких обстоятельствах;
- около 60% бывших завсегдатаев общепита вернутся в рестораны, бары и кафе, если поймут, что там будет безопасно;
- остальные 34% бывших любителей профессиональной кухни сделали свой выбор, совместив еду от шеф-повара и домашний уют, проголосовав за доставку и блюда на вынос.
А сколько из этих потенциальных клиентов будут иметь QR-код? !
Основные проблемы ресторанного бизнеса в пандемию и в период постковидного восстановления
Не нужно быть глубоким аналитиком, чтобы увидеть главную проблему рестораторов: денег новые ограничения требуют все больше, а выручка все ниже.
Рестораторы называют 3 главных задачи постковидного возрождения:
- увеличение количества посетителей;
- возрастание среднего чека;
- найм и удержание персонала.
И это – при скудном бюджете, кардинально подорванном антиковидными мерами.
Эти проблемы взаимосвязаны. И как бы это ни звучало фантастически, помогут в их решении технологии интернет-маркетинга, причем в значительной степени – поисковая оптимизация (SEO).
Как органический трафик сможет возродить ресторан?
Единственный плюс от ковида – лавинообразное развитие интернет-технологий, массовое вовлечение всех групп населения в цифровое пространство. Поиск в интернете стал главным занятием населения, которое долгое время вынуждено было сидеть взаперти.
И если ресторатор впадет в цифровое небытие, не будет бороться за позиции на первых страницах поисковой выдачи, то… дальше лучше не продолжать ((.
Кстати, наибольший урон от ковидного локдауна понесли статусные гастрономические рестораны, столик в которых бронировался за полгода вперед. Про их изысканность, элитарность и высокую кухню ходили легенды, поэтому какая-то дополнительная реклама, позиционирование в интернете им были неважны.
Вовремя среагировавшие на новые вызовы владельцы ресторанного бизнеса обратились в SEO-агентства для выяснения, какие запросы поисковым системам задают их бывшие клиенты.
И оказалось, что основные — это:
- доставка еды;
- еда на вынос;
- как можно заказать (пиццу/суши/бургер) домой;
- еда на вынос недалеко от меня;
- пицца онлайн рядом;
- доставка на дом;
- заказать на дом и т.д.
Психологи уверяют, что питание вне дома может остаться на уровне 50% к доковидным цифрам, в то время, как заказы на доставку и вынос планируются выше на 40%.
Поэтому доставка, еда на вынос – важнейший источник трафика.
Как грамотная стратегия SEO спасла реальную ресторанную сеть в ковид
Анализ причин убытков – это замечательно, но лучше всего доказывать эффективность поискового маркетинга на конкретных примерах.
Дано: Известный ресторан узбекской кухни
Задача: Сохранить доковидный трафик и увеличить конверсию в условиях ограниченного бюджета.
Как и подавляющее большинство предприятий общепита, этот ресторан был преимущественно ориентирован на обслуживание клиентов в залах ресторана, поэтому основная информация на сайте – о меню, как добраться, фото залов. У ресторанной сети сложилась своя аудитория, для которой доставка еды была второстепенным фактором.
Но в период самоизоляции все кардинально изменилось:
Для оперативной корректировки ситуации SEO-агентством были предложены конкретные меры:
- пересмотрено семантического ядра с увеличением количества запросов, связанных с доставкой блюд;
- оптимизирован раздел «Доставка»;
- усовершенствован интерфейс и функционал «Корзины»;
- расширены возможности мобильной версии сайта;
- расширена структура сайта новыми разделами, востребованными в период самоизоляции и ограничений;
- проведен комплекс работ по технической оптимизации сайта.
Результаты проведенных работ по поисковой оптимизации сайта ресторанов
По объективной статистике Яндекса:
1. Сохранены и улучшены позиции сайта ресторана в ТОП поисковой выдачи:
2. Улучшилась видимость сайта (особенно заметная на фоне сайтов конкурентов):
3. Увеличилась конверсия и рост целевых действий клиентов, пришедших из органического поиска:
Оперативно и грамотно проведенные SEO-агентством мероприятия позволили ресторану не только остаться на плаву в пандемию, но и увеличить трафик и конверсию.
Какие мероприятия SEO необходимо выполнить ресторанам в самое ближайшее время, чтобы успеть обойти конкурентов?
Сидеть и ждать, когда все вернется к прежним порядкам, бессмысленно. Чтобы выжить, брендам необходимо как можно оперативнее применить возможности поисковой оптимизации для адаптации к изменяющемуся поведению потребителей:
- сделать акцент на планировании стратегии местного поиска, т.к. более 46% поисковых запросов являются локальными — люди выбирают ближайшие рестораны с блюдами на вынос;
- разместить информацию на сайте о COVID-безопасности предлагаемых услуг;
- изменить содержание и функционал сайт под новые условия и вызовы.
И главное — научиться слышать своего клиента и давать ему то, что он хочет! А счастливый клиент принесет конверсию и такие необходимые стабильность и прибыль.