Из чего складывается стоимость на SEO-продвижение в 2023 году
Всем привет! Решила собрать все, из чего может складываться конечная стоимость на услуги SEO-продвижения. Статья поможет оценить маркетологам и руководителям проектов стоимость предложений в соответствии с их составом, сравнить предложения конкурентов.
Обозначим, что может входить в стоимость:
- команда;
- работы;
- отчетность;
- инструментарий;
- стоимость дополнительных услуг (копирайтинг, ссылочный бюджет, разработка).
Команда и работы — взаимосвязанные вещи. Стоимость работ зависит от состава команды и ее уровня, работает с вашим проектом Junior-специалист или Senior-специалист. Конечная цена должна от этого зависеть и меняться в большую или меньшую сторону. Далее добавляется стоимость инструментария, сервисов, отчетности и формируется абонементный (или фиксированный) платеж.
Команда проекта
Кто может входить в ее состав:
SEO-оптимизатор
Линкбилдер
Ассистент SEO-специалиста
Специалист по оптимизации поискового пространства
- Веб-аналитик
- Копирайтер
- Редактор (текстов и нейросетей)
- Веб-разработчик
- Руководитель проекта (аккаунт-менеджер)
- Дизайнер
Почти отдел =)
SEO стало сложным: многие сайты уже прошли стадию первичной оптимизации, конкуренция с маркетплейсами высочайшая. Чтобы продвинуть сайт, нужна работа целой команды под руководством опытного SEO-специалиста и аккаунт-менеджера.
Появляются новые роли:
массовое написание контента через нейросети требует проверки и фактчекинга. Появляется редактор нейросетей;
многие крупные площадки имеют свой поиск, где также можно оптимизировать сообщество или канал клиента. Оптимизация карточек организаций, сообществ в социальных сетях, видеоканалов, карточек в агрегаторах и маркетплейсах также становится частью SEO.
Работы
Классические SEO-работы.
Аналитика и мониторинг:
изменений в работе ПС;
изменений на сайтах конкурентов;
анализ результатов позиций, трафика, лидов;
ссылок, ссылочной массы конкурентов, результата работы по ссылочной стратегии;
юзабилити, конверсий, поведения пользователей и ЦА.
Подготовка технических заданий и рекомендаций:
сбор и кластеризация семантического ядра;
приобретение ссылок;
работа со структурой и навигацией сайта;
региональная оптимизация (поддомены/подпапки);
коммерческие факторы (по шаблонам страниц, eeat);
мобильная адаптация;
скорость загрузки;
микроразметка;
создание новых страниц;
написание текстов (основные посадочные, статьи, отзывы, faq, карточки товаров, комментарии);
работа с метаданными (title, description, заголовки);
техническая оптимизация (индексация, дубли, редиректы);
проверка счетчиков и настройка целей;
- работы с CTR;анализ Usability.
Организация работы команды:
инфополе по задачам;
регулярные встречи;
- ответы на дополнительные вопросы;
- проверка отчетности;
- распределение и контроль задач в команде.
Что еще может быть включено в работы, помимо стандартных:
регулярная коммуникация SEO-оптимизатора по проекту с клиентом на встречах, в менеджерах задач и мессенджерах;
нестандартные задачи аналитики (составление user story, тегирование и прослушка звонков, тайный покупатель, ABC-анализ, опрос фокусной группы);
- работы специалиста по оптимизации поискового пространства (подбор площадок, анализ конкурентов, оптимизация);
- написание контента через нейросети, массовое создание контента;
- дизайн (дизайнерская отрисовка новых элементов сайта или новых шаблонов страниц).
Как может варьироваться стоимость. Для SEO-оптимизатора от 1 000 до 3 000 р. за час, ассистент — от 500 до 1 500 р., линкбилдер — от 1 000 до 2 500 р., веб-аналитик — от 1 500 до 5 000 р., дизайнер — от 1 000 до 2 500 р.
Отчетность
В зависимости от формата отчета, его сложности и автоматизированности, зависит и его цена в общем прайсе.
Отсутствие отчета как такового
Все результаты оцениваются по бесплатному счетчику, например, метрике.
Файл Excel
Обычный файл с данными, которые договорились отслеживать клиент и подрядчик.
Отчетность из внешних сервисов
По сути, это покупка отчетности и аналитики. Примеры таких сервисов: Топвизор, SEOWORK и т. п.
Google Spreadsheets
Сложные автоматизированные отчеты на основании данных в таблицах.
Bi-отчеты и дашборды
Сложные автоматизированные отчеты, которые могут агрегировать данные из разных источников в разных срезах.
Внутренние разработки агентств
Личные кабинеты, где стандартно для определенной услуги отображаются необходимые отчеты и данные.
Как может варьироваться стоимость. За минимальный стандартный (здесь имеется в виду, что шаблон уже готов и на него только накладываются данные клиента) отчет стоимость может быть порядка 10 000 р. Все остальное — до бесконечности, зависит от сложности отчета. Поддержка от 5 000 р.
Инструментарий
Вот тут цена может разбежаться очень сильно. Многие сервисы, помимо разовой покупки, требуют оплаты лимитов.
Если вы работаете с фрилансером, то нужно четко понимать, что он будет использовать для работы с вами и сколько денег на это понадобится. Если с агентством — спрашивайте, какой внутренний инструментарий есть у агентства и какие сервисы будут использоваться в ходе работ.
Инструменты-сборщики
Собирают позиции, спрос, парсят сайт, выдачу — собирают данные для последующей аналитики. Примеры: Screaming Frog, ARSENKIN TOOLS, Пиксель Тулс, WordKeeper.
Инструменты аналитики
Не только собирают данные, но и предоставляют статистику в виде отчетов и графиков. Примеры: Ahrefs, SEOWork.
Инструменты анализа конкурентов
Оценивают видимости, трафик, оценивают окружение, положение в нише и другие показатели по любому сайту. Примеры: KeysSo, SimilarWeb.
Как может варьироваться стоимость. Для аналитических инструментов стоимость очень разная, например, Ahrefs обойдется в 19 000 р. на тарифе с достаточным функционалом, эта стоимость будет поделена на все проекты. А SEOWORK — от 25 000 р. на минимальном объеме запросов, этот инструмент покупается индивидуально для каждого проекта.
Для сборщиков позиций на минимальных объемах сайтов хватит также самых дешевых тарифов, в среднем это 3 000 р. в месяц на каждый проект. Для инструментов анализа конкурентов — от 5 000 р. в месяц, но на все проекты.
Стоимость дополнительных услуг (копирайтинг, ссылочный бюджет, разработка)
Обязательно проверяйте, какой объем дополнительных услуг входит в ежемесячный абонемент на работы:
- копирайтинг — какое количество знаков без пробелов (ЗБП);
- ссылочный бюджет — собственно его размер;
- разработка — количество заложенных часов контент-менеджера и разработки.
Как может варьироваться стоимость. За копирайтинг на биржах можно найти цены от 50 р. за 1 000 знаков, но в среднем стоимость хорошего копирайтинга равна 500–1000 рублей за 1 000 ЗПБ. Стоимость веб-разработки зависит от CMS сайта и сложности задачи, нужно ли просто выложить текст или разработать новый функционал. Контент-менеджера можно найти по стоимости от 500 р./ч., разработчика — от 1 500 до 5 000 р./ч.
Что еще может влиять на стоимость:
- конечный KPI,
- известность бренда/компании,
- сложность задачи,
- внутреннее ценообразование.
Теперь рассмотрим, как могут повлиять на итоговый бюджет последние метрики.
Конечный KPI
Позиции — может добавиться премия за выведение в целевые топы (10, 5, 3, 1). Зависит от объема запросов.
Трафик — может добавиться премия за новые визиты. Зависит от объема прироста трафика.
Лиды — может добавиться премия за лид. Зависит от объема прироста лидов.
ДРР, ROI — может добавиться премия за достижения целевых показателей.
Оборот, прибыль — может добавиться премия как % от прибыли.
Чем сложнее KPI, тем дороже будет стоить услуга.
Известность бренда/компании
Здесь может сыграть роль исключительно алчность исполнителя. Чем известнее компания, тем больше она может заплатить.
Сложность задачи
Связана с целевым KPI напрямую. Более сложный в достижении KPI требует более значимых затрат.
Также могут повлиять текущие проблемы, например, цель осложнена ближайшим переездом сайта на новую CMS или на сайт наложен фильтр.
В соответствии со сложностью задачи на проект будет выделяться SEO-специалист с определенным уровнем компетенций. Разумно, что за участие Senior-специалиста итоговый чек выйдет дороже.
Внутреннее ценообразование
Наценка агентства, % сверх фактических затрат. Эта наценка может складываться из расходов:
- на офис;
- оборудование;
- команды, которые напрямую не работают над проектом, но обеспечивают работоспособность агентства (IT-отдел, юристы, бухгалтерия, уборщики офиса и т. д.);
- объем налогов и т. д.
Для фрилансера наценка может состоять из оплаты:
- за работу помощников (оптимизаторов, разработчиков, дизайнеров);
- за внешний инструментарий (которые агентство может заменить внутренними бесплатными для клиента разработками — это, например, личные кабинеты, сборщики позиций, спроса и т. п.).
Подведем итоги
При выборе исполнителя обращайте внимание на следующее:
- Конечный KPI, который будет прописан в договоре, а не презентован на словах.
- Состав команды, ее компетенции и опыт. Соотносите со сложностью задачи, которую ставите исполнителю.
- Дополнительные услуги — объем копирайтинга, часы разработки и ссылочный бюджет.
- Объем заложенных работ — какие работы заложены, когда будут выполняться.
SEO — это услуга, она может стоить дорого и дешево. К вам может заявиться пьяный сантехник, разворотить половину ванной комнаты, затопив соседей, а может прийти опрятный специалист, который появится вовремя, будет вежлив, учтет ваши пожелания, починит все за час и еще даст совет по подбору новой стиральной машины.
Старайтесь соотнести цену и работы, которые вам продают.