SEO для UGC: как продвигать форумы, сайты с вопросами и ответами
Первая часть серии статей о SEO для UGC от Анны Павлюк, тимлида Nimax.
Мы около пяти лет работаем с крупными сайтами — Glamour, Vogue и другими. С продвижением изданий все более-менее понятно, а вот про UGC-сайты практически ничего нет. Тема объемная, поэтому мы решили собрать серию статей, чтобы поделиться нашей экспертизой в этом направлении.
UGC-сайты — это ресурсы, где львиную долю контента создают сами пользователи. Форумы, площадки с вопросами и ответами, отзывы, рецепты — продвигать и развивать их непросто.
Вот некоторые из сложностей, с которыми сталкиваются форумы и сайты типа «вопрос-ответ»:
непонятно, как мотивировать людей создавать контент больше и чаще;
далеко не все пользователи генерируют качественный контент, а это влияет на трафик;
на сайте куча спама, что снижает общее качество ресурса;
неясно, как привлекать больше трафика и каким страницам отдать приоритет в продвижении.
Попробуем ответить на эти вопросы.
Разработать стратегию продвижения
Форумы и сайты с вопросами и ответами получают трафик, в основном, по низкочастотным запросам — он идет на топики, страницы вопросов и ответов. То есть больше свежих тем и активности — выше посещаемость из поиска.
Работать, в первую очередь, стоит именно над топиками, доработки по разводящим страницам дадут меньше трафика.
Обеспечить анонимность
Чем проще и быстрее оставить сообщение в ветке, тем выше будет активность участников.
Ниже пример достаточно сложной формы регистрации, которая может отпугнуть часть аудитории:
Тут более дружелюбно:
А можно вообще не регистрироваться, чтобы оставить сообщение в ветке:
Анонимность — дополнительное преимущество (и раздолье для троллей). Контента на страницах и в целом страниц на сайте будет больше, ранжироваться они должны выше. Но потребуются дополнительные ресурсы на модерацию.
Вот пример, как возможность анонимно создавать посты увеличила показатели Леди Mail.ru:
Если ручная модерация не вариант, рассмотрите разработку автоматического «фильтра» сообщений по паттерну поведения участника, наличию в сообщении мата, исходящих ссылок или другого нежелательного контента. Еще можно отслеживать по IP слишком активных участников-спамеров и ограничивать их активность.
Это важно, поскольку в ином случае комментарии превратятся в сборник уникальных способов накачать пресс и похудеть без диет. Несложно для реализации: если есть словари мата, списки стоп-слов и другие условия для блокировки, разработчик справится за 3–4 часа.
Вероятно, число спамеров несколько сократится, если любые исходящие ссылки автоматически будут закрываться от индексации. С точки зрения разработки, задача простая (1–4 часа).
Полезно, когда другие пользователи могут минусовать комментарии. После определенного количества «минусов» комментарий, например, меняет цвет на бледный, и спам уже не так заметен. Заминусованный контент можно автоматически закрывать от индексации. Еще одна легкая для разработчиков задача (1–4 часа).
Еще один сценарий: не банить троллей и спамеров в прямом смысле. Можно отображать их действия (посты, комментарии и т.д.) только для них самих, а для всех остальных скрывать. Уведомления о таком бане не приходят. Это позволит избежать ситуаций, когда заблокированный пользователь тут же регистрирует новый аккаунт и продолжает спамить или флудить.
Создавать цепляющие заголовки
Чтобы тему активно обсуждали, нужно грамотно начать. Залог успеха — небольшая история топикстартера плюс вопрос к участникам, призыв поделиться своими историями. Идеальный заголовок темы — цепляющий и одновременно содержащий в себе ключевые фразы. Это не всегда просто, поэтому лучше доверить задачу копирайтерам с навыками в SEO.
Продумать структуру сайта
Если форум — это только часть сайта, стоит органично вписать его в структуру ресурса. Это важно и с точки зрения вовлечения тех, кто уже находится на сайте, и в плане наследования хостовых факторов. Проще говоря, поддомен — это отдельный сайт, который требует дополнительных ресурсов на продвижение, а папка site.ru/forum/ «перенимает» ранее наработанное доверие поисковых систем.
Один из успешных примеров – Woman.ru. Структура такая:
Поработать со страницами
На том же Woman десятки тем про похудение. Они конкурируют между собой в выдаче, релевантность размывается, вместо одной сильной страницы имеем много слабых.
Wall Street Oasis решили проблему так: комментарии из похожих веток объединили в рамках одной страницы, страницы-дубли деактивировали, удалили URL из Sitemap и сделали 301 редирект на основной URL. Поисковый трафик увеличился на 10-15%.
Подумать о пользователях
Опыт «Леди Mail.Ru» говорит о том, что важно сделать общение удобным для пользователей. Если им нравится писать длинные посты – нужно увеличить ограничение по знакам или вовсе снять его. Позаботиться о корректном отображении гифок и эмодзи, если их используют. От реализации таких задач не стоит ждать взрывного роста, но это работает на лояльность аудитории и увеличивает время на сайте.
Впрочем, есть примеры успешных проектов со слабым дизайном – вопрос потребностей пользователей.
Сделать ветки по городам
На Data Driven SEO V Полина Колозариди рассказывала, что городские порталы в регионах России все еще в ходу и часто заменяют собой поиск в привычном смысле. Например, тюменцы выбирают школу для ребенка и идут с таким запросом не в Яндекс или Google, а сразу на «Детки», где попутно обсуждают и любые другие темы. Поэтому важно делать на форуме ветки по городам, если это уместно для тематики ресурса.
Выводы
При доработках отдавайте приоритет топикам.
Откажитесь от регистрации, обеспечьте возможность общаться анонимно.
Продумайте механизм модерации сообщений, чтобы отсечь некачественный контент и спам.
Следите за статистикой и делайте общение пользователей удобным.
Вовлекайте людей в обсуждение — с помощью первого сообщения темы и структуры сайта.
Не допускайте дублирования тем, объединяйте похожий контент в рамках одной страницы.
Создавайте ветки обсуждений по городам.
Чтобы ничего не забыть, используйте чек-лист: